Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Вечная тема: кто друг, кто брат, кто враг, за кого надо вступаться, кто в беде поможет, с кем


    Для начала примем за аксиому: «Переход гражданской войны в США в горячую фазу внутри самих США


    На наш взгляд, в демократической партии США не хотят выигрывать нынешние выборы. Причина довольно


    Помните, как повела себя самая сильная армия мира в конфликте с КНДР? А обстрелы знаменитыми и


    Белоруссия — достаточно молодое с исторической точки зрения образование. И речь даже не о 1991


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Как избавить учителя от имиджа супермена и бремени самого крайнего?

    | 19 август 2020 | Наука и образование |

    В стране ни к кому не предъявляются такие несоразмерные требования, как к врачам и учителям. Напринимав всякого рода гуманитарных стратегий, начальство рассчитывает на чудо. На то, что врачам и учителям удастся то, что неподвластно ни им, ни семье, ни государству и тому, что от него отделено. Если бы всё было по щучьему велению, по моему хотению или так, как придумывалось авторами стратегий, стране не нужно было бы вообще тратиться на тюрьмы, детдома и больницы. Учителям мы не прощаем того, чего не замечаем за собой. Издеваемся над ними ЕГЭ и иными всевозможными реформами, не обращая внимания на то, что чем больше реформ в школе, чем чаще менялись министры, тем хуже обстоят дела. Полномасштабный кризис разразился с разработкой федеральных образовательных стандартов и учебных программ. Школьные учебники постоянно критикуются. При этом критики учебников находят в них ошибки, но всякий раз исправляют их на новые. А сколько раз, например, даже высшая власть бралась за учебники истории? И что?

    Учителя то тут, то там срываются, ведут себя не по-учительски или, как теперь говорят, эмоционально выгорают. Действительно, стало очень трудно удержать в системе образования тех, кто пришел в профессию по призванию, кто задержался в школьной учительской вопреки сохраняющимся порядкам и продолжает служить Отечеству, преодолевая всё новые и новые трудности, которые сочиняет для них родная система. В школах работает 1 млн 200 тысяч человек. Среди них только пять процентов моложе 29 лет. Из 73 тысяч выпускников педагогических вузов до школы доходит только 30 тысяч. 10% должностей учителей вакантны. Бесконечная смена министров образования/просвещения ни к чему хорошему пока не привела. Будто за спасательный круг, Минпрос теперь ухватился за новую инициативу и вывесил для обсуждения проект приказа «О порядке допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам». Иначе говоря, проблемы обучения детей пытаются решить самими же детьми, но такими, которые постарше — старшекурсниками педвузов. Есть, конечно, еще и такой вариант: объявить призыв на учительскую службу пенсионеров под лозунгом «За здоровое педагогическое долголетие».

    Банкротство системы управления образованием не одиноко. В таком же состоянии, но далеко не всем очевидном находится академическая и неакадемическая педагогическая наука. Кажется, что надо поставить жирный крест на всех научных изысканиях, посвященных профессионализму учительского труда, если проанализировать диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук последних лет. Во-первых, обнаружится: чтобы стать учителем-мастером — профессионал, как считает наука, должен овладеть более чем сорока профессионально-педагогическими компетенциями. Более сорока. К гадалке не ходи: вряд ли найдется хотя бы один учитель, который сможет хотя бы вспомнить все их наименования. Перечислю эти компетенции. Итак:

    — научно-теоретическая компетентность, включающая методологическую, антропологическую, аксиологическую компетенцию;

    — диагностическая компетентность, подразделяющаяся на диагностику среды + психодиагностику + акмеологию;

    — целеполагающая компетентность, в том числе способность к проектированию, прогностические способности, личностно-развивающие компетенции;

    — общеуправленческая компетентность: организационная + управленческая + здоровьесберегающая компетенции;

    — предметная компетентность: содержательная + потребностно-мотивационная + самообразовательная компетенция;

    — технологическая компетентность: креативная + интерактивная + методическая компетенция;

    — квалиметрическая компетентность: инновационная + оценочная + социально-педагогическая компетенция;

    — коммуникативная компетентность: эмпатийность + диалогичность + конфликтология.

    Подборку «компетентностей» можно продолжать и продолжать. Наука еще нескоро завершит конкретизацию педагогических компетентностей, уточнение понятий, синтезирование ситуаций и пр. Количество научного знания еще нескоро перейдёт в научное качество, то есть в самого учителя, хотя именно это является конечной целью для любой образовательной системы.

    Научно-педагогическое начальство, руководящее исследованиями особенностей учительского профессионализма, давно вышло на финишный этап самолюбования. Диву даешься, когда читаешь плод воспаленного мозга безымянного коллективного автора самобиографии Российской академии образования. В самом центре интернет-страницы РАО — панегирик самим себе: «Мощная инновационная направленность российской системы образования органично совпала с модернизацией педагогической и психологической науки. Все это обусловило востребованность результатов научного поиска, их быстрого и действенного внедрения в образовательный процесс на всех ступенях российского образования».

    Второе. Специфика современного гуманитарного научного знания в Российской Федерации заключается в том, что гуманитарные стратегии, подписанные руководителями органов власти и государственного управления, сразу становятся научными догматами. Незыблемыми методологическими основами будущих кандидатских и докторских диссертаций. Соответствие диссертационных текстов этим догматам становится важнейшим признаком научности и практичности исследований. Парадокс, но это факт того, как политика оплодотворяет себя научными форматами, а наука изживает себя политикой. К счастью, высокий статус документов гуманитарного стратегического планирования сопровождается необязательностью их знания и применения. В школу с ними проверяющие не приходят.

    Они приходят с другими, не менее терминологически изощренными документами. И это — в-третьих. Например, есть приказ Министерства труда и социальной защиты № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Это весьма строгий документ, так как профессиональный стандарт должен применяться «работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда». На практике это означает, что каждый из более миллиона педагогов должен периодически доказывать, что точно знает:

    — не только предмет, но и его историю, и место в мировой культуре и науке;

    — историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества.

    Учитель обязан продемонстрировать свои знания об основных закономерностях возрастного развития, стадиях и кризисах развития, социализации личности, индикаторах индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможных девиаций, а также знаний основ их психодиагностики, основ психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; о путях достижения образовательных результатов и способах оценки результатов обучения; о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства и другого.

    Это еще не все. Педагог должен обладать следующими умениями:

    — владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектной деятельностью, лабораторными экспериментами, полевой практикой и т. п.);

    — объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

    — разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

    — использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    — владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности);

    — организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

    Выступая с докладом о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся на заседании Комитета Государственной думы по образованию и науке, министр Кравцов просветил собравшихся: «Важно то, на каких ценностях мы будем воспитывать подрастающее поколение. На сегодняшний день мы видим и предлагаем следующее: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям», но при этом «воспитательная работа не должна быть типовой». Понятно, что всю эту важность реализовывать будет поручено школе и учителю. Иначе бы тему «этой важности» всерьез обсуждали бы в других комитетах Госдумы: по бюджету и налогам, по федеративным отношениям и всех остальных, а члены комитета по образованию присутствовали бы на этих заседаниях как эксперты или почетные гости.

    Учитель — конечно — наиважнейшая государственная фигура. Государство вправе рассчитывать и опираться на него. Но он не всесилен. Он не супермен. Призыв старшекурсников на учительскую службу — это от нужды. Поэтому и в министерстве, и в научно-педагогическом сообществе надо бы перестать соблазняться методом гоголевской невесты Агафьи Тихоновны: если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича, то… На этом этапе нам надо бы научиться хотя бы соразмерности в требованиях к учителю. Вот, такой простой вопрос — о соразмерности. Вопрос меры — самый неясный и сложный философский вопрос и живая общественная проблема. Ясно только одно исходное меры: школа и дети измеряются десятилетиями, а не периодом от выборов до выборов. И учителем не рождаются, а становятся.



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: https://regnum.ru/news/society/3039086.html

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что России необходимо нанести превентивный удар по предполагаемому агрессору в случае прямой угрозы её суверенитету?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2020 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2020