Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Основные итоги юбилейного саммита НАТО (2009)

    | 17 декабря 2014 | Армия и конфликты | | Просмотров: 1 039 | автор: MGM

    Полковник В. Петров

    В период с 3 по 4 апреля 2009 года в германском городе Кель и французском Страсбурге состоялось заседание Совета НАТО на высшем уровне, приуроченное к 60-летию образования Североатлантического союза. В работе саммита приняли участие 28 глав государств и правительств стран альянса, в том числе Албании и Хорватии, присутствовавших на мероприятии в качестве полноправных членов блока.

    По итогам встречи принят ряд важных решений, касающихся ключевых направлений деятельности НАТО и закрепленных в итоговых документах саммита: "Декларации о безопасности Североатлантического союза", "Декларации по Афганистану" и "Итоговой декларации".

    Особое внимание участников заседания было уделено корректировке концептуальных положений, касающихся деятельности альянса в интересах эффективного противодействия современным вызовам и угрозам безопасности Запада. В связи с этим в ходе мероприятия была одобрена "Декларация о безопасности Североатлантического союза", положения которой должны составить основу новой "Стратегической концепции НАТО". В документе в общем виде раскрываются главные военно-политические цели и задачи этой организации в условиях складывающейся в мире обстановки.

    В качестве наиболее вероятных угроз безопасности стран-участниц названы терроризм, распространение оружия массового поражения и средств его доставки, компьютерные атаки, ограничение доступа к энергоресурсам, изменение климата, внутренние проблемы в нестабильных государствах. При этом, несмотря на отсутствие в тексте декларации упоминания об угрозе развязывания агрессии против НАТО, в документе особо отмечена важность ст. 5 Вашингтонского договора 1949 года, предусматривающей применение вооруженных сил для организации коллективной обороны союзников. Использование расплывчатых и неточных формулировок в отношении других условий задействования военного потенциала альянса расширяет возможности его руководства по обоснованию применения военной силы в интересах достижения военно-политических целей блока.

    Важное место в "Декларации о безопасности" занимают положения, регулирующие взаимодействие НАТО с другими международными структурами (ООН, ЕС, ОБСЕ, Африканский союз) и странами-партнерами. По замыслу руководства блока, установление тесных контактов с ООН позволяет придать легитимный характер применению Североатлантическим союзом военной силы, а с другими организациями и государствами - эффективно использовать их ресурсы для достижения собственных военно-политических и военных целей.

    Наряду с одобрением данного документа главы государств и правительств приняли решение о пересмотре действующей "Стратегической концепции НАТО" и поручили генеральному секретарю альянса сформировать рабочую группу для подготовки проекта новой концепции. Проект будущего документа планируется представить на рассмотрение уже на следующем саммите НАТО в Лиссабоне в 2010 году.

    При обсуждении на саммите текущих операций альянса и общих аспектов его деятельности в сфере кризисного регулирования лидеры стран Североатлантического союза особое внимание уделили перспективам урегулирования ситуации в Исламской Республике Афганистан (ИРА). Проблема повышения эффективности действий Международных сил содействия безопасности (МССБ) в этой стране остается ключевой для НАТО, так как от успешного завершения операции по урегулированию афганского кризиса зависит авторитет организации, позиционирующей себя в качестве ведущей военно-политической структуры мира. Участники встречи отметили отсутствие положительных результатов деятельности международных сил в Афганистане, что объясняется невыполнением союзниками своих обязательств по выделению в состав МССБ достаточного количества ресурсов, наличием ограничений на их использование, слабостью и коррумпированностью органов государственной власти в стране, а также высокой степенью антинатовских настроений среди местного населения.

    В интересах достижения перелома в сложившейся ситуации на саммите была одобрена новая инициатива Соединенных Штатов по наращиванию комплексного подхода к урегулированию афганской проблемы. В частности, США намерены значительно увеличить собственный вклад в процесс стабилизации ситуации в регионе за счет предоставления Пакистану финансовой помощи в размере более 7 млрд долларов, направления в Афганистан дополнительного воинского контингента, включающего 17 тыс. человек и 4 тыс. инструкторов, а также двукратного увеличения в ИРА численности американских гражданских служащих.

    Одновременно в одобренной по итогам заседания "Декларации по Афганистану" главы государств и правительств в рамках реализации всеобъемлющего подхода к урегулированию афганского кризиса основной акцент сделали на наращивании усилий альянса по подготовке местных силовых структур, увеличении финансовой помощи Кабулу, содействии расширению афгано-пакистанского сотрудничества, развитии двусторонних отношений между НАТО и Пакистаном. При этом участники заседания наметили меры по восстановлению экономики и инфраструктуры Афганистана, снижению жертв среди мирного населения, оказанию поддержки руководству страны в борьбе с незаконным производством наркотиков и поиске путей внутринационального примирения.

    Кроме того, принято решение о развертывании при МССБ миссии НАТО по подготовке руководящих кадров для афганской национальной армии (AHA) и афганской национальной полиции (АНП), а также о дополнительном формировании в течение ближайших шести месяцев 70 инструкторских групп для оказания помощи в подготовке ВС страны. Одобрена инициатива Франции о развертывании на афганской территории сил европейской жандармерии с целью подготовки персонала АНП.

    В соответствии с намеченными планами численность AHA к 2011 году должна составить 134 тыс., а АНП - 82 тыс. человек. Для выполнения этой задачи государства - члены альянса обязались выделить дополнительные ассигнования специальному трастовому фонду НАТО, а также расширить его роль в финансировании строительства и повседневной деятельности афганской национальной армии. В интересах обеспечения безопасности проведения президентских выборов в Афганистане, намеченных на 20 августа 2009 года, принято решение о временном увеличении численности МССБ на 3 000 человек. О намерении выделить дополнительные силы и средства кроме США заявили Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Польша и Франция.

    В ходе рассмотрения ситуации на Балканах участники саммита подтвердили свои обязательства по обеспечению безопасности и стабильности в регионе, что предполагает содействие в закреплении самопровозглашенной независимости Косово. В целях реализации данного курса принято решение продолжить деятельность альянса по формированию, подготовке и оснащению косовских силовых структур (так называемых сил безопасности Косово), что, по мнению руководства НАТО, отвечает "интересам всех сторон".

    Кроме того, союзники согласовали свои позиции по вопросу о возможном поэтапном сокращении военного присутствия блока на территории края. При этом руководство альянса негативно отнеслось к решению Испании о досрочном одностороннем выводе к сентябрю 2009 года национального контингента из Косово.

    По итогам обсуждения состояния и перспектив деятельности Североатлантического союза в Ираке была отмечена необходимость пересмотра юридических рамок функционирования миссии НАТО по подготовке иракских силовых структур в интересах закрепления ее правового статуса.

    В отношении других операций альянса ("Эктив индевор" в Средиземном море, борьба с морским пиратством в районе Африканского Рога) главы государств и правительств заявили о намерении своих стран продолжать выполнение ранее принятых обязательств. Постоянному Совету НАТО поручено проработать различные варианты долгосрочного участия альянса в борьбе с пиратством в акватории Индийского океана, в том числе путем развития соответствующих возможностей африканских государств.

    При обсуждении текущих операций НАТО было отмечено возрастающее значение реализации всеобъемлющего подхода к урегулированию конфликтов, предполагающего повышение уровня согласованного использования военных и гражданских инструментов кризисного регулирования и расширение практического сотрудничества альянса с другими странами и организациями в миротворческой сфере. В свою очередь, союзники подтвердили свои обязательства по развитию коалиционных структур военно-гражданского взаимодействия, что должно способствовать "расширению возможностей международного сообщества по применению антикризисных инструментов". В интересах оценки достигнутого прогресса в выполнении Плана действий по реализации всеобъемлющего подхода (Бухарест, 2008), а также в развитии возможностей альянса по постконфликтному урегулированию кризисных ситуаций Постоянному совету НАТО поручено подготовить соответствующий доклад к заседанию совета НАТО на уровне министров иностранных дел (декабрь с. г.).

    В контексте реализации всеобъемлющего подхода признано целесообразным расширять сотрудничество НАТО с ООН и ЕС. Однако при этом роль альянса в противодействии угрозам представляется сопоставимой с ролью Организации Объединенных Наций в данной области, что свидетельствует о глобальных устремлениях Североатлантического союза в сфере международной безопасности. В отношении Евросоюза альянс стремится развивать двустороннее партнерство путем исключения "ненужного дублирования", что подразумевает сохранение его ведущей роли в противодействии общим угрозам безопасности и задействование антикризисного потенциала ЕС в интересах достижения внешнеполитических целей НАТО.

    В сфере развития партнерских отношений основной приоритет отдается государствам Средиземноморского региона, играющим существенную роль в обеспечении евроатлантической безопасности, а также "контактным странам" (Австралия, Япония, Новая Зеландия и Республика Корея), вносящим значительный вклад в операции альянса. В связи с этим принято решение наращивать усилия по более полному использованию возможностей существующих программ ("Партнерство ради мира", "Средиземноморский диалог", "Стамбульская инициатива по сотрудничеству") в интересах усиления влияния НАТО на развитие военно-политической обстановки в странах, расположенных в важных для блока регионах.

    Вопрос о дальнейшем расширении Североатлантического союза в документах саммита в основном касается перспектив евроатлантической интеграции государств Балканского региона и постсоветского пространства. Лидеры стран НАТО подтвердили намерение направить Македонии приглашение на вступление в альянс, как только между Скопье и Афинами будет найдено взаимоприемлемое решение проблемы государственного названия этой бывшей югославской республики.

    Заявления о возможности подключения Черногории, Боснии и Герцеговины к Плану действий по подготовке к членству (ПДПЧ) в альянсе носили в целом декларативный характер, без указания конкретных временных сроков. Вместе с тем главы государств и правительств стран-участниц выразили приверженность решению Бухарестского саммита о перспективах вступления Грузии и Украины в НАТО и заявили о готовности наращивать свое содействие Тбилиси и Киеву в реализации внутренних реформ в политической, социально-экономической и военной областях. Дальнейшее развитие сотрудничества Североатлантического союза с Сербией, несмотря на заявление об открытости партнерских механизмов НАТО для Белграда, поставлено в зависимость от поддержки сербской стороной "дальнейшего прогресса на пути укрепления мира и порядка в Косово", а также от тесного взаимодействия с Международным трибуналом по бывшей Югославии.

    В ходе обсуждения перспектив выстраивания отношений между Североатлантическим союзом и Российской Федерацией участники заседания одобрили курс на восстановление контактов с РФ в военной сфере, несмотря на сохраняющиеся между сторонами разногласия по ряду принципиальных вопросов. Основными направлениями такого сотрудничества определены: расширение взаимодействия в урегулировании афганского кризиса, усиление контроля над вооружениями, поддержание режима нераспространения ОМП и средств его доставки, противодействие терроризму и пиратству. Кроме того, выражена заинтересованность в наращивании взаимодействия НАТО с Россией в области противоракетной обороны, в том числе за счет изучения возможности сопряжения систем ПРО США, НАТО и России.

    Наряду с заявленной готовностью альянса к возобновлению сотрудничества с Москвой руководство блока дало понять, что не намерено менять позицию по ряду принципиальных вопросов двусторонних отношений. Так, в итоговой декларации саммита высказана критика в адрес политики РФ на Кавказе, а также содержится призыв к российскому руководству вывести войска из этого региона и пересмотреть свое решение о признании государственной независимости Южной Осетии и Абхазии. Кроме того, российской стороне предъявлены претензии в отношении невыполнения ею обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе.

    В рамках рассмотрения основных направлений трансформации блока был заслушан доклад Я. Схеффера о совершенствовании системы политического и военно-политического управления Североатлантического союза. По итогам его обсуждения лидеры стран-участниц высказались за оптимизацию структуры высших органов руководства альянса и расширение полномочий генерального секретаря НАТО, а также выступили за сохранение принципа консенсуса при принятии военно-политических решений. Кроме того, в ходе встречи было официально объявлено о возвращении Франции в военные структуры блока.

    В интересах адаптации объединенных вооруженных сил альянса к современным условиям участники мероприятия одобрили предложения по реформированию командно-штабной структуры ОВС НАТО и повышению боевых возможностей сил первоочередного задействования (СПЗ) блока, а также согласовали подходы к совершенствованию процесса планирования операций. При этом признано целесообразным внести в концепцию применения СПЗ изменения, предполагающие введение системы разноуровневой боевой готовности выделенных в их состав формирований. По мнению руководства некоторых стран НАТО, в частности Германии, это должно создать условия для решения проблемы комплектования данных сил личным составом. Кроме того, были одобрены предложения по наращиванию экспедиционного потенциала СПЗ и развитию их возможностей по выполнению задач в рамках коллективной обороны, а также согласованы меры по повышению уровня оперативной совместимости ВС стран - членов блока. С целью реализации в условиях мирового финансово-экономического кризиса программ закупок новых вооружений было принято решение осуществить перераспределение коалиционного бюджета, сконцентрировав выделенные средства на приобретении перспективных средств переброски войск и систем разведки.

    В ходе обсуждения проблемы повышения готовности ОВС блока к выполнению задач в рамках ст. 5 Вашингтонского договора 1949 года между союзниками проявились острые противоречия в отношении инициативы Великобритании о формировании в рамках альянса так называемых сил солидарности, предназначенных для защиты территорий стран Восточной Европы и Балтии. Против данной инициативы выступили, в частности, Германия и Норвегия, которые высказали опасения, что формирование сил солидарности может привести к возникновению новых угроз в Европе и потребует дополнительных финансовых расходов из бюджетов стран блока.

    Участники саммита сошлись во мнении, что данный вопрос требует дальнейшей проработки и изучения. В качестве компромиссного варианта было предложено пересмотреть планы усиления в кризисный период группировок войск (сил) альянса на территории стран Восточной Европы и Балтии, а также увеличения количества мероприятий оперативной и боевой подготовки по отработке мобилизационных вопросов.

    Кроме того, в интересах эффективного противостояния современным угрозам отмечена необходимость повышения возможностей альянса в таких важных сферах, как защита систем информации и связи, противоракетная оборона (ПРО), контроль над вооружениями и распространением ОМП, обеспечение энергетической безопасности.

    В соответствии с решениями Бухарестского саммита НАТО вниманию участников заседания был представлен аналитический доклад по различным вариантам развертывания комплексной системы ПРО. По итогам его обсуждения признано целесообразным провести дополнительные исследования в данной области. При этом, по мнению союзников, проблему нейтрализации ракетных угроз необходимо решать "последовательно, с учетом оценки степени их вероятности и уровня приемлемого риска". Для принятия обоснованного военно-политического решения по вариантам развития противоракетной обороны Постоянному совету НАТО поручено подготовить к следующему саммиту дополнительные рекомендации по построению европейской системы ПРО, предусмотрев техническое обоснование возможностей развертывания противоракетных средств, способных осуществлять защиту территории стран НАТО.

    В процессе анализа потенциальных вызовов для безопасности Североатлантического союза участники заседания особо выделили угрозу изменения климата на планете, в частности в Арктическом регионе. Это нашло свое подтверждение в одобрении лидерами государств - членов альянса инициативы Исландии о проведении семинара НАТО с приглашением заинтересованных стран для рассмотрения проблем безопасности в районах Крайнего Севера.

    Одним из наиболее острых вопросов повестки дня саммита стало обсуждение кандидатуры на пост генерального секретаря НАТО. Преемником Я. Схеффера избран премьер-министр Дании А. Ф. Расмуссен, который 1 августа 2009 года приступил к исполнению своих новых обязанностей. Первоначально против кандидатуры А. Ф. Расмуссена выступила Турция, обосновав свое решение негативной репутацией датского политика в мусульманском мире. Однако под жестким давлением союзников турецкая сторона изменила свою позицию в пользу датчанина.

    В целом итоги сессии Совета НАТО на высшем уровне свидетельствуют о стремлении руководства альянса активизировать процесс преобразования организации в глобальную военно-политическую структуру в интересах усиления своего влияния в жизненно важных для стран-участниц регионах мира, в том числе за счет повышения возможностей Североатлантического союза по силовому урегулированию кризисных ситуаций. Вместе с тем содержание дискуссий и принятых решений свидетельствует о сохранении разногласий между союзниками по ряду проблем, по которым необходимо проведение дополнительных внутриблоковых консультаций.




    Ключевые теги: НАТО

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://factmil.com/publ/strana/nato/osnovnye_itogi_jubilejnogo_sammita_nato_2009/61-1-0-506

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru