Нынешняя политическая парадигма Грузии совершенно не в пользу Михаила Саакашвили. Тем не менее, он все еще может использовать некоторые опасные для страны «козыри».
Почему Саакашвили предпочел дружбе с Зеленским грузинскую тюрьму
Об этом рассказал директор Центра исламских исследований Кавказа Шота Апхаидзе в интервью для агентства News Front.
Накануне Саакашвили сделал громкое заявление о своих планах вернуться в Грузию. Сейчас скандальный политик занимает пост главы исполнительного комитета Национального совета реформ Украины. Работу в этой должности он планирует совместить с участием в грузинских парламентских выборах. Важным моментом в этой ситуации является решение суда, согласно которому в Грузии Саакашвили ждет арест и тюрьма.
«Если он попытается пересечь границу Грузии, он будет моментально арестован. Его не спасет предвыборная кампания или что-либо еще», — отмечает Шота Апхаидзе.
В то же время эксперт назвал способ, который мог бы помочь Саакашвили нарушить планы грузинских правоохранителей. Речь о дипломатическом иммунитете.
«Если украинские власти ему предоставят дипломатический паспорт, то есть, у него будет статус дипломата, тогда возможно, что он сможет вернуться в Грузию. Но я эту возможность также исключаю, потому что в таком случае власти Грузии его объявят персоной нон грата, и его просто выдворят обратно прямо с аэропорта», — разъясняет политолог.
Планы Саакашвили также омрачает и современная политическая парадигма страны. Единое национальное движение не пользуется прежней популярностью, и его не спасет возвращение беглого лидера. В этой связи, уверен эксперт, само заявление Саакашвили является провокацией «с целью дестабилизировать ситуацию перед выборами».
«Сейчас политическая конъюнктура абсолютно другая. Не в пользу Саакашвили, — продолжает политолог. — Та политическая предвыборная парадигма, которая создана по сей день в Грузии, могу заявить как специалист по политтехнологиями, лишила его поддержки со стороны населения. Партия Саакашвили не сможет набрать даже 8%. Если еще на прошлых выборах они могли 20-25% голосов набрать, потому что у них тогда еще был какой-то электорат, сейчас они уже не могут».
Первая причина таких низких рейтингов в маргинализации партии Саакашвили. Вторая – раскол политсилы. Единое национальное движение уже давно не единое.
«Они раздробились на четыре части и сейчас уже Национальное движение не является той единой политической силой, каким оно было четыре года назад, — отмечает Апхаидзе. — Фактически, те люди, которые остались в партии Михаила Саакашвили, они даже не являются профессиональными политиками. Нет у них никакого политического опыта. Тем более, чтобы вести предвыборную кампанию. Так что, его заявление о возвращении о возвращении в Грузию – это провокация».
Исходя из этого, единственный способ Саакашвили вернуть себе власть в Грузии – это переворот. Здесь экс-президент мог бы заручиться поддержкой Вашингтона.
«Запад не очень любит Грузинскую мечту [правящая в стране партия]. Несмотря на то, что Грузинская мечта осуществляет прозападную, евроатлантическую внешнюю политику, все равно не любит. Все равно американцы поддерживают до конца ту политическую систему, которую создал Михаил Саакашвили, якобы либеральную, прозападную, демократическую систему. Они будут его в таком случае поддерживать, но это будет нелегко», — разъясняет политолог.
Он обратил внимание на то, что у самой Грузинской мечты также есть проблемы. Партия не выполнила своих обещаний, которые давала дважды – на парламентских и президентских выборах. Она не смогла запустить обещанное народу производство и обеспечить людей рабочими местами. Но даже этот фактор поможет скорее другим грузинским партиям, нежели партии Саакашвили.
«Единственный выход для него – дестабилизация и переворот, — заключает эксперт. – Вернут его могут только путем военного переворота. Это единственный путь, который остался у Михаила Саакашвили. Его заявления – всего лишь авантюра».