Как мы уже отмечали, Нидерланды являются одной из ведущих стран для тех компаний, кто не хочет платить налоги дома.
В течение нескольких лет Россия вела переговоры по поводу налогообложения таких уклонистов. Наконец, недавно, как мы помним, Россия сделала предложение "или-или" по поводу увеличения налога на дивиденды до 15 % для российских компаний, которые вывелись в оффшоры.
Причем, если с Люксембургом, Кипром и Мальтой все уже понятно, то Нидерланды уворачиваются не по-деццки.
Новый обсуждающийся голландский закон, по которому транснациональные корпорации, покидающие Нидерланды, будут платить миллиарды налогов на выезд, получает политическую поддержку после того, как Unilever предупредила, что в случае принятия инициативы ей придется отменить свое решение о переезде из Роттердама в Великобританию.
То есть, Юнилевер после Брекзита тихо-мирно мирно собиралась уехать себе в Лондон и там договариваться с местной бизнесшпаной о том, на каких условиях они соизволят иметь офис в Лондоне. Но голландцы не хотят терять не просто бизнес, а доход с бизнеса, поэтому те счастливчики, кто решил открыть компанию в Нидерландах, чтобы избежать уплаты налогов в своей стране, теперь просто не смогут из Нидерландов свалить в другой оффшор, оставшись в штанах.
Россия ввела 15% налог на дивиденды для тех, кто ускакал в Нидерланды. Это означает, что, если ускакавшие (тот же Яндекс) захотят вернуться домой, а не в другой оффшор, то они не обязаны платить отступные Нидерландам. Ну, а, если захочет уехать в Сингапур или Ландон, то ему уже стоить готовить мешки с золотом.
Предложение, названное критиками налоговым законом «Отель Калифорния», из которого «вы можете выписаться в любое удобное время, но вы никогда не можете уйти», ожидает ключевого юридического заключения в этом месяце после определения его совместимости с налоговым законодательством Нидерландов и ЕС.
Политические партии в правительстве и оппозиция заявили, что поддержат проект закона, если он будет признан законным.
Unilever предупредила, что «если законопроект будет принят в его нынешней форме» и будет применяться к планируемой реструктуризации компании, она не будет продолжать реализацию своего плана по созданию единого юридического лица в Великобритании. Производитель мыла Dove и мороженого Magnum подсчитал, что, в случае одобрения законопроекта, ему грозит штраф в размере 11 млрд евро. Законопроект, предложенный депутатом от Зеленых Бартом Снелсом, предназначен для наказания компаний с доходом более 750 миллионов евро, которые уезжают из Нидерландов в юрисдикции с низкими налогами. В случае с Unilever г-н Снелс сказал, что пошлины за выход будут применяться, поскольку в Великобритании нет удерживаемого налога на дивиденды.
«Закон призван остановить гонку ухода от налогов, когда дело доходит до корпоративного налогообложения», - сказал г-н Снелс Financial Times. «Мы не хотим, чтобы компании« уходили (из Нидерландов) в юрисдикции с самыми низкими налогами».
Какая прелесть! То есть то, что в эти сами Нидерланды эти компании влезли как раз из- за низких корпоративных налогов - это нормально.
Снелс сказал, что другой группой, включенной в двойной список, на которую может повлиять эта инициатива, была Royal-Dutch Shell, которая в 2018 не заплатила налогов в Нидерландах ни копейки. Кстати, являясь одним из инвесторов СП-2.
В прошлом месяце исполнительный директор нефтяной группы Бен ван Берден заявил, что компания официально не исключала переноса штаб-квартиры из Нидерландов в Великобританию.
Предложение зеленых потребует поддержки верхней и нижней палат парламента Нидерландов, чтобы оно вступило в силу. Это произошло благодаря поддержке оппозиционной Лейбористской партии, которая также выступала за более жесткие правила, ограничивающие агрессивное налоговое планирование в Нидерландах. Три из четырех партий в коалиционном правительстве Нидерландов также заявили, что поддерживают идею, если она будет сочтена законной для страны.
Либеральная партия премьер-министра Марка Рютте, который в прошлом был руководителем Unilever, проявляла меньший энтузиазм, предупреждая, что это может нанести ущерб привлекательности Нидерландов для иностранных инвестиций, но Пол Танг, левоцентристский депутат Европарламента Нидерландов, предположил, что партии г-на Рютте будет трудно выступить против закона, особенно в связи с тем, что в стране в марте следующего года будут проводиться общенациональные выборы. «Это хороший пример идеи о том, что компании должны платить на границе, когда они переводят свою деятельность в юрисдикцию с низкими налогами», - сказал он. "ЭТО ДРУГОЕ!" (С).
Эндрю Паркс, национальный технический директор налогового консультанта Andersen, сказал, что выходящий налог не выдержит испытания на уровне Европейского суда, несмотря на более раннее постановление Европейского суда, в котором указывалось, что страны ЕС могут облагать налогом нереализованный прирост капитала, когда компания переезжает в другое место внутри страны блока. «Он будет отвергнут Европейским Судом где-нибудь в этом десятилетии. Проблема будет в том, что вы платите налог, а затем спорите по этому поводу », - сказал г-н Паркс.
Налоги уже давно играют большую роль в мучительных попытках Unilever упростить свою корпоративную структуру. В 2017 году правительство Нидерландов объявило о планах отменить 15-процентный налог на дивиденды. Несколько месяцев спустя Unilever объявила, что объединит свою англо-голландскую структуру в единое юридическое лицо в Роттердаме. Но позже в 2018 году Unilever отказалась от плана стать чисто голландской компанией под давлением акционеров, после чего Нидерланды и решили сохранить удерживаемый налог.
Премьер-министр Рютте отрицал, что налоговые льготы предназначались исключительно для компании по производству потребительских товаров Unilever. Конечно же, нет. Льготы давались всем, кто решил не платить налоги у себя в стране.
Министерство налогов Нидерландов заявило, что изучает предложение, и правительство ответит на эту инициативу, как только она будет официально представлена.
В августовской записке для акционеров Unilever уже сообщила, что при переезде в британскую юрисдикцию компенсация налоговых доходов Нидеоландам составит в сумме 11 млрд евро и что, если закон будет принят в его нынешней форме, переезд в Великобританию больше не будет «в интересах Unilever, ее акционеров» и других заинтересованных сторон.
Пока депутаты Нидерландов изменили предложение в сторону "это касается всех компаний, а не только тнк".