Почему Путин не спешит ставить Западу ультиматумы

Почему Владимир Путин не спешит ставить Западу ультиматумы

Эта статья в цикле моих размышлений о значении выступления Президента России о природе и об исторических закономерностях глобальной военно-политической катастрофы, известной как вторая мировая война, занимает особое место. Потому что главным в оценке любого произведения эпистолярного жанра является установление его точного смысла и предназначения.

Так вот именно в этом наиболее значимом пункте, далеко не все и не сразу поняли Путина. Признаться и моя первая реакция была, мягко говоря, не вполне адекватной. Мне показалось, с пылу с жару, что Президент занял недостаточно принципиальную позицию в своей оценке советско-германского договора о ненападении 1939 года.

С одной стороны он чуть ли не половину своей большой статьи посвятил весьма доказательному объяснению того, почему этот Договор был в тот момент жизненно необходим, исторически закономерен и абсолютно безупречен в политико-правовом отношении. С чем автор этих строк целиком и полностью согласен и что нашло свое отражение во вчерашней статье «Время возвращения к допереписанной истории».

Однако, с другой стороны, Владимир Путин не стал, как говорится, «дожимать педаль газа до полика» и делать из этих своих бесспорных утверждений логически обоснованный вывод о том, что данный советско-германский договор, в силу указанных причин, не может подлежать осуждению. А существующие на сей счет государственные акты и, прежде всего, постановление съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года «О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года» должны быть пересмотрены.

При этом, Президент ограничил свое отношение к данной теме ссылкой на то самое постановление, которое, с учетом описанных им же исторических реалий, выглядит крайне сомнительным.

«По поводу заключённого тогда Договора о ненападении сейчас много разговоров и претензий именно в адрес современной России. Да, Россия – правопреемница СССР, и советский период со всеми его триумфами и трагедиями – неотъемлемая часть нашей тысячелетней истории. Но напомню также, что Советский Союз дал правовую и моральную оценку так называемому Пакту Молотова–Риббентропа. В постановлении Верховного Совета от 24 декабря 1989 года официально осуждены секретные протоколы как «акт личной власти», никак не отражавший «волю советского народа, который не несёт ответственности за этот сговор».

В таких ситуациях известный рекламный слоган «Сделай паузу, скушай твикс!» становится лучшим руководством к действию. И я очень доволен, что решил сперва поостыть и сделать эту самую паузу, прежде чем начинать сгоряча и толком не разобравшись, «метать громы и молнии» по поводу очередного «путинвсеслил».

Говоря совсем откровенно, в моем случае такой способ действия был в принципе невозможен. Слишком много лет я занимаюсь журналистикой и слишком хорошо знаю цену печатному слову, чтобы позволять себе подобный юношеский максимализм. И остается только пожалеть, что у некоторых коллег то ли под рукой «твикса» не оказалось, то ли они и вправду не знают, что делать с вожжой, попавшей под хвост.

А теперь о том, почему именно не надо было пороть горячку в данном случае. Думаю, что со мной вряд ли кто-нибудь станет спорить, если я скажу, что Путин далеко не так прост, как это, возможно, кое-кому кажется. И если Президент России берется за перо, чтобы изложить свою точку зрения по таким краеугольным вопросам истории, то он поступает так не в качестве этакого досужего любителя истории, которому просто больше нечем заняться. Главе государства, находящегося в разгаре эпидемии и стоящего перед необходимостью срочно спасать экономику такое амплуа явно не подходит.

Соответственно, вполне очевидно, что эта статья написана именно человеком в весьма обязывающей должности Президента России, чьи поступки всегда строго мотивированы государственными интересами и являются их отражением.

Какие же именно интересы в данном случае имел в виду Путин? Попытаюсь ответить на этот вопрос.

Глава государства Российского явно не может оставаться индифферентным к тому факту, что в настоящее время на Западе развернута против России крупномасштабная идеологическая и пропагандистская атака с целью назначить Советский Союз одним из главных виновников развязывания второй мировой войны. А Российскую Федерацию, как государство-правопреемник СССР, ответственной за все последствия той катастрофы наравне с нацистской Германией. Или даже больше, чем она.

Президент РФ, как человек облеченный ответственностью за свою страну, прекрасно понимает, что это может означать для России. В том случае, если эта антироссийская кампания дойдет до стадии принятия международных политико-правовых решений, а к тому все идет после известного решения европарламента о «равной ответственности» СССР и третьего рейха за начало второй мировой, могут наступить очень тяжелые последствия для РФ. Причем, как на политико-государственном, так и на материально-финансовом уровне.

Судя по тому, с какой резвостью западные «шемякины суды» уже сегодня наперегонки вчиняют РФ, по самым вздорным поводам, всевозможные многомиллиардные иски, нетрудно себе представить, в какую сумму будет оценена тамошними любителями легкой наживы «историческая ответственность России» за вторую мировую войну. Мало точно не покажется! По сути, может встать вопрос об уничтожении, таким способом, самой российской государственности, как якобы изначально преступной и неисправимой.

Четкое понимание масштаба угрозы вынуждает Владимира Путина действовать предельно осторожно и строго адекватно сложившейся ситуации. Ставя во главу угла не популярный в народе принцип «Не ради истины, а только ради правды!», а трезвый политический расчет, нацеленный на полное купирование данной проблемы как таковой.

Именно поэтому Путин в своей статье, которая является ни чем иным, как политической декларацией о намерениях, постарался не заострять без особой нужды отдельные чувствительные моменты, что может показаться некоторым «несгибаемым борцам» явной беспринципностью на грани предательства. На самом деле такое буквальное прочтение и понимание его «текста слов», есть только следствие недалекости самих читающих.

Президент все рассчитал безошибочно. Он абсолютно сознательно не стал излишне педалировать абсолютно законную и давно назревшую тему отказа России от признания советско-германского договора преступным и неправомерным, чем вызвал бы на Западе только немедленную реакцию отторжения и спровоцировал бы полный провал своего замысла. Вместо этого Путин, по сути, предложил западным державам своего рода компромисс — «уравнять ставки» и признать свою долю вины за эту мировую трагедию. И, тем самым, снять данную конфликтную тему с повестки дня современной мировой политики окончательно и в полном объеме.

«Вместе с тем другие государства предпочитают не вспоминать о соглашениях, где стоят подписи нацистов и западных политиков. Не говоря уже о юридической или политической оценке такого сотрудничества, в том числе молчаливого соглашательства некоторых европейских деятелей с варварскими планами нацистов вплоть до их прямого поощрения…

Вторая мировая война не случилась в одночасье, не началась неожиданно, вдруг. И агрессия Германии против Польши не была внезапной. Она – результат многих тенденций и факторов в мировой политике того периода. Все довоенные события выстроились в одну роковую цепь. Но, безусловно, главное, что предопределило величайшую трагедию в истории человечества, – это государственный эгоизм, трусость, потакание набиравшему силу агрессору, неготовность политических элит к поиску компромисса.
Поэтому нечестно утверждать, что двухдневный визит в Москву нацистского министра иностранных дел Риббентропа – главная причина, породившая Вторую мировую войну. Все ведущие страны в той или иной степени несут свою долю вины за её начало. Каждая совершала непоправимые ошибки, самонадеянно полагая, что можно обхитрить других, обеспечить себе односторонние преимущества или остаться в стороне от надвигающейся мировой беды. И за такую недальновидность, за отказ от создания системы коллективной безопасности платить пришлось миллионами жизней, колоссальными утратами.»

Да это можно, при желании, назвать проявлением беспринципности. Но так может рассуждать только инфантильный идеалист, в принципе не ведающий, что политика, равно как и дипломатия, это наука возможного, а компромисс есть базовая основа этой науки. Или же безответственный горлопан, которому важна только собственная героическая поза, пусть даже на фоне полных развалин.

Путин не может себе позволить так безответственно играть судьбами вверенной ему страны. Поэтому он до самой последней возможности, пока есть хотя бы минимальные шансы решить какую-либо проблему путем компромисса, не прибегая к разрушительной конфронтации, будет следовать именно этим курсом. Который, помимо всего прочего, не тревожит массу народа и дает людям жить нормальной жизнью, невзирая на сложность проблем стоящих перед страной. На то и нужны государству достаточно мудрые руководители, которые умеют не только стулья ломать.

Иначе говоря, Путин делает именно то, что и должен делать. Не перегибая попусту палку и не переходя на басы раньше, чем это необходимо. Однако это вовсе означает, что Россия делает ставку только на компромисс, или даже готова на капитуляцию. Просто никогда не надо бежать впереди паровоза, то есть, в данном случае, впереди реальной необходимости. И не надо хвататься за дубину, пока еще есть возможность обойтись без неё.

А в том, что у России и Путина будет чем ответить в том вполне возможном случае, если Запад «упрется рогом», лично у меня никаких сомнений нет. Тем же, например, признанием юридической ничтожности постановления Съезда народных депутатов СССР об осуждении советско-германского договора. Законопроект о таком решении, кстати говоря, уже внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ. И так совпало, что его внесли непосредственно перед выходом статьи Путина. Так что Западу дано ясно понять, что еще далеко не вечер. И у России есть чем ответить в том случае, если он будет продолжать в том же неконструктивном духе.

А пока, в полном соответствии с духом традиционного русского благородства и рыцарского отношения даже к тем, кто этого явно не заслуживает, Россия, устами Владимира Путина, предлагает Западу ровно то же самое, что еще сто лет назад предлагал ему русский поэт Александр Блок:

Вы сотни лет глядели на Восток,
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
Вот — срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!…

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!
А если нет, — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века — вас будет проклинать
Больное, позднее потомство!

И к этому, пожалуй, нечего добавить.

Юрий Селиванов






Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: