w1056h594fill

В Балтику вошли три корабля США и один — Испании. Нет, формально от ВМС США в группе посудин, пришедших на балтийскую акваторию, только один корабль — эсминец УРО «Грейвли». Остальные: один от Польши — фрегат «Генерал Казимир Пулавский», один от Турции — фрегат «Гекова», и один от Испании — «Альмиранте Хуан де Бурбон».

И все они формально — группа кораблей НАТО. А фактически — три из четырёх сделаны в США, служили в ВМС США, один продолжает служить, а два сброшены союзникам за старостью и отсталостью.

И из всей группы только испанцы пользуются продуктом собственного производства.

Что надо кораблям НАТО на Балтике?

Это понятно: согласно господствующей в США и, следовательно, НАТО концепции, флот — это проекция силы или силовая тень государства на те страны, к которым он приближается. Подразумевается, что всякие прибрежные Танзании и Шри-Ланки, видя падающую на их берега тень от корабельных надстроек подошедшей эскадры, падут ниц и будут дрожать от желания исполнить все приказания владыки океана.

Ничего нового — развитие концепции дипломатии канонерок.

Однако нынешняя эпоха развития вооружений показала… ну, скажем, теоретическую ущербность этой концепции. Теоретическую — потому, что в ней не оказалось, скажем, места ракетам средней дальности. И даже просто ответу на вопрос, что делать, коли аборигены не задрожат, а глянут на проекцию силы и пожмут плечами, хмыкнув по образцу древних спартанцев: «Ну что же, значит, мы будем сражаться в тени».

А на практике сей теоретический казус уже обернулся и ещё обернётся довольно позорными провалами для «гегемона морей». Можно вспомнить, например, как в ответ на «непослушное поведение» северокорейского лидера Ким Чен Ына США погнали к берегам КНДР аж три авианосных ударных группы. Ким же в ответ дерзил и показывал язык. Да такой длинный, что на Гавайях американцы всерьёз давились в бункерах, опасаясь северокорейских ракет, приняв учебные сигналы тревоги за настоящие.

Да, с таким народом много не навоюешь, правильно понял президент США Дональд Трамп и развернул свои авианосцы обратно, сделав вид, что это они просто на учения ходили. И сел с Кимом договариваться.

Но и это ещё не конец истории. Блистательный конец попытки проекции силы на Северную Корею наступил буквально сегодня. Когда в присутствии лидера КНДР были проведены испытания некоего неведомого «тактического управляемого оружия нового типа» — крылатых ракет, скорее всего, типа «Искандеровских», — а Вашингтон увлечённо водил ножкой по полу, интересуясь узором линолеума в Белом доме.

А куда делся 5-й американский флот из Персидского залива? Было время, их авианосцы оттуда не вылезали, «гарантируя свободу судоходства». А теперь? Четыре патрульных кораблика типа «Тайфун» и три тральщика стоят на базе в Бахрейне, и всё! А проблема опять в аборигенах. Персы оказались парнями суровыми и мало того что захватывали американских моряков в плен, где те извивались на коленях ради спасения своих ничтожных жизней, а потом их приходилось унизительно выторговывать, так ещё и ракет понастроили. А ракета что, она же тупая. Прилетит — и бульк, нет больше на плаву USS Harry S. Truman! А он, между прочим, — силовая тень размером с авианосец и 4,5 млрд долларов!

А теперь зададимся вопросом: это что же тогда такое должны были пригнать натовцы в Балтийское море, чтобы в полном союзном окружении отбросить силовую тень на единственного противника — Россию?

Уже дрожим

О, это очень мощная тень! Падает сразу аж до Москвы…

Первая гроза России — эсминец ВМС США с управляемым ракетным оружием «Грейвли» (USS Gravely, он же DDG-107). Корабль новый — в строю с 20 ноября 2010 года. Хороший — класса «Арли Бёрк». Водоизмещением средний — почти 10 тысяч тонн. Мощность хорошая — 105 000 л. с. Скорость весьма хорошая — до 32 узлов. Вооружение — стандартное для этого класса кораблей: две пусковые установки (ПУ) Mark 41 системы «Иджис» на 96 в общей сложности ячеек. до 56 ракет «Томагавк». Артиллерийская установка 127-мм Mark 45 с боезапасом 680 снарядов. Противокорабельные ракеты SM-2 или SM-3 в ПУ Mark 41 системы «Иджис» — до 76 единиц. Зенитное вооружение соответствует. Шесть 324-мм торпедных аппарата.

В общем, сам по себе корабль хороший, зубастый и с очень хорошим радарным вооружением. Но в этом и проблема. Все знают, как однотипный с «Грейвли» эсминец «Дональд Кук» подвергся форменным измывательствам со стороны всего лишь одного русского самолёта, когда заходил вот так же демонстрировать свою проекцию силы в Чёрное море. Всё это неплохое оружие оказалось бесполезным перед системой РЭБ «Хибины», которая попросту отключила всю электронику. Разумеется, американцы сей досадный для них опыт учли, но ведь и русские за это время не стояли на месте…

В общем, при всех достоинствах этого корабля — действительно тень силы. Но в прямом смысле: именно тень, а сила — так, в зависимости от Су-25 и комплексов береговой обороны «Бал» и «Бастион».

Последние, кстати, по сообщениям с Балтфлота, приведены в готовность, следят.

«В целях оперативного реагирования на возможные нештатные ситуации в акватории Балтийского моря силами и средствами Балтийского флота выполняется комплекс мероприятий по контролю за действиями кораблей НАТО. В назначенных районах организовано дежурство корабельных ударных групп, береговых ракетных комплексов «Бастион» и «Бал», самолётов морской авиации», — говорится в одном из таких сообщений.

Остальные же корабли отряда — и вовсе не тень, а всего лишь её оттенки.

Фрегат ORP «Генерал Казимир Пулавский» (Generał Kazimierz Pułaski) — всего лишь бывший фрегат США USS Clark (FFG-11) типа «Оливер Хазард Перри». ВМС США уже давно выводят корабли этого типа из состава своего флота, ну а вассалы подбирают, радуются. А чему? Водоизмещение — 4200 тонн, мощность — 41 000 л. с., скорость — 29 узлов, вооружение — одна артустановка (АУ) 76-мм, четыре устаревшие ракеты RGM-84 «Гарпун», 36 стареньких ракет SM-1.

Турецкий фрегат «Гекова» — абсолютно того же класса кораблик. Тоже служил в ВМС США. Аж с 1980 года. Под именем «Самюэль Элиот Морисон» (FFG-13). И уже 17 лет в составе ВМС Турции.

И, наконец, испанский корабль. Фрегат «Альмиранте Хуан де Бурбон» (Almirante Juan de Borbón) имеет полное водоизмещение 5802 т, мощность 46 648 л. с., скорость 28,5 узлов. В общем, того же класса и уровня. Вооружён, правда, получше: восемь ПКР RGM-84F Block 1D «Гарпун», 32 ракеты «Стандарт» SM-2 Block III и 48 ракет RIM-162 ESSM, 127-мм артиллерийская установка Mk 45, 12-ствольная скорострельная 20-мм АУ «Мерока» 2B (СУАО AESN RAN-30L/X), два 324-мм торпедных аппарата Mk 32 Mod 5.

В общем, проекция силы получается уж слишком непропорциональной. Для Северной Кореи трёх авианосных групп не хватило, а Россию хотят заставить задрожать четырьмя утлыми корабликами? Силами одного эсминца и трёх фрегатов лезть на немножко русских «Балов» и «Бастионов»? Не говоря уже обо всё прочем. Это уже не демонстрация силы, это какая-то демонстрация гопничества «на раёне». Причём в наглой уверенности, что их не тронут, просто пожав плечами. Потому что они знают, в случае чего их потопят в течение минут — пока «Ониксы» долетят. Но также знают, что русские — терпеливый народ. И в реальности их действительно не тронут.