Можно считать случайным, но показательным совпадением то, что данное мероприятие российского премьер-министра состоялось в тот же день, когда вступили в силу федеральные законы, непосредственным образом касающиеся интернета: о блокировке недостоверных и искажающих факты (фейковых) новостей, а также материалов, оскорбляющих общество, государственные символы и институты власти.
В последнее время государство уделяет существенное внимание проблемам, связанным с интернетом, и его шаги вызывают недовольство и критику со стороны определенной части, как интернет-пользователей, так и IT-профессионалов. Помимо упомянутых документов на повестке дня, как известно, стоит еще более громкий законопроект – о суверенном интернете, который вызывает прямо-таки истерическую реакцию у многих критиков. Причина очевидна: действия государства расцениваются ими как политика закручивания гаек, опускания железного занавеса и ликвидации всякой приватности в российской зоне интернета.
В этом контексте встреча премьера с руководством интернет-компаний, безусловно, носит знаковый характер, как и ключевые тезисы, высказанные Дмитрием Медведевым.
В частности, премьер акцентировал высокую значимость собственных поисковиков и социальных сетей для России. Кроме того, он прямо заявил о необходимости «выжать все» – для российской экономики – из бурного роста Рунета.
Российский IT-бизнес находится во внутренне противоречивом состоянии и прямо сейчас переживает весьма болезненный процесс переосмысления собственного места в мире.
Существенная (если не большая) часть заметных фигур отечественного интернет-предпринимательства традиционно настроена оппозиционно и скептически по отношению к российскому государству и власти. Примеры в данном случае многочисленны: от Павла Дурова, открыто бросающего вызов российским властям с мессенджером Telegram, до нескольких скандалов с «Яндексом», чьи высокопоставленные сотрудники неоднократно демонстрировали свои симпатии к постмайданной Украине, включая откровенно радикальные, а иногда даже пронацистские силы там.
В общем, градус оппозиционности российского IT-бизнеса довольно высок, также как и его приверженность изначальным идеалам глобальной сети в виде саморегуляции, отсутствия внешних ограничений и вмешательства со стороны государства.
Однако в последние годы российский интернет-бизнес в полный рост столкнулся с откровенно недобросовестной конкуренцией со стороны Запада в виде административных запретов, фантастических обвинений и просто открытой охоты на ведьм. Самым ярким примером тут, безусловно, может служить «Касперский», а также многочисленные российские программисты, которых захватывают по всему миру и экстрадируют в США.
При этом отечественный IT-бизнес не может игнорировать, что давление со стороны Запада на него прямо связано с силой и успешностью его продуктов, с высокой квалификацией российских программистов. Россия является одной из немногих стран мира, в которой отечественные ресурсы успешно конкурируют с западными на мировом рынке и доминируют внутри страны.
Более того, IT-отрасль не может не замечать, что раздражающие действия российского государства по усилению контроля над интернетом являются не более чем зеркальным отражением процессов, происходящих по всему миру, включая страны, которые традиционно воспринимаются как образцы свободы и демократии.
Таким образом, российский интернет-бизнес прямо в данный момент переживает непростой процесс трансформации и перестройки своих отношений с российским же государством: от критического дистанцирования и вынужденного из-под палки выполнения требований к активному и конструктивному сотрудничеству. Просто потому, что подобный подход сулит куда больше возможностей – от роста бизнеса и доходов до получения поддержки и защиты на мировом рынке, что может обеспечить только сильное государство.