7. "Этот закон — против "Яндекса". Депутат Горелкин специально оговорился в своем выступлении, что это не так. Но давайте все же рассмотрим данный случай. "Яндекс" — системообразующая компания, ставшая, по сути, критической инфраструктурой России. Это главный поисковик, самое большое СМИ в стране, самый популярный навигатор и карта, на "Яндекс.Такси" по стране работает под миллион человек, почтой "Яндекса" пользуются десятки миллионов юзеров и так далее.
При этом нынешняя структура владения "Яндексом" такова: говоря попросту, у Воложа и других основателей компании есть голосующий пакет, пока что чуть больше 50 процентов — то есть контроль. А "экономических" акций, то есть долей в капитале, дающих право на дивиденды, у них примерно 11-12 процентов. Увы, по текущему соглашению акционеров контрольный голосующий пакет привязан только к личностям: он не продается, не передается по наследству. Таково соглашение акционеров. Это значит, что стоит Воложу уйти из компании, продать акции или еще не дай бог что — его экономические акции станут голосующими, а почти 90 процентов их в собственности американцев.
А нам это зачем? Что происходит со странами, где критическая медийная инфраструктура — главные медийные проекты, поисковики, социальные сети, видеосервисы — американская, мы уже видели на примере "арабской весны", Украины, той же Европы.
Можно также напомнить про печальные истории, когда где-нибудь в условной Африке, где никогда не было чистой воды, американские компании приходили в страну с предложением за свой счет построить очистительные мощности и водопровод — африканцы радостно соглашались, ведь хорошо же! Но теперь там решают, кому пить, а кому не пить американцы, а не национальное правительство. Суверенитет немного сменил руки.
Так что да, это законопроект в том числе и про "Яндекс". Если его примут, поисковику придется переписать соглашение акционеров, да. Ну и что, казалось бы? Как это повредит бизнесу?
Более того, Merrill Lynch, оказывается, уже разработал проект изменения соглашения акционеров и структуры акционерного капитала "Яндекса", которая позволяет выполнить требования нового закона, никого не обидев "по деньгам" и не повредив бизнесу! Можем же, если захотим.
Что я тут могу сказать уже от себя? Если вспомнить популярную метафору "данные — это новая нефть", станет понятно, что сейчас наша цифровая сфера находится в том положении, в каком оказалась нефтяная отрасль к середине 90-х. В отсутствие регулирования большинство нефтяных и обслуживающих компаний оказались в руках иностранцев — пошлин, акцизов и налогов они практически не платили. Помните историю с "Сахалином-2"? Из этой ситуации в нефтегазовом секторе нам пришлось долго и мучительно выбираться больше десяти лет. Сейчас наши нефтяные и газовые компании — мировые игроки, растут, хорошо себя чувствуют, платят огромные деньги в бюджет, несмотря на ограничения для иностранных акционеров.
Сейчас в цифровом пространстве Российской Федерации свободно оперируют иностранные цифровые платформы. Они без труда выкачивают цифровую нефть, крупные отечественные компании частично также принадлежат иностранцам.
Мы можем попасть в историю, когда благодаря вожделенным "иностранным инвестициям" и импортированным "новым технологиям" цифровая экономика у нас разовьется, но будет принадлежать не нам.
Иностранные владельцы значимых российских компаний могут перестать заниматься развитием сервисов или просто закрыть их — если этого потребует их правительство или бизнес-интересы национальных компаний. Или если в конгрессе США возникнут новые светлые идеи очередных санкций и давления на Россию.
Законы по приведению российского Интернета и вообще цифровой сферы в России к контролируемому отечественным правительством состоянию будут в любом случае приниматься, это вопрос национального цифрового суверенитета.
Цифровое пространство не может быть абсолютной "зоной свободы" — здесь должны действовать те же законы, что и в обычном мире. И еще немного дополнительных правил безопасности — с учетом особой медийной силы этой среды и высоких рисков для национальных интересов, которые она порождает.
Качество этих законов — другая история. Проработкой — и законодательной, и технической — законопроекта нужно заниматься, безусловно. Он должен быть юридически непротиворечив и технически исполним.
Некоторые конкретные места в тексте законопроекта, предложенного г-ном Горелкиным, стоило бы прояснить: например, положения о том, кто будет присваивать интернет-проектам статус значимого проекта, как будут разбираться с чисто иностранными игроками нашего цифрового пространства. Хорошо бы уточнить набор предлагаемых санкций для нарушителей закона (там зачем-то обозначено лишение права рекламироваться, хотя речь про контроль) и так далее.
К документу есть некоторое количество формальных претензий от юристов по поводу его соотносимости с уже существующими законами.
Но, как сказала гендир "Яндекса" Елена Бунина, "идея-то закона замечательная". Хорошо, давайте тогда его корректировать. Давайте поправим процедуры, уточним полномочия и роли действующих лиц и институций и т. п.
Чтобы Рунет не погиб в восьмой раз и опять навсегда.