Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Как только мы постулируем, что государство — это консенсус, так сразу нам и становится ясно всё


    поражение Демпартии и её ставленника Джо Байдена будет грандиозным. Вакханалия морального террора,


    Так случается, что актуальные политические события нередко задевают более фундаментальные вещи,


    Попробуем собрать в одном месте все «аргументы» так называемых «умеренных украинцев», которые


    Так вот — как только феодализм кончился, как только ему на смену пришел капитализм с его


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Перспективы развития единого воздушного и космического потенциала НАТО (2009)

    | 12 декабрь 2014 | Армия и конфликты |

    Полковник О. Игнатьев

    В статье раскрываются подходы НАТО к перспективному облику воздушно-космических сил и средств (ВКС) блока, структуре их управления, новым формам и способам применения ВКС. Кроме того, уделено внимание основным направлениям развития возможностей воздушно-космического потенциала альянса.

    По заявлениям военных экспертов "Центра подготовки ВВС к совместным действиям" (Калъкар, ФРГ)1, в НАТО выработаны подходы к перспективам использования возможностей воздушно-космического потенциала на ближайшие 20 лет.

    Перспективная единая военная среда. Совокупность различных политических, экономических, демографических и технологических факторов образует взаимосвязанную стратегическую среду, в которой вооруженные силы сегодня действуют и которая будет изменяться в прогнозируемом будущем. В связи с этим процесс урегулирования конфликтов различной интенсивности, в течение которых обстановка потребует координации действий ВС, зависит от взаимосвязанных и оказывающих непосредственное влияние на данный процесс политических, дипломатических, экономических и гражданских факторов2. Такой "всесторонний подход" позволит определить задачи, которые необходимо решить для создания требуемой структуры управления едиными (коалиционными) вооруженными силами. Эти силы в будущем должны быть способны успешно проводить широкий спектр операций - от урегулирования конфликта в соответствии со ст. 5 Вашингтонского договора силовым способом до миротворческих операций и оказания гуманитарной помощи. Такие операции будут включать набор превентивных мер, в частности: ликвидация потенциального кризиса или принуждение и сдерживание потенциального противника; проведение военных операций, предусматривающих успешное применение вооруженных сил, а также другие действия, направленные на ликвидацию последствий военных действий и сохранение стабильности в кризисном районе (рис. 1).


    Концепция развития новых форм и способов проведения совместных военных операций:
    ЕВАО - "скоординированный подход к операциям"
    (Effect Based Approach to Operations)
    ENNEC - "единое информационное пространство НАТО" (NATO Network Enabled Capability)

    Рис, L Подход к оценке среды, влияющей на развитие единого воздушно-космического потенциала НАТО в будущем

    Указанные изменения могут также повлиять и на экологическую безопасность среды, в которой будущие военные операции будут проходить (например, в условиях непрерывно изменяющейся обстановки). В соответствии с такими условиями военное руководство блока основной упор делает на возможность проводить экспедиционные операции (ЭО) на воздушно-космическом театре военных действий.

    Воздушно-космические силы в будущих операциях. Формы проведения будущих операций воздушно-космических сил могут быть определены в соответствии с количественными и качественными показателями взаимодействия с другими средами.

    Так, в совместных доступных операциях (СДО3), пли операциях в едином управляющем информационном поле, действия ВКС необходимо координировать с другими компонентами ВС (сухопутный, воздушный и морской) в интересах оказания им поддержки для выполнения специфических задач в своих средах. В этих условиях командование ВКС устанавливает контроль над своей средой (зонами) и несет ответственность за согласованность применения сил и средств трех вышеуказанных компонентов в интересах решения главной задачи.

    В продолжительных операциях, проводимых в отрыве от основных баз снабжения, непосредственное управление ВКС будет осуществляться объединенным командованием независимо от управления сухопутным, воздушным и морским компонентами ВС. При этом в ходе такой операции минимальная координация между ВКС и тремя компонентами вооруженных сил все-таки предусматривается.

    Таким образом, предполагаемые характер и масштабы применения ВКС свидетельствуют о стремлении руководства блока использовать практически автономно воздушно-космический компонент ВС альянса.

    Совместные доступные операции. Начальные возможности воздушно-космического потенциала были реализованы в ходе проведения СДО за последние два десятилетия. В частности, новые воздушно-космические средства обнаружения, обработки и передачи информации способны передавать данные (видео-, фотоизображения и аудиопотоки) о ходе военных операций в реальном масштабе времени, а также используемые в последнее время системы высокоточного оружия минимизируют нежелательный (так называемый "побочный") ущерб в ходе боевых действиях. Однако эти возможности эффективно реализуются только когда командования компонентов ВС имеют доступ к ним и готовы воспользоваться ими.

    В зарубежных СМИ отмечается, что представители командований и штабов ВВС, участвующих в проведении военных операций в Ираке и Афганистане, в своих отчетах докладывают о том, что их часто не привлекали к процессу планирования совместных действий, что в конечном счете приводило к снижению уровня благоприятной оперативной обстановки на ТВД. При этом мощь воздушно-космического потенциала ограничивалась и использовалась значительно ниже своих полных возможностей. Также на эффективность совместных операций оказывала влияние существенная разница между длительностями циклов планирования боевыми действиями командований сухопутного, морского и воздушно-космического компонентов, что неизбежно приводило к серьезным потерям в способности войск (сил) к оперативному реагированию на складывающуюся обстановку. По мнению экспертов блока, это большая ошибка. Всем штабам компонентов ВС необходимо синхронизировать свой цикл планирования в интересах достижения оптимального результата действий. Очень важно, чтобы командования всех компонентов ВС были представлены как равноправные партнеры в действительно совместном процессе планирования. На общем ТВД военнослужащим всех компонентов ВС необходимо быть, во-первых, единомышленниками, во-вторых, специалистами по охране окружающей среды.

    Продолжительные операции, проводимые в отрыве от основных баз снабжения. Наряду с главной целью проведения такой операции - нанесением стратегического поражения противнику планируется осуществлять сбор информации, способной оказать непосредственное влияние на ход проведения операции. Главная роль при этом отводится воздушно-космическим силам. ВКС имеют свою зону ответственности, имеющую географические и правовые ограничения, в которой присутствие других компонентов ВС существенно ограниченно. Постоянное присутствие ВКС в этих операциях значительно повышает возможности доступа в космическое пространство, что, в свою очередь, позволит создать благоприятные условия для действий беспилотных летательных систем, а также работы средств обнаружения и сетей распределения информационных потоков данных.

    Контроль воздушного и космического пространства. Основная ответственность за контроль воздушного пространства будет возложена на командование воздушного компонента (КВК). Такой подход отвечает интересам всех трех компонентов ВС и может создать условия для масштабного развития воздушно-космических возможностей и согласованности действий всех родов ВС. Так, Китай и США не так давно продемонстрировали объединенные возможности своих родов ВС по уничтожению орбитальных спутников на орбите. Возможность беспрепятственного доступа к космическому пространству баллистических ракет, точность измерения (прицеливания), работа навигационного оборудования, выбор времени и целей могут находиться в границах допустимых ограничений (по месту, времени, высоте, траектории и др.). Поэтому информацию о размещении космических средств "дружественных" ВС и установлении требуемого режима контроля над ними необходимо направлять в соответствующие структуры альянса как первоочередную (срочную).


    КВК - командование воздушного компонента
    ЦУВО - Центр управления воздушной операцией
    ПК - подчиненное командование

    Рис, 2. Действующая структура командования авиации НАТО

    Будущая структура командования ВКС. В настоящее время командование воздушного компонента через центр управления воздушными операциями (ЦУВО) осуществляет полное управление и контроль за различными этапами проведения воздушных операций. Контроль ведется с использованием определенного цикла постановки задач авиации, а указания подчиненным структурам доводятся в виде подробных директив и приказов4 (рис. 2). При этом данная модель системы управления ВКС позволяет решать задачи на стратегическом и оперативном уровнях, но ограничивает возможность обеспечивать подчиненные командования необходимыми данными обстановки для самостоятельного принятия решения. Вместе с тем удаленность штаба от района ведения военных действий может уменьшить его чувствительность к текущей реальной обстановке и способности реагировать на ее изменение, а также на любые внезапно появляющиеся задачи на театре военных действий. Подобная структура системы управления жесткая по своей природе, и ей сложно эффективно взаимодействовать с другими структурами, быстро и гибко реагировать на изменение текущей обстановки. Однако в настоящее время она в целом отвечает требованиям, предъявляемым командованием НАТО к системе управления.

    По заявлениям военных специалистов альянса, в будущем изменения неизбежны. Военные эксперты активно работают в этом направлении, причем в большей степени со средой межвидовых командований с целью добиться требуемой эффективности управления.

    Успешная реализация позволит обеспечить передачу необходимых данных в любое место ТВД, в частности всем, кому необходима информационная поддержка для принятия решений.
    В целом типы используемых совместных и межвидовых операций и система дислокации войск (сил) определят командованию, что необходимо сделать, а потенциал управляющих сетевых возможностей подскажет, как они будут делать это для достижения целей предстоящих военных действий.

    Основной функцией перспективного командования воздушно-космическим компонентом (КВКК) будет управление, при котором созданные и полностью укомплектованные ВКС способны достигать цели совместных действий. Если планы (намерения) единого командования известны всем в командной цепочке (до тактического включительно) и имеющаяся необходимая база данных по противнику позволит обеспечить принятие решений на оперативном уровне, то можно такие полномочия "делегировать"5 в подчиненные командования. При этом КВКК может освободиться от контролирующей функции. Такая модель структуры управления может появиться там, где еще есть оперативная необходимость в задействовании ЦУВО, но с меньшими контролирующими и больше стандартными функциями, в частности по обмену данными о текущей обстановке в интересах подчиненных КВКК (рис. 3). В такой структуре КВКК будет определять, что должно быть сделано, а подчиненные командования смогут решать, как это делать для достижения целей предстоящих военных действий.


    КВКК - командование воздушно-космическим компонентом.
    ЦУВО - центр управления воздушной операцией.
    ПК - подчиненное командование.

    Рис. 3. Перспективная структура командования воздушно-космическими силами НАТО

    Достижение целей управления обеспечивается подчиненными командными структурами, которые осуществляют анализ (оценку обстановки), планирование и выполнение поставленных задач. Полномочия для принятия решений на оперативном и тактическом уровнях могут быть переданы командованиям находящихся в наиболее выгодных условиях с точки зрения оперативной целесообразности.

    При этом необходимо учитывать способности войск (сил) к переброске и скорость принятия решений штабами на их задействование в различных условиях обстановки (развивающегося конфликта или благоприятной ситуации).

    Ниже рассматриваются возможности развития компонентов ВКС.

    Космическое пространство. Важность космоса для военной сферы значительно возросла за последние годы. Более того, возможности систем космического базирования очень быстро становятся более доступными для командований всех уровней (от стратегического до тактического). Космические системы в настоящее время обеспечивают решение задач разведки и в будущем станут ключевым инструментом в реализации концепции "доступные сетевые возможности НАТО", создании условий для решающего преимущества над противником в ходе ведения боевых действий, а также при переброске войск (сил) и применении высокоточного оружия.

    Беспилотные авиационные системы (БАС), Применение современных технологий при строительстве БЛС увеличивает их срок эксплуатации, а также повышает тактико-технические характеристики и боевые возможности, что позволяет решать большой объем задач в ходе проведения различных операций (действий). В частности, БАС способны продолжительное время находиться в воздухе и при этом решать различные задачи в условиях угрозы их уничтожения или зараженности местности. Беспилотные летательные аппараты могут быть использованы также для противодействия средствам воздушного нападения противника (СВН), которые не были уничтожены истребителями ПВО.

    В целом использование возможностей БАС в значительной степени оказывает влияние на рост боевой устойчивости воздушного потенциала. Однако беспилотные летательные аппараты очень уязвимы, поэтому командованию необходимо принимать обоснованные решения на их задействование, а также организацию их противовоздушной обороны от СВН противника. Вместе с тем военному руководству необходимо помнить, что проблемы в работе автономных боевых БАС, связанные с техническими неисправностями, могут повлиять на международные правовые и нравственные аспекты их применения.

    Многофункциональные (универсальные) силы. Состав группировки войск (сил), участвующих в экспедиционных операциях, ограничен большими расходами на их материально-техническое обеспечение. Поэтому для этих целей необходимо использовать наиболее подготовленные подразделения и современное вооружение и военную технику (ВВТ). Наиболее полно соответствует таким требованиям ВВТ воздушно-космических сил, которое создается на основе передовых технологий (нано-, микро-). Использование такого вооружения позволит войскам (силам) быть более универсальными, гибкими и подготовленными к решению различных задач.

    Руководство НАТО полагает необходимым активно применять современные передовые технологии в интересах развития потенциала оперативных возможностей войск (сил) блока. В результате, используя последние достижения "века информационных технологий", командования стран блока будут способны проводить воздушно-космические операции, а также значительно улучшится оперативная совместимость и взаимодействие видов ВС.

    Таким образом, по мнению специалистов альянса, участие ВКС в совместных военных операциях (действиях) в будущем неизбежно. При этом важное место уделяется вопросам координации и взаимодействия видов ВС в ходе ведения таких военных действий.

    Главными факторами, влияющими на развитие воздушно-космического потенциала НА ТО, будут эффективность и доступность космических систем, комплексное использование беспилотных летательных аппаратов, а также универсальность воздушных сил и средств. Это обеспечит информированность, оперативную гибкость и боевую устойчивость действующих войск (сил) в различных операциях альянса.

    1 Один из ключевых научно-исследовательских центров ОВС НАТО, отвечающий за разработку и внедрение новых подходов к организации и ведению совместных военных действий ОВВС альянса. Главной его задачей является обеспечение эффективности действий авиации НАТО, а также разработка структуры и концепции применения воздушно-космических сил и средств в настоящее время и в будущем.

    2 К этим факторам относятся (но не ограничиваются ими) деятельность правительств, посольств, международных организаций, неправительственных организаций, политических партий и движений, СМИ, международная торговля, экономические санкции, валютные колебания и др.

    3 СДО предполагают; нанесение огневого поражения; проведение операций с эффективным неогневым воздействием; сбор информации, наблюдение, целеуказание и разведка (1STAR); соблюдение требований оперативной мобильности; решение задач управления на ВКТВД и др.

    4 Директива по действиям авиации, распоряжение (приказ) по действиям авиации и распоряжение (приказ) по координации действий в воздушно-космическом пространстве.

    5 Принцип "распределения информации о текущей обстановке" используется в концепции "доступные сетевые возможности НАТО" (NNEC).


    Добавить новость в:





    Ключевые теги: НАТО

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://factmil.com/publ/strana/nato/i_kosmicheperspektivy_razvitija_edinogo_vozdushnogoskogo_potenciala_nato_2009/61-1-0-503

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2020 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2020