Нет никаких оснований полагать, что Китай откажется от все более агрессивной позиции в отношении Южно-Китайского моря. Пекин, не желая идти на компромисс, все сильнее усиливает свою хватку в борьбе за регион. Стратегия КНР очевидным образом рассчитана на долгосрочную перспективу. В связи с этим США нужна своя стратегия, рассчитанная как на краткосрочную, так и на средне‑ и долгосрочную перспективу, пишет Дин Ченг в статье для американского издания The National Interest.
Так, отмечает старший научный сотрудник Программы изучения Азии в инвестиционном фонде The Heritage Foundation, одной из самых значительных трудностей в противодействии Китаю в этом регионе стали искусственные острова, созданные им, на которых возводятся взлетно-посадочные полосы и другая военная инфраструктура, меняющая расклад сил. Тем не менее способность КНР возводить эти острова зависит от определенных компаний, как, например, государственной China Communications Construction Company, и их технического потенциала, который, в свою очередь, зависит от импорта определенных компонентов. Поэтому ограничение продажи или поставок этих частей может сказаться на темпах такого строительства.
Китайские искусственные острова в Южно-Китайском море
Помимо ограничения поставок нужных этим компаниям компонентов, ограничить деятельность КНР в Южно-Китайском море можно с помощью лишения части из этихкомпаний возможности участвовать в коммерческих тендерах в США, Японии, Австралии и ЕС. В результате таким компаниям, не все из которых находятся в государственной собственности, придется задуматься, стоят ли их работы в Южно-Китайском море подобных издержек. Введение же санкций против них по меньшей мере скажется на международной репутации.
Тем не менее, подчеркивает Ченг, основная сложность в противодействии Китаю заключается в отсутствии единой позиции других претендентов на территории в Южно-Китайском море. Так, в этом споре противниками выступают не АСЕАН против Китая, а КНР против ряда государств, чьи позиции также противоречат друг другу: Малайзия, Вьетнам, Бруней и Филиппины претендуют, по крайней мере, на часть островов Спратли. Для того чтобы хотя бы говорить о возможности создать противовес Китаю, региональным государствам необходимо, прежде всего, найти общий язык между собой. И здесь самую активную роль в организации единой позиции Куала-Лумпура, Манилы и Ханоя должны играть США. Такой единый фронт против действий Китая в конечном счете должен включать в себя и Индонезию — самую густонаселенную из членов АСЕАН.
Эта организация едва ли возьмет на себя непосредственную роль обеспечения военной безопасности, однако усиление взаимного обмена информацией между членами, повышение осведомленности в морской области и общая ситуационная информированность поспособствуют большему доверию внутри АСЕАН. Улучшение координации на местном уровне потребует также восстановления отношений с Таиландом — четвертой по численности населения страной, обладающей вторым по величине ВВП и одними из крупнейших вооруженных сил.
Иллюстрация: Cn.nhandan.org.vn
АСЕАН
Более того, он является союзником Вашингтона и был ключевым партнером во многих военных действиях США после окончания холодной войны. Выгодно и его местонахождение — в центре Индо-Тихоокеанского региона. Отношения с этой страной осложнил государственный переворот 2014 года, и хотя подобные действия идут вразрез с ценностями США, при поддержании отношений с этой страной нужно принимать во внимание стратегические расчеты.
В конечном счете такие шаги подчеркивают, что США сами по себе неспособны ни обеспечивать стабильность ситуации в Южно-Китайском море, ни тем более разрешить этот кризис. Тем не менее, как указал на недавнем Всемирном экономическом форуме президент США Дональд Трамп, «Америка прежде всего» не одно и то же, что и «Америка сама по себе». Поэтому, несмотря на то, что США на многое способны, для уравновешивания Китая Вашингтону нужна помощь других государств.
И новый путь в этом направлении предлагает зарождающаяся «четверка» США, Японии, Австралии и Индии. Новую жизнь этой концепции, которая находилась в замороженном состоянии в течение почти десятилетия, дал сам Трамп во время своего визита по странам Азии. «Четверка» не является попыткой создать новый альянс, поскольку складывающие ее государства расходятся по вопросам безопасности, а также сталкиваются с рядом внутренних ограничений.
Границы влияния в Южно-Китайском море. Карта
Однако благодаря содействию политической и дипломатической координации между этими государствами, а также, возможно, продвижению определенных совместных экономических и политических подходов, становится возможным более эффективно осуществлять и индивидуальные, и двусторонние шаги в области безопасности. В частности, если дать понять, что все четыре страны поддерживают свободу морского судоходства и отвергают видение Китая, будет сделан не военный, а политический шаг, который впоследствии может быть поддержан ВМФ отдельных стран. Демонстрация единой позиции по поводу необходимости сохранения торговых путей в регионе открытыми будет с высокой долей вероятности иметь необходимое воздействие.
При этом если Китай решит скорректировать свой подход и воздержаться от дальнейшей дестабилизации региона с помощью создания искусственных островов, неформальная «четверка» ответит на этот шаг гораздо лучше, чем формальный альянс, который предполагает военные действия.
Так, хотя следующие несколько лет в Китае и США основное внимание руководства будет сконцентрировано на внутриполитических вопросах, между Пекином и Вашингтоном также велика вероятность сотрудничества. Но, как показало прошедшее десятилетие, в Южно-Китайском море растет напряженность, тогда как последние события не дают никаких оснований считать, что эта тенденция изменится.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.