Самый мощный истребитель танков начала Второй мировой войны

Самый мощный истребитель танков начала Второй мировой войны

Вторая мировая война, ставшая первой настоящей войной моторов, подарила миру огромное количество образцов нового вооружения. Танки, которые стали играть на поле боя всё большую роль, превратившись в главную ударную силу сухопутных войск, прорывали полевую оборону противника, крушили тылы, замыкали кольцо окружения и врывались в города за сотни километров от линии фронта. Все большее распространение бронетехники требовало появления адекватных средств противодействия, одним из которых стали противотанковые самоходные орудия.

В Германии в годы Второй мировой войны была создана целая плеяда истребителей танков, при этом первые проекты, к которым относилась и самоходка 10.5cm K18 auf Panzer Selbsfahrlafette IVa, получившая прозвище Dicker Max («Толстый Макс»), начали разрабатывать еще в конце 1930-х годов. Вооруженная 105-мм орудием самоходка была в количестве двух прототипов построена в начале 1941 года, но до серийного производства дело тогда так и не дошло. Сегодня самый сильный истребитель танков начального периода Второй мировой войны, снаряды которого пробивали все танки союзников тех лет на любых дистанциях боя, представлен лишь в компьютерных играх: World of Tanks и War Thunder, а также стендовом моделизме. До наших дней экземпляры самоходки не сохранились.



История появления самоходки Dicker Max


К идее строительства мощной самоходки, вооруженной крупнокалиберным артиллерийским орудием, немецкие конструкторы обратились уже в начале Второй мировой войны. Основным предназначением новой боевой машины была борьба с различными укреплениями противника, в том числе дотами. Подобная машина становилась еще более актуальной в свете предстоящей кампании против Франции, которая построила вдоль границы с Германией мощнейшую линию укреплений, известную как линия Мажино. Для борьбы с долговременными огневыми точками требовался серьезный калибр, поэтому конструкторы остановили свой выбор на 105-мм орудии sK18.


Хотя разработка новой самоходки началась еще в 1939 году, к началу кампании против Франции готовых образцов боевой машины построено не было. Сам процесс разработки самоходного орудия, которое первоначально назвали Schartenbrecher (разрушитель бункеров), продлился примерно полтора года. Стоит отметить, что конструкторы завода Krupp, особо не торопились с этим проектом, особенно после того, как Франция капитулировала уже 22 июня 1940 года. Линию Мажино немецкие войска обошли, а в некоторых местах сумели прорвать и подавить оборону французских войск и без применения различного экзотического вооружения.

Первые построенные прототипы новой САУ показали лично Гитлеру 31 марта 1941 года. Тогда же началось обсуждение концепции нового применения самоходок. К маю было окончательно решено, что основной специализацией машин станет борьба с танками противника. При этом немцы уже тогда начали обсуждать варианты строительства других истребителей танков, вооруженных, в том числе, и 128-мм орудиями. Использовать новую бронетехнику немцы рассчитывали на Восточном фронте, где планировали применять самоходку для борьбы с тяжелыми советскими танками.

При этом немецкая армия уже в 1941 году имела достаточно сил и средств, чтобы бороться и со средним танком Т-34 и с тяжелыми танками КВ-1 и КВ-2. В Вермахте уже летом 1941 года в достаточном количестве имелись подкалиберные снаряды, которые позволяли поражать Т-34 в борт даже из 37-мм противотанковых пушек. 50-мм орудия ПТО справлялись с этой задачей еще более уверено. При этом в экстренных случаях на помощь приходили 88-мм зенитные орудия и тяжелые полевые орудия 10 cm schwere Kanone 18, которые немцы широко применяли против тяжелых советских танков КВ.


Несмотря на то, что зенитка Flak 36 стала для немцев настоящей палочкой выручалочкой, данное орудие, как и 105-мм пехотное орудие sK18, было громоздким, хорошо заметным на местности и малоподвижным. Именно поэтому работы по созданию самоходных противотанковых орудий были форсированы, а построенные два прототипа 105-мм истребителей танков, получивших обозначение 10.5cm K18 auf Panzer Selbsfahrlafette IVa, были отправлены на фронт для прохождения полноценных полевых испытаний.

Особенности проекта 10.5cm K18 auf Panzer Selbsfahrlafette IVa


В качестве шасси для самоходки использовался хорошо освоенный германской промышленностью средний танк PzKpfw IV, ставший самым массовым танком Вермахта и выпускавшийся вплоть до конца войны. С модификации танка PzKpfw IV Ausf. E немецкие конструкторы демонтировали башню и установили просторную открытую рубку. Реализованное компоновочное решение являлось традиционным для огромного количества немецких САУ периода Второй мировой войны, правда, с некоторыми особенностями. Так в передней части корпуса новой самоходки находились две рубки коробчатой формы со смотровыми щелями. И если одна из них была местом работы механика-водителя (левая), то вторая была ложной, рабочего места члена экипажа в правой рубке не было.

Рубка самоходки отличилась достаточно сильным бронированием для немецкой бронетехники начального периода Второй мировой войны. Маска орудия имела толщину 50 мм, толщина основной брони лобовой части рубки составляла 30 мм, при этом броня была установлена под углом 15 градусов. С бортов рубка была бронирована слабее – 20 мм, бронирование кормы – 10 мм. Сверху рубка была полностью открыта. В боевой обстановке это повышало обзор из машины, но одновременно с этим делало экипаж более уязвимым. В открытую рубку могли залетать осколки снарядов и мин, также машина становилась уязвимой при авианалетах и боевых действиях в городах. Для защиты от непогоды экипаж самоходки мог использовать брезентовый полог.


Основным вооружением самоходки было мощное 105-мм орудие. Пушка K18 была создана конструкторами компаний Krupp и Rheinmetall на базе тяжелого пехотного орудия sK18. Как показала практика, данное орудие позволяло не только эффективно бороться с различными фортификационными сооружениями и полевой обороной противника, но и с хорошо бронированной бронетехникой. Правда, боекомплект пушки был небольшим, в самоходке можно было разместить только 26 снарядов, которые располагались вдоль бортов корпуса в кормовой части рубки. Система заряжания – раздельная.

105-мм орудие K18 с длиной ствола 52 калибра без проблем могло расправиться с любым советским тяжелым танком, как и с любым танком союзников. На дистанции 2000 метров бронебойный снаряд, выпущенный из этой пушки, пробивал 132 мм вертикально расположенной брони или 111 мм брони, установленной под углом 30 градусов. Дальность эффективного прямого выстрела осколочно-фугасными снарядами составляла до 2400 метров, бронебойными – до 3400 метров. К преимуществам орудия относили также хорошие углы вертикальной наводки – от -15 до +10 градусов, а вот углы горизонтальной наводки подкачали – до 8 градусов в обе стороны.

Оборонительного вооружения на самоходке не имелось, так как машина должна была бороться с фортификационными сооружениями и танками противника на больших дистанциях. При этом в укладке мог перевозиться единый пулемет MG34, который не имел стандартного места для установки. В то же время основным оборонительным вооружением экипажа были пистолеты и пистолеты-пулеметы MP-40. Экипаж самоходки состоял из пяти человек, четверо из которых вместе с командиром машины располагались в открытой рубке.


На самоходке устанавливалась трансмиссия VK 9.02, работавшая в связке с двигателем Maybach HL-66P. Двигатель и трансмиссия располагались в передней части корпуса. 6-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL-66P с водяной системой охлаждения развивал максимальную мощность 180 л.с. Для машины с боевой массой более 22 тонн этого было мало, удельная мощность составляла чуть более 8 л.с. на тонну. Максимальная скорость хода по шоссе не превышала 27 км/ч, по пересеченной местности – около 10 км/ч. Запас хода – 170 км. В будущем на серийных моделях планировалось установить более мощный 12-цилиндровый двигатель Maybach HL-120 (300 л.с.), но этим планам не суждено было сбыться.



Боевое применение и судьба прототипов


Оба построенных прототипа приняли участие в боях на Восточном фронте, при этом они находились в войсках уже с первых дней вторжения. Обе самоходки были зачислены в состав отдельного 521-го батальона истребителей танков (Panzerjager-Abteilung), в котором также числились более легкие истребители танков Panzerjager I, вооруженные 47-мм противотанковыми пушками чешского производства. В войсках самоходки получили свое прозвище Dicker Max («Толстый Макс»). Боевое крещение САУ состоялось уже 23 июня 1941 года восточнее города Кобрин в Белоруссии. Самоходки использовались для обстрела скоплений советской пехоты и позиций артиллерии.

Dicker Max приняли участие в отражении неудачного контрудара 14-го механизированного корпуса. При этом мощность их артиллерийского вооружения была избыточной для борьбы с легкими советскими танками, поэтому главной их целью в эти дни были артиллерийские позиции советских войск. Свой следующий крупный бой 10.5cm K18 auf Panzer Selbsfahrlafette IVa провели 30 июня в районе реки Березина, отогнав артиллерийским огнем советский бронепоезд, который, однако, не удалось уничтожить. В ходе боя одна из установок вышла из строя. Чуть позже по дороге к Слуцку в одной из САУ начался пожар, экипаж успел эвакуироваться из машины, но истребитель танков был потерян безвозвратно после детонации боекомплекта.


Оставшаяся самоходка провоевала на Восточном фронте до осени 1941 года, пока в октябре, после исчерпания моторесурса не была возвращена в Германию для проведения капремонта и модернизации. Вернувшись в 521-й отдельный батальон истребителей танков летом 1942 года, самоходка приняла участие в наступлении германских войск на Сталинград, в боях под городом осенью-зимой 1942 года машина была потеряна.

Несмотря на первоначальные планы выпустить до 100 подобных боевых машин, немцы ограничились постройкой всего двух прототипов. Несмотря на отличную огневую мощь и возможности по борьбе как с укреплениями, так и с тяжелыми танками противника, машина отличалась небольшой надежностью, имела малую подвижность и очень проблемную ходовую часть. При этом полученный опыт, скорее всего, был обобщен и в дальнейшем помог немцам в разработке истребителя танков Nashorn, который, как и самоходная гаубица Hummel, базировался на удачном унифицированном шасси Geschützwagen III/IV, построенном с использованием элементов ходовой части средних танков Pz III и Pz IV.
Автор:
Юферев Сергей
Использованы фотографии:
wiki.warthunder.ru





Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: