Кто победит в схватке за деньги Национального Банка Молдавии?

После того как Игорь Додон предложил изучить все внутренние финансовые возможности  для инвестирования в развитие страны, включая резервы Нацбанка, на президента обрушился град критики со стороны представителей блока ACUM и  прозападных экспертов.


Если Плахотнюк украл миллиард, то почему этого не может сделать Додон?

Откликнулись: бывший премьер Ион Струза, исполнительный директор Expert-Grup Адриан Лупушор, сотрудник этого НПО Сергей Гайбу. Их мнение заключается том, что резервы Нацбанка трогать нельзя, так как это может привести к обесцениванию лея и ухудшению социально-экономической ситуации в стране.

Еще дальше пошли депутаты ACUM Сергей Литвиненко и Дмитрий Алайба. Они заподозрили Игоря Додона в том, что он собирается провернуть новую схему с кражей миллиарда долларов из НБМ. Алайба так и говорит: «Если Плахотнюк украл миллиард, то почему этого не может сделать Додон?».

В свою очередь президент пояснил свою позицию: «Перед тем как брать кредиты, мы должны убедиться в том, что мы эффективно используем  все внутренние финансовые ресурсы и не должны другим государствам в то время, как наши деньги неактивны или, парадокс, используются другими государствами с нулевой ставкой. Однако кое-кто, похоже, очень обеспокоен тем, что мы сделали этот запрос, и эти странные эмоции оппозиции еще больше побуждают меня узнать как можно больше деталей, в том числе о том, как управляются наши валютные резервы, но, прежде всего, граждане имеют право знать эту информацию».

И действительно, НБМ располагает валютными резервами в более 3 млрд. долларов. Хранятся они за пределами страны, преимущественно в виде гособлигаций, эмитированных  США и другими государствами.

Болевая точка

Судя по тому, что спор разгорелся не шуточный, видимо, Игорь Додон затронул болевую точку. Попробуем отделить мух от котлет.

Если бы Игорь Додон вынашивал планы украсть миллиард долларов из НБМ, то стал бы он публично обсуждать свои задумки, или бы действовал втихаря? Опыт «кражи века» и других финансовых махинаций показывает, что злоумышленники  всегда  орудуют тайно, и как смерти боятся публичности. Поэтому обвинения оппозиции в желании президента «как Плахотнюк» украсть миллиард больше похожи на политические спекуляции, а не заботу о благополучии граждан. И кто громче всех кричит? Блок  ACUM. Но разве тот же Дмитрий Алайба не работал в аппарате отправленного в отставку за коррупцию премьера Филата, также причастного к «краже века»? А лидер ПДС Майя Санду не голосовала за выделение миллиардов банкам Шора?

Ревизию всего того, что делал и делает НБМ надо провести

Но не это, конечно, главное. А другое. На самом деле, позиция Игоря Додона вполне разумна: ревизию того, что делал и делает НБМ надо провести.

Кто несет главную ответственность за  грандиозное финансовое мошенничество? Нацбанк Молдовы и его сотрудники. Какова роль во всей этой истории экс-управляющего Дорина  Дрэгуцану? Как он попал на эту должность? Обладал ли необходимой компетенцией? Как могло случиться, что инсайдерская информация о девальвации молдавского лея в 2014-2015 годах оказалась в распоряжении финансовых спекулянтов, и они на курсовой разнице делали миллионные состояния? Хорошо известно, что доходы банков страны от курсовой разницы в январе-феврале 2015 года составили 1 миллиард 115,9 миллиона лей, увеличившись в 12 раз в сравнении с тем же периодом 2014 года.

Неплохо погуляли. Кто ответил?

А не стоит ли нам вспомнить результаты единственного аудита деятельности НБМ, произведенного Счетной Палатой во главе с Серафимом Урекяну? Что выяснилось? Здесь средняя зарплата в 17 раз выше чем по стране.  Дрэгуцану поднял себе и заместителям зарплату и довел ее от 63 тысяч до 74 тысяч лей в месяц. В целом сотрудники админсовета НБМ получают зарплат и премиальных больше, чем предусмотрено законом.

За два года НБМ потратил 200 тысяч лей  на содержание шести катеров, биллиардных и теннисных столов, покупку оборудования в двух принадлежащих ему саунах. Также сотни тысяч израсходованы на авиабилеты для перелетов бизнес-классом. Хотя постановление правительства предписывает эконом-класс для чиновников.

Кроме того, аудиторы обнаружили, что 169 сотрудников НБМ получили кредитов на 31,5 миллиона лей под смехотворные 0,5 процента годовых. И их объем составил более трети всех выданных кредитов. И даже более того, некоторые высокопоставленные работники получили новые кредиты в размере 1,5-2 миллиона лей, не погасив предыдущие, говорится в аудиторском отчете.

Обнаружено было и много других интересных вещей. И конечно, главное — внутренние и внешние валютные резервы страны за отчетный  период сократились более чем на 1,75 миллиарда долларов. Неплохо погуляли, верно? Кто ответил?

Опыт США: процентные ставки придуманы, деньги взяты из воздуха

Так не стоит ли серьезно разобраться с деятельностью НБМ? Насколько она эффективна? Насколько разумно держать валютные резервы в долговых обязательствах США, ценных бумагах с минимальной доходностью? Ведь ФРС наращивает долги, американский бюджет раздут. Государственный долг превысил $21 триллион. Не потому ли что нищие страны вроде Молдовы выкупают долговые обязательства США?

Эти вопросы волнуют не только Игоря Додона. Дэвид Стокман,  директор административно-бюджетного управления в администрации Рейгана, утверждает, что если бы был проведен аудит ФРС (Национального банка США), то мир ужаснулся бы.Так как «мы сейчас находимся в кульминационной точке самой худшей экономической политики, начиная с 1960-х годов». Стокман говорит, что «низкие процентные ставки просто придуманы, так же как и деньги, которые они создали из воздуха. Все это было  принято в качестве официальной политики в январе 2012 года». По мнению уважаемого эксперта, «президент Трамп совершенно не знает, как мы сюда попали, как он сюда попал, и куда мы идем… Федеральный фондовый рынок исчез. Его разрушил еще Бен Бернанке, бывший управляющий ФРС». И что очень вероятно, что крах всей системы произойдет до выборов 2020 года. Также экс-директор административно-бюджетного управления президента США утверждает, что аудит ФРС может установить еще одну очень интересную вещь: «Значительная доля академических экономистов в Соединенных Штатах находится на зарплате Федеральной Резервной Системы. Они лижут сапоги парня, который подписывает им чеки».

НБМ для народа, или народ для НБМ?

Так нужно ли гражданам страны и властям РМ разобраться в том, насколько эффективно управляет денежной политикой НБМ, и не лучше ли поместить часть кредитов не под 1-1,5% за рубежом, а под 2% в родной стране?

Кто для кого существует: НБМ для народа, или народ для НБМ?

И чьи интересы так бурно отстаивают эксперты, существующие на западные гранты? Или политики, еще недавно взявшие на себя обязательства  перед МВФ, что именно граждане Молдовы будут выплачивать украденный из банковской системы страны миллиард долларов?

Сергей Ткач,






Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: