3 сентября состоялся телефонный разговор между президентами России и Украины. Владимир Путин набросал примерный план стабилизации ситуации в Донбассе. Сокрушительный разгром ВСУ под Иловайском шокировал украинское общество, которому постмайданные власти внушали мысль о скорой капитуляции «сепаратистов». Киев был вынужден пойти на дипломатические уступки на переговорах в столице Белоруссии.


5 сентября уполномоченный Киевом Леонид Кучма, главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий поставили подписи под Минским протоколом в присутствии посла РФ на Украине Михаила Зурабова и наблюдателя от ОБСЕ  Хайди Тальявини.


Документ одержал 10 принципиальных положений.


Провести децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
Обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ.


Безотлагательно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.


Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.


Продолжить инклюзивный общенациональный диалог.


Принять меры по улучшению гуманитарной ситуации в Донбассе.

 

Предусматривалось принять закон Украины об особом статусе Донецкой и Луганской областей

Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины.
Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.


Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций.


Первые Минские соглашения были восприняты на Украине как национальное унижение и отказ от борьбы за Донбасс. «Патриоты» бандеровского толка и участники похода на «сепаратистов» грозили всяческими карами руководителям незалежной в случае выполнения достигнутых договоренностей. Хотя в Киеве не очень-то старались это делать.

Фактически боевые действия на востоке страны не прекращались. Только поражение под Дебальцево и потеря Донецкого аэропорта заставили Порошенко и его подельников согласиться на заключение договора «Минск-2», который перевел гражданскую войну на Украине в стадию полузамороженного конфликта.


Александр Уткин