Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"
Приближение очередной годовщины взятия Берлина 2 мая 1945 года – хороший повод напомнить, столицы каких ещё государств и сколько раз освобождали русская армия и даже флот. Их – много, и некоторые вы точно не знаете.
Штурм Рейхстага, начавшийся 30 апреля и завершившийся после ожесточённых боев внутри огромного здания и вокруг него 2 мая, когда капитулировал гарнизон поверженного Берлина, хороший повод вспомнить, в столицах каких ещё стран мира побывали русские войска.
Конечно, с этой победой трудно что-то сравнить. Поскольку таких кровопролитных и неистовых с обеих сторон боёв, как в ходе стартовавшей 16 апреля Берлинской наступательной операции, называемой некоторыми историками "советской атомной бомбой", история ещё не знала. Конкурировать с маршалами Жуковым (1-й Белорусский фронт) и Коневым (1-й Украинский), войска которых сыграли в захвате столицы рейха главную роль, не может никто. Даже прославившие себя в веках гениальные русские полководцы вроде Александра Суворова: совершенно не те масштабы и последствия.
Ведь именно этим штурмом, о котором грезила, воодушевлённая лозунгом "На Берлин", русская императорская армия в 1914 году, и была поставлена точка в войне в Европе в 1945-м. Хотя Прага на тот момент ещё не была взята, а мелкие бои с не желавшими капитулировать и пытавшимися прорваться на запад частями немцев продолжались в Чехии и на Балканах до конца мая.
Сколько раз русские брали Берлин?
Между тем, это был уже третий раз, когда русские брали Берлин. Впервые это случилось в ходе Семилетней войны в 1760 году. Тогда Берлин капитулировал без боя, солдаты и офицеры русской армии защитили берлинцев и их имущество, насколько это было возможно, от алчности и бесчинств своих союзников – австрийцев и саксонцев. Союзники захватили на складах около 18 000 мушкетов, 143 пушки, вернули утраченные в предыдущих боях знамёна.
Уничтожено было лишь то, что помогало Пруссии вести военные действия – арсенал, литейный двор, магазины. Освободили также и пленных, взяв с города по обычаям того времени контрибуцию.
Обозлённый сдачей своей столицы Фридрих II позднее сказал: "Спасибо русским, они спасли Берлин от ужасов, которыми австрийцы угрожали моей столице!"
Переговоры о сдаче и отступлении от Берлина прусской армии блестяще провёл русский генерал Тотлебен, комендантом города в течение четырёх дней до того, как его пришлось оставить, являлся русский генерал Бахманн. Главным военным начальником, разгромившим отступавший от Берлина арьергард пруссаков, был генерал Чернышёв. Русских, в числе которых был будущий бунтарь Емельян Пугачёв, было 20 тысяч, австрийцев – 15 тысяч. Пруссаки им уступали по численности, пока к своей столице не подошёл пытавшийся перекроить европейские границы король Фридрих II с основной частью армии. Но всё равно эти силы не шли ни в какое сравнение с миллионными армиями, сражавшимися в тех же местах в середине ХХ века.
Во второй раз русская армия заняла Берлин в ходе своего зарубежного похода в 1813 году. На этот раз пруссаки были союзниками в борьбе с французами. Хотя помогали ей совсем недавно. Потому что во время наполеоновского вторжения в Россию пытались захватить русскую Прибалтику, которую считали немецкой. Осаждая Ригу и воюя в Курляндии, они отвлекли на себя часть русской армии. Однако когда поход Наполеона провалился и от его "Великой армии" почти ничего не осталось, переметнулись на сторону русских, которые всё простили и помогли пруссакам освободиться от французского гнёта.
А в Хельсинки – четыре
Русская армия, как видим, трижды побывала в Берлине и всякий раз по делу. Столица нынешней Финляндии Хельсинки занималась русскими войсками четырежды – в мае и июле 1713 года, в 1742 году, в ходе русско-шведских войн 1741-1743 годов и 1808-1809 годов. Разумеется, её отбирали не у финнов, а у их колониальных хозяев – шведов, которые после последней войны благоразумно решили с Россией, войска которой дошли однажды до пригородов Стокгольма и напугали до смерти королеву, больше не воевать. В составе Российской империи освободившиеся от тяжёлой шведской руки, пользуясь широчайшей автономией, финны смогли оформиться как нация, развить благодаря русскому протекционизму свою промышленность, получив всё необходимое для независимого существования. Поэтому в Хельсинки русским царям до сих пор стоят памятники.
Моряки берут столицы
Конечно, не только русская армия, но и флот с петровских времён верно служил интересам России. На счету последнего, между прочим, освобождение двух столиц. Летом 1773 года в ходе войны с турками в союзе с местным населением и его лидерами – друзскими шейхами – русские моряки провели десантную операцию, захватив после месячной осады Бейрут, теперешнюю столицу Ливана. В этом славном деле отличились капитан 2 ранга Кожухов, майор Дуси, поручики Войнович и Баумгартен. Захватившие Бейрут морские пехотинцы взяли у турок богатые военные трофеи, получили с города приличную контрибуцию, передав его затем друзам. Русский флаг, однако, развевался над Бейрутом до января 1774 года. Друзы не хотели, чтобы русские уходили, прося императрицу Екатерину Великую присоединить Ливан к российским владениям, но реальных возможностей для этого не было.
В конце XVIII века русский флот ещё не раз сильно отличался в Средиземноморье по части захвата столиц. В 1799 году русский десантный отряд в составе 818 человек освободил от терзавших итальянцев французов Рим, нынешнюю столицу Италии.
Вот что писал об этом событии лейтенант Балабин адмиралу Ушакову: "Вчерашнего числа с малым нашим корпусом вошли мы в город Рим. Восторг, с каким нас встретили жители, делает величайшую честь и славу россиянам. От самых ворот Св. Иоанна до солдатских квартир обе стороны улиц были усеяны обывателями обоего пола. Даже с трудом могли проходить наши войска. «Виват Павло Примо! Виват московито!»" – было провозглашаемо повсюду с рукоплесканиями».
Надо сказать, что русские подоспели вовремя, ибо в "вечном городе" после бегства французов начали хозяйничать бандиты и мародёры: приход русской морской пехоты спас папский Рим от разграбления.
Варшава и Амстердам
Даже сложно подсчитать, сколько раз с конца XVIII века русская армия занимала Варшаву. Но будь то генерал-аншеф Суворов в 1794 году, получивший за взятие города фельдмаршальское звание, или генерал-фельдмаршал Паскевич в 1831 году, или маршал Жуков в 1945 году, они либо освобождали город от врагов-поляков, либо спасали их от самих себя, итогом чего стало появление и повторное возрождение в ХХ веке свободной и независимой Польши. Если бы на месте русских были немцы, этого бы не произошло – никаких поляков и никакой Польши сегодня не было бы и в помине.
Самой рискованной и дерзкой операцией по захвату европейской столицы в борьбе против сильного противника может считаться получившийся экспромтом освободительный поход в Голландию генерала от кавалерии и будущего шефа жандармов Бенкендорфа (1813 г.). Его летучий отряд, состоявший в основном из казаков, в составе 4 819 человек при всего 10 лёгких пушках разбил вчетверо превосходящих его французов, вдохновив тем самым голландцев восстать против оккупантов. Амстердам был взят отрядом русских пехотинцев численностью всего 700 человек, после чего Бенкендорф объявил о восстановлении независимости Нидерландов. Смелый русский – и тогда ещё совсем молодой – генерал, пользовавшийся, как и его воины, обожанием голландского народа, уложился в 50 дней, потеряв убитыми 460 солдат и офицеров. Король Нидерландов Виллем I наградил Бенкендорфа золотой шпагой, а его сын, следующий король Виллем II, под впечатлением происшедшего, женился в 1816 году на сестре императора Александра I великой княжне Анне Павловне, чтобы связать свою страну теснее с Россией.
Париж – дальше не доходили
Но, конечно, самым масштабным событием после взятия Берлина в 1945 году был захват союзниками Парижа в 1814 году, основную роль в котором сыграли русские: из более чем 8 тысяч убитых при штурме свыше 6 тысяч были нашими солдатами и офицерами (в Берлинской операции – свыше 75 тысяч убитых и 300 тысяч раненых).
Это была молниеносная операция, изумившая даже Наполеона. Когда он подошёл с войсками к своей столице, она уже сдалась и праздновала своё освобождение, видя в русских заступников и поражаясь их деликатности.
Как вспоминал очевидец: "Из каждого окна спущены были цветные ткани; тысячи женщин махали платками; восклицания заглушали военную музыку и самые барабаны". Русские отказались от контрибуции, не грабили, не обременяли горожан постоем, ночуя в палатках на улицах и в парках. Они отличались от союзников – австрийцев и пруссаков – безукоризненной дисциплиной. А офицеры, даже во внушавшей страх казачьей форме, отлично говорили по-французски. Максимум, что могли позволить себе "оккупанты" попроще, – это поторопить официантов: "Быстро, быстро". После чего появились знаменитые с того времени французские "бистро".
Командующий русским оккупационным корпусом во Франции граф Воронцов перед уходом армии домой заплатил из собственного кармана, поставив себя на грань разорения, за долги своих подчинённых, выложив полтора миллиона рублей – невероятную по тем временам сумму. И это после того, что французы сделали с Москвой в 1812 году.
Русские солдаты побывали за последние 250 лет в большинстве европейских столиц (столицы бывших советских республик, выкроенных большевиками из тела исторической России, естественно, не считаются). И не как оккупанты, повторим, а как освободители.
В 1944-1945 годах, например, наши солдаты побывали в Бухаресте (во второй раз, первый раз - в ходе войны с турками в 1806-1812 годах), Софии (в первый раз её освободили от турок в 1877 году), Белграде, Будапеште, Братиславе, Вене, Варшаве, Праге. И только в Будапеште и Вене по понятным причинам их встречали без распростёртых объятий. Но ведь от фашизма освободили австрийцев и венгров тоже.
И ещё здесь
А ещё русские солдаты побывали в 1941 году в Тегеране, сорвав планы Гитлера в отношении Ирана. Они освободили в 1945 году от японских колонизаторов столицу созданного ими на территории Китая марионеточного государства Маньчжоу-Го – Синьцзин (Чанчунь) вместе с Харбином и были остановлены собственным командованием в последний момент, когда собирались ворваться в Пекин. По политическим соображениям, конечно.
Русская армия побывала также в Константинополе (Царьграде), что у нас как-то мало осознаётся. Ведь Сан-Стефано, где был подписан в 1878 году с турками Сан-Стефанский мирный договор, это был пригород – теперь район – Стамбула, тогдашней турецкой столицы.
Да, Россия – великое военное государство, и мы должны этим гордиться. Это – главное, остальное – приложится.
Латышев Сергей