Есть даже сообщения о том, что США опять рассматривают вопрос о введении абсолютно незаконной бесполетной зоны над Сирией. Об этом я ничего не слышал с тех времен, когда свою президентскую избирательную кампанию вела Хиллари Клинтон. И точно так же, как было в прошлый раз, кажется, целью США является спасение «хороших террористов» тогда, когда правительственные войска Дамаска вот-вот одержат крупную победу.

 

При том что Империя, похоже, отказалась от полномасштабного повторного завоевания Сирии, неоконсерваторы явно ведут дело к тому, что может оказаться крупным ракетным ударом по САР. Тот факт, что пуск большого числа ракет вблизи размещения ВС РФ или над ними станет причиной российской контратаки, которая в свою очередь может привести к крупной, возможно, ядерной войне, неоконы в расчет, похоже, совершенно не берут. Верно то, что они по большей части довольно глупые (как в термине «сфокусирован на краткосрочных последствиях») люди. Но в них присутствует сильное чувство превосходства и мессианский взгляд на мир. Однако меня озадачивает то, что так мало людей в США и ЕС этим обеспокоены. Каким-то образом ядерная война в их восприятии стала настолько немыслимой, что многие пришли к заключению, что она вообще не может случиться.

Другая вещь, о которой неоконы, кажется, забывают: ситуацию в Сирии невозможно изменить посредством ракетных ударов или бомбардировок. Если последняя атака США что и показала, так то, что американские «Томагавки» – легкая мишень для сирийской (по большей части устарелой) системы ПВО. Конечно, США могут положиться на большее число высокоточных КР AGM-158 JASSM, которые намного сложнее перехватить. Но неважно, какие будут использованы крылатые ракеты, все равно они почти не снизят военные возможности Сирии в первую очередь потому, что в САР не так уж и много целей, достойных быть пораженными этими КР. Если учесть, что в Пентагоне наверняка знают, что химической атаки не случится (и не может произойти, поскольку даже США заявляли, что Сирия свободна от химоружия с 2013 года), Белый дом, полагаю, может решить разнести несколько пустующих зданий и провозгласить, что «это животное Асад» понесло заслуженное наказание. Но даже если ракетная атака США и не встретит совершенно никакого сопротивления, то ни малейшего военного смысла иметь не будет. Таким образом, напрашивается вопрос: в чем смысл какой-либо атаки на Сирию? Очевидный ответ заключается в том, что предстоящая ракетная атака имеет меньшее отношение к войне в САР и большее – к внутренней политике США.

Но самое главное в том, что российская военно-морская группировка в Средиземном море намного больше той, что находилась там в прошлый раз: 15 кораблей, включая два передовых в (военно-техническом отношении – С.Д.) фрегата «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», а также две многоцелевые дизельные ударные подлодки проекта 636.6. Это значительная противокорабельная, противовоздушная и противолодочная огневая мощь, а также, что еще важнее, изрядные возможности в сфере раннего предупреждения о нападении.

Поскольку российская и сирийская ПВО были интегрированы в единую автоматизированную систему огня, это значит, что сирийцы теперь будут очень точно «видеть», что происходит в воздушном пространстве и вокруг него, так как русские держат свои самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления A-50У в режиме патрулирования 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

 

Что меня беспокоит более всего, так это сообщения типа того (https://www.usnews.com/news/politics/articles/2018-08-28/us-warns-russia...), в котором говорится, что госсекретарь США Майк Помпео на прошлой неделе сказал российскому министру иностранных дел Сергею Лаврову: Москву будут считать ответственной в случае, если произойдет какая-либо химическая атака. Если под формулой «Москву будут считать ответственной» сумасшедшие в Вашингтоне подразумевают «морально ответственной», тогда это просто обычная чушь. Но я боюсь, что когда всем заправляют сертифицированные психи типа Болтона и Помпео, США могут замыслить нападение на российский личный состав (необязательно находящийся в хорошо защищенных базах «Хмеймим» и «Тартус»).

Эти ребята (в Вашингтоне.С. Д.) могут в качестве мишеней с легкостью наметить различные объекты или сирийские подразделения, о которых хорошо известно, что там размещены российские военнослужащие. А потом заявить, что не имели намерения целиться по ним или что попавшие под удар русские «наверняка участвовали» в действиях сирийских сил, применивших химоружие. США уже выбирали российских граждан для похищения и задержания, так что теперь могут начать убивать россиян, а потом возложить ответственность за эти смерти на Кремль. Вы так не думаете? Тогда просто вспомните фамилию Скрипаль и поймете, что этот вариант вовсе не является таким уж надуманным.

У русских, кстати, имеются свои варианты. Так, они могут разместить на юге России (а еще лучше в Иране) шесть модернизированных МиГ-31, находящихся в состоянии повышенной боеготовности, и держать пару «тридцать первых» на боевом патрулировании в небе над Сирией или ИРИ. В сочетании с «глазами» A-50У эти МиГ-31 придали бы грозные возможности, особенно для противодействия американским бомбардировщикам B-1B, размещенным в Катаре или на острове Диего-Гарсия. До сего дня экипажи МиГ-31 не принимали участия в боевых действиях в САР, но если задачей станет перехват большого числа КР, тогда они могли бы повысить гибкость и возможности того весьма малого числа Су-35 и Су-30, размещенных в настоящее время на авиабазе Хмеймим.

Однако ключом к решению задачи о защите Сирии стало бы наращивание возможностей противовоздушной обороны страны и систем раннего предупреждения, развертывание передовых мобильных систем ПВО и особенно тактических ЗРК типа «Тор-М2» и «Панцирь-С2». До тех пор, пока эта цель не будет достигнута, США и Россия останутся в самой опасной фазе того, что я называю «ядерной игрой в труса», когда каждая сторона угрожает другой, рассчитывая на собственный ядерный потенциал в целях сдерживания значительной контратаки или возмездия.

Это крайне опасно, но Россия мало что может сделать для того, чтобы не дать лидерам США возвращаться к этой стратегии. Пока русские демонстрировали действительно отменный уровень выдержки. Но если давление на них станет чрезмерно высоким, то следующим шагом может стать ответный удар по США в той манере, которую ЦРУ называет «правдоподобным отрицанием». Если русские подвергнутся прямому и открытому нападению, то у них, конечно, не останется иного выбора, как нанести ответный удар. И хотя верно то, что российские Вооруженные Силы в Сирии и вокруг нее значительно уступают в количестве силам США/НАТО/CENTCOM, у РФ есть громадное преимущество над Америкой в крылатых ракетах дальнего радиуса действия.

Ничто из перечисленного выше не новость: мир в этой ситуации уже более года. И конца ей все еще не видно. К сожалению, я вынужден согласиться с тем, что только массированное военное поражение или не менее значительный экономический коллапс могут остановить тех ребят, которые, по словам Владимира Путина, «путают Австрию с Австралией», и заставить их отказаться от безумного стремления достичь мирового господства путем насилия.

 

Андрей Раевский,
военный аналитик, писатель (США)
Перевод Сергея Духанова,