Первая крупная морская победа русского флота. Гребные галеры, использовав штиль, прорвались у мыса Гангут и блокировали часть шведского флота, после чего шведские корабли были взяты на абордаж. Россия получила свободу действий в Финском и Ботническом заливах.
Ничто так не занимало русского царя Петра I, как флот. Еще в юности на своем небольшом ботике – «дедушке русского флота» – Петр разыгрывал морские баталии. В начале XVIII в. игры превратились в большие сражения. Царь целенаправленно шел к тому, чтобы сделать из России великую морскую державу. Первая крупная победа молодого русского флота была одержана при Гангуте в 1714 г. Победа была тем более важна, что проигравшим оказался мощный и имеющий славные традиции флот Швеции.
* * *
Создание нового русского флота было начато со строительства больших галер и многопушечных кораблей голландского образца на Воронежской верфи. Тогда главной задачей Петра было продемонстрировать свою военно-морскую мощь Турции. Эта цель была достигнута. Появление русских кораблей в Черном море произвело на Порту большое впечатление. С началом Северной войны флот должен был выполнять уже другую задачу – в Балтийском море. В ходе войны русскими в 1702 г. была взята крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 г. крепость Ниеншанц на Неве и заложен новый город – Петербург; путь флоту из Ладожского озера к морю был открыт. В России закладываются новые верфи на Онежском и Ладожском озерах, реках Сясь и Свирь, в новой столице Петербурге, в Новгороде и Олонце. Началась планомерная постройка боевых кораблей.
Первые корабли соответствовали 4-му рангу английских кораблей, они имели высокую корму с расположенными в ней пушками и одну или две батарейные палубы. Так как эти корабли были тяжелы на ходу, то при эскадре были и более быстроходные суда – шнявы, имевшие две мачты с прямыми парусами и 12–16 пушек. Малые суда носили название шмаков, флейтов, буеров, галиотов и ботов.
Кроме крупных галер, во флоте были небольшие (до 30 м) быстроходные галеры-скампавеи (от итальянского слова «scampar via» – убегать), они имели три мачты с косыми парусами и 20 весел. В 1704 г. Балтийский флот состоял из десяти фрегатов и девятнадцати других судов. На мели у острова Котлин была построена крепость Кроншлот, подступившая к ней шведская эскадра была отбита.
5 ноября 1704 г. в Петербурге была заложена адмиралтейская верфь. После поражения шведов под Полтавой, взятия Выборга, Ревеля, Риги строительство кораблей получило широкое развитие. В 1712 г. был спущен на воду первый построенный в Петербурге 54-пушечный корабль «Полтава». С 1712 г. строятся крупные линейные корабли – 60-пушечные «Екатерина», «Нарва», «Ревель», «Шлиссельбург», «Ингерманланд» и «Москва». Петр покупает корабли и за границей.
В 1710–1714 гг. русские войска заняли всю Эстляндию, включая Ревель и Пернов, Лифляндию с Ригой и Выборг. В 1713 г. датчане взяли обороняемую шведами крепость Теннинген в Гольштейне, а русские войска захватили всю южную Финляндию.
Для того чтобы окончательно закрепиться на Балтийском море, России требовалось полностью овладеть Финляндией и захватить Аландские острова. При этом было неизбежно столкновение со шведским флотом.
Для выполнения поставленной задачи были выделены следующие силы: парусный флот в составе 11 линейных кораблей, 4 фрегатов и ряда вспомогательных судов под личным командованием Петра I; гребной флот (скампавеи) в количестве 99 судов различных типов и десантный корпус численностью около 16 тысяч человек. Гребным флотом и десантным корпусом командовал Φ. М. Апраксин.
Согласно плану кампании гребной флот вместе с десантным корпусом должен был выйти из Петербурга, прорваться в Або (Турку) и, заняв Аландские острова, начать высадку десанта на побережье Швеции.
Парусный флот должен был прикрыть переход скампавеи от Котлина до входа в Финские шхеры, а затем, сосредоточившись в Ревеле, не допустить шведский флот в Финский залив и Або-Аландский район.
Шведы, в свою очередь, не желали допускать русского прорыва в Ботнический залив, они ждали весны, когда западная часть Балтийского моря освобождается ото льдов. Русские приняли все меры для того, чтобы своевременно заметить приближающийся шведский флот. На побережьях была создана цепь наблюдательных пунктов, которые должны были в случае появления противника сигнализировать огнем о количестве неприятельских судов, по Балтийскому морю рыскали русские разведкорабли. Главным для русских было выйти из Петербурга раньше, чем подойдут шведы.
В конце мая 1714 г. гребной флот Апраксина благополучно вышел из Петербурга и прошел в Финские шхеры. Оттуда флот проник в бухту Тверминне у полуострова Гангут (он же Ханко), расположенного в 100 километрах юго-восточнее Або. Парусные корабли Петра, как и предполагалось, стали в Ревеле.
Однако спокойный проход русского гребного флота в Або был уже невозможен. Еще в апреле шведский флот под командой вице-адмирала Г. Ватранга в составе 15 линейных кораблей, 3 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей и 9 гребных судов прибыл в Финский залив и, заняв удобную позицию у южной оконечности Гангутского полуострова, преградил путь русским.
Апраксин, учитывая большое превосходство шведов в артиллерии, не решился предпринимать какие-либо активные действия и доложил об обстановке Петру I. Царь прибыл в Тверминне 20 июля и приказал усилить наблюдение за противником, для чего в район Гангутского плеса был послан дозорный отряд в составе 15 скампавей, а на берегу развернуты посты, в задачу которых входило наблюдение за передвижениями шведского флота.
Петр решил совершить хитрый маневр – перетащить часть легких галер-скампавей по суше, чтобы зайти с ними в тыл противнику и помочь таким образом основным силам прорваться мимо Гангута. Для этого в самом узком месте перешейка (2,5 км), соединяющего полуостров с «большой землей», началось строительство специального деревянного настила – «переволоки».
Не исключено, что это был намеренный демонстративный шаг. Строительство переволоки не укрылось от шведов, и вице-адмирал Ватранг направил к месту предполагаемого спуска русских судов в Рилакс-фьорде отряд контр-адмирала Эреншельда – фрегат и 9 гребных судов. Они должны были уничтожить русские скампавеи, как только те попытаются спуститься на воду. Другой отряд, насчитывавший 8 линейных кораблей и 2 бомбардирских судна, под командованием вице-адмирала Лиллье был отправлен для атаки русского гребного флота в Тверминне.
Возможно, именно на разделение неприятельского флота и рассчитывал Петр. Русский флот быстро подготовился к прорыву через ослабленного противника. Этому способствовала и погода. 26 июля наступил штиль – русские гребные корабли получили несомненное преимущество в маневренности перед шведскими парусниками. Прорыв начался.
Его начали 20 скампавеи капитан-командора М. X. Змаевича. Воспользовавшись штилем, русский авангард обошел шведские корабли, держась вне досягаемости артиллерии противника. Шведы попытались подойти ближе, но для этого им пришлось буксировать свои корабли шлюпками в сторону прорыва. В коротком бою в шхерах русский флот отбросил отряд шаутбенахта Таубе и блокировал силы Эреншельда у острова Лаккиссер. Следом подошел сторожевой отряд (15 скампавей) под командованием бригадира Лефорта.
Ватранг ни в коем случае не желал упустить, как Змаевича, основные силы русских. Для этого вечером 26 июля вице-адмирал оттянул корабли от берега и занял место, в котором прошел русский авангард. Тогда 64 корабля Апраксина утром 27 июля проследовали прибрежным фарватером, прорвались у мыса Гангут и соединились с остальными кораблями русского флота в Рилакс-фьорде. Шведы вновь пытались подойти к месту прорыва, но шлюпки не могли тащить шведские корабли с той же скоростью, с какой проходили гребные суда Апраксина.
Флот Эреншельда в Рилаксфьорде состоял из 18-пушечного фрегата, 6 галер и 3 шхерботов, имевших на вооружении в общей сложности 116 орудий, но во время боя с русскими шведы могли одновременно использовать только около 60 пушек. Эреншельд расположил свои корабли в наиболее узкой части фьорда. Более сильные корабли – фрегат и галеры – были построены полукругом, а шхерботы поставлены во вторую линию. Фланги упирались в отмели, и русские корабли не могли их обойти.
Русские не могли использовать свое численное преимущество в кораблях, и Петр I был вынужден выделить для атаки лишь 23 скампавей. Остальные суда составили общий резерв. Отряд под командованием Петра I занял позицию в полумиле от шведов. Корабли были построены в строй фронта, в центре в одну, а на флангах, выдвинутых вперед, в две линии. Бой предстоял нелегкий. Во-первых, шведы, как уже говорилось, имели большое преимущество в артиллерии. Во-вторых, шведские корабли были высокобортными, что осложняло абордаж.
Бой начался в 14 часов фронтальной атакой русских кораблей. И первая, и вторая атаки были отбиты перекрестным огнем противника. Русские не смогли сблизиться со шведами вплотную для абордажной схватки. Тогда Петр перешел от фронтального наступления к фланговым атакам. Теперь шведам не удалось эффективно использовать артиллерию. Русские успешно провели сближение с противником и абордажный бой.
Шведские корабли вынуждены были один за другим сдаваться. Наиболее упорное сопротивление оказал фрегат «Элефант» («Слон»), но и он в конце концов был захвачен.
В течение трехчасового напряженного боя русские захватили все шведские корабли. Эреншельд пытался спастись в шлюпке, но был пойман гренадерами капитана Бакеева. Потери шведов составили 361 человек убитыми, 350 ранеными, остальные были пленены. Русские потерь в кораблях не имели, было убито 124 и ранено 342 русских бойца.
Основной шведский флот через некоторое время ушел в Стокгольм.
Захваченные корабли шведов были доставлены в Петербург, где 9 сентября 1714 г. состоялась торжественная встреча победителей. Петр I получил чин вице-адмирала. 130 офицеров были награждены золотыми медалями, 3284 нижних чина – серебряными. На лицевой стороне медалей было портретное изображение Петра I и его титул. Надписи на медалях гласили: «Прилежание и верность превосходят сильно». Офицеры и матросы прошли под Триумфальной аркой, на которой был изображен орел, сидящий на спине слона. Надпись на арке гласила: «Русский орел мух не ловит». Память о победе при Гангуте сохранилась и в форме русских матросов. Три синие полосы на матросском воротнике означают три русские морские победы – Гангут, Чесму, Синоп.
В. Карнацевич
Скачать файл: