Украина в большей степени страна аграрная. Возможности государства в данной области очень велики. Другой вопрос насколько грамотно и эффективно руководство страны использует данный фактор в интересах экономики Украины, в том числе и в плане придания импульса для развития мощностей по производству техники сельскохозяйственного назначения.

Однако, в настоящее время, украинские тракторные заводы на грани банкротства, например, знаменитый ХТЗ остался без должного финансирования и заказов и держится на плаву лишь благодаря ремонту технических средств военного назначения. А в то же самое время украинские аграрии заявляют о практически полном износе закупленной ранее отечественной техники сельскохозяйственного назначения. Вот, казалось бы, и возможность поднять собственное машиностроение «с колен». Но нет, государство такой возможностью не воспользовалось. Украинский рынок в этой области открылся для импорта. Американские, китайские, западноевропейские комбайны, тракторы, сенокосилки и прочая специальная техника огромным потоком хлынула в добросовестные руки украинских тружеников. Причем, с учетом сложного экономического положения на Украине и отсутствия у аграриев достаточных финансовых средств в страну ввозится необычайно большое количество уже бывших в употреблении или морально устаревших тракторов и комбайнов.

В 2018 году по данным украинской статистики в Украину поступило из-за рубежа более чем 70 тысяч тракторов (80 процентов из Китая), а в текущем году уже закуплено таких технических средств на сумму 150 миллионов долларов. Импорт не останавливается. Считается, что Украина уже окончательно «подсела» на зарубежную сельхозтехнику для аграриев. Заинтересованные в таком положении вещей США и Китай расширяют производство своих комбайнов и тракторов и с радостью готовы выделять Киеву дополнительные кредиты для их закупки. Одновременно иностранные производители расширяют производство запасных частей для этой техники, так как без дополнительных комплектующих эксплуатация не представляется возможной.

Надо сказать, украинским аграриям по душе пришлись сельскохозяйственные машины китайского производства, они достаточно высокопроизводительные и не сложные в управлении, к тому же не очень дорогие. Их сейчас можно встретить чуть ли не на каждом украинском поле. Конкуренцию им начала составлять американская специальная техника, в частности, производства компании AGGO.

Необходимо отметить, что в течение 2018-19 годов между Китаем и США разгорелась нешуточная торговая война за украинский сельскохозяйственный рынок. Каждая сторона хотела бы увеличить свою долю импорта. Казалось бы, ну а что здесь такого. Работают законы рынка. Все так, но вот американская сторона отметилась горячим желанием вытеснить китайцев с аграрного рынка Украины. Это проявляется в использовании определенного административного ресурса. Так, в дело вмешивается посольство США в Киеве и настоятельно предлагает руководителям министерства аграрной политики и продовольствия совершить в мае 2019 года поездку в штаб-квартиру американской компании AGGO и заключить с ней новые контракты на поставку больших партий сельскохозяйственной техники и запасных частей. При этом недвусмысленно делаются намеки, что уступка Киева в реализации этой «небольшой просьбы США» обязательно будет учтена в процессе решения вопроса о выделении Украине очередного кредита. Кроме того, вежливо подчеркивается, что «США будут приветствовать действенные и незамедлительные меры украинской стороны по ограничению импорта сельхозтехники из Китая». Складывается впечатление, что США начали торговую войну с Китайской Народной Республикой буквально по всем направлениям.

Вот в таких непростых условиях с помощью своих «благодетелей» оказалось украинское сельское хозяйство. А еще и политическая ситуация в стране настораживает. С учетом непредсказуемых президентских выборов, непонятного ближайшего будущего в государстве и ожидаемого очередного повышения цен, аграрии в первой половине 2019 года бросились скупать импортные комбайны и тракторы.

Украинские предприятия попытались было тоже предложить своим аграриям что-либо надежное и не дорогое, а главное, свое отечественное. Херсонский машиностроительный завод выпустил новую модель зерноуборочного комбайна «Skif-280 Superior», но пока отечественный рынок отнесся к этой модели с настороженностью и недоверием. К тому же и цена этой машины, по мнению потенциальных покупателей, оказалась очень завышенной.
Херсонский завод, надо сказать, оказался почти единственным из тех украинских предприятий, которые могли бы оживить выпуск отечественной сельскохозяйственной техники. Другие, как например, известный мелитопольский завод автотракторных частей перешел на производство минометов. Производство переводится на «военные рельсы» вместо изготовления на нем запчастей для отечественных тракторов.

Вскоре никто и не увидит на полях украинской сельскохозяйственной техники, а будут там сеять исключительно «американцы» Отечественные же тракторы, комбайны, сенокосилки – в музей!

Валерий Гончар