Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Вторая Карабахская война в версии Анкары должна была привести к установлению доминирования Турции


    Как известно, президента США выбирает не народ, а специальные представители штата, образующие


    Когда речь заходит о фондах, финансирующих разную подрывную деятельность за рубежом, то первым


    Трампа убедили обозначить тот рубеж, после прохождения которого он хотя и «с трудом», но все-таки


    Как-то бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов, характеризуя регион


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Советские и российские корни китайских истребителей

    | 14 ноябрь 2020 | Оружие и боевая техника |

    Штурмовик Q-5. Оригинальный вариант развития МиГ-19. Фото Wikimedia Commons

    Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая располагают большим количеством авиационной техники китайского производства. Однако значительная часть боевых самолетов собственной сборки подозрительно напоминает технику советской и российской разработки. Причины этого просты и очевидны – в свое время КНР приобретала российские и советские самолеты, затем ставшие основой для китайских проектов.

    Ранние копии


    На рубеже пятидесятых и шестидесятых годов, незадолго до разрыва отношений, СССР успел предать Китаю некоторое количество современных фронтовых самолетов и технологии их производства. Так, в 1958-59 гг. в КНР запустили сборку истребителя J-6, являвшегося лицензионной версией советского МиГ-19. Практически сразу ВВС пожелали получить штурмовик на базе этой машины, однако его разработка прерывалась на несколько лет.

    В 1965 г. состоялся первый полет ударного самолета Nanchang Q-5, выполненного на базе МиГ-19 / J-6. Он сохранял некоторые черты и компоненты базового образца, но серьезно отличался внешне. В частности, отказались от лобового воздухозаборника и использовали заостренный носовой обтекатель. В 1970 г. Q-5 поступил на вооружение и стал первым серийным самолетом собственной разработки КНР. В дальнейшем было создано более 10 модификаций самолета для собственных ВВС и шесть версий экспортного штурмовика.

    Советские и российские корни китайских истребителей

    Су-27СК - прародитель целой серии китайских проектов. Фото Airwar.ru

    В ходе восстановления советско-китайских отношений, в 1990 г. ВВС КНР ознакомились с истребителями семейства МиГ-29 и даже приобрели документацию на одну из модификаций. До закупок самолетов или запуска лицензионного производства не дошло – ВВС выбрали другой истребитель. Впрочем, по некоторым данным, приобретенную документацию позже использовали при разработке истребителя Chengdu FC-1. О прямом копировании речи не шло – этот самолет не похож на МиГ-29.

    «Су» по-китайски


    МиГ-29 не стали закупать из-за решения о приобретении Су-27СК и Су-27УБК. 24 самолета двух типов новой постройки передали заказчику в 1992 г. В ВВС НОАК российские Су-27 получили собственное обозначение J-11. В 2002 г. появился второй заказ на такие самолеты в количестве 76 ед.

    В 1996 г. подписали соглашение о лицензионной сборке Су-27 на заводе Shenyang Aircraft Corporation. Китай заказал 200 таких машин общей стоимостью ок. 2,5 млрд долл. США. Первый самолет собрали из машкомплекта в конце 1998 г., однако полномасштабную серию наладили только в 2000-м. До 2003 г. российская сторона отправила в Китай 95 комплектов для сборки самолетов. Их состав постепенно менялся, поскольку китайская сторона осваивала производство тех или иных агрегатов.


    Су-30МКК китайских ВВС. Фото Wikimedia Commmons

    В 2003 г. Китай отказался от дальнейшего лицензионного производства. Утверждалось, что Су-27СК/УБК имеет недостаточные характеристики и боевые возможности, ограниченно совместим с китайскими вооружениями и контурами управления и т.д. Кроме того, указывалась зависимость от импортных комплектующих. До разрыва соглашения успели построить 95 самолетов из 200 заказанных.

    Незадолго до этого КНР объявила о разработке собственного проекта модернизации J-11 с индексом J-11B. Планировалось сохранить планер советского / российского происхождения и оснастить его двигателями, авионикой и вооружением китайского производства. Испытания J-11B начались в 2006 г., а к концу десятилетия разработали учебно-боевую модификацию J-11BS с двухместной кабиной.

    В конце двухтысячных ВВС НОАК начали постепенно списывать имеющиеся Су-27СК/УБК ввиду выработки ресурса. К этому времени корпорация SAC наладила полномасштабное производство J-11B, и в части начала поступать современная техника. По разным данным, к настоящему времени построено не менее 180-200 самолетов J-11 всех модификаций, которые распределены между ВВС и морской авиацией.


    Истребитель J-11 китайской сборки. Фото Wikimedia Commons

    В 2015 г. на испытания вывели истребитель J-11D, обновленный за счет применения современной радиоэлектронной аппаратуры и вооружения. Как и предшественники, он построен на базе планера Су-27, однако имеет массу прочих отличий. Уже тогда в китайских СМИ начали появляться сравнения J-11D с новейшим российским истребителем Су-35С. По очевидным причинам, в таком «соревновании» побеждала китайская машина. Тем не менее, работы по J-11D затянулись, а на вооружение приняли именно Су-35С.

    В 2012 г. стало известно о существовании новой версии J-11 – J-16. Это многофункциональный истребитель с повышенными характеристиками и более совершенной аппаратурой. Сообщалось о разработке специализированной модификации-носителе систем РЭБ. По разным данным, к настоящему времени построено не менее 120-130 ед. J-16 обеих модификаций.


    Модернизированный J-11B. Фото US Navy

    Украинский след


    Известно, что в начале девяностых КНР проявляла интерес к советскому / российскому палубному истребителю Су-33. В течение длительного времени обсуждалась возможность приобретения нескольких десятков таких самолетов, но затем объемы потенциального контракта сократились до минимума, и переговоры прекратились.

    Как стало известно позже, в 2001 г. Китай приобрел у Украины самолет Т-10К – один из опытных Су-33. Машину тщательно изучили для освоения новых решений и технологий. Результаты этой работы появились к концу десятилетия. В 2009 г. состоялся первый полет нового палубного истребителя J-15, а вскоре машину показали широкой публике. В 2012 г. начались летные испытания на авианосце «Ляонин». Сейчас серийные J-15 несут службу на борту авианесущих кораблей. Построено до 40-50 таких машин, и производство продолжается.

    Несмотря на очевидное внешнее сходство, SAC опровергала версию о копировании купленного Су-33. Утверждалось, что J-15 является дальнейшим развитием самолета J-11. Планер доработали с учетом новых нагрузок и с внедрением переднего горизонтального оперения; состав бортовой аппаратуры пересмотрели с учетом новых задач.


    Палубный истребитель J-15D. Фото Nevskii-bastion.ru

    Оригиналы и копии


    В составе ВВС и ВМС НОАК имеется порядка 1700-1900 истребителей и штурмовиков разных типов. В строю остается около сотни самолетов Су-27 двух модификаций и до 125 Су-30МКК/МК2. Выполнен заказ на 24 ед. Су-35С. По лицензии из российских машкомплектов собрали 95 самолетов J-11. Таким образом, значительную долю парка тактической авиации НОАК составляют самолеты советской / российской разработки и, в основном, российской сборки.

    Количество китайских J-11B(S) превышает 100-150 ед. Построено до 50 палубных J-15 и более 100-120 ед. J-16. Производство такой техники продолжается, и в будущем по своему количеству она обгонит самолеты российской разработки. При этом в сфере палубной авиации китайские истребители уже стали безоговорочными и безальтернативными лидерами.

    В настоящее время промышленность Китая разрабатывает и ставит в серию истребители нового поколения J-20 и J-31. По всей видимости, при их создании использовались технологии, освоенные при производстве российских машин, однако это уже не прямое копирование самолетов. В будущем количество и доля истребителей нового поколения в войсках будут расти, но они пока не смогут стать основой ВВС. Важной частью парка по-прежнему останутся более старые машины, в т.ч. импортной сборки и разработки.


    Авианосец "Ляонин" с истребителями J-15. Фото Wikimedia Commons

    С разных точек зрения


    Не имея развитой школы авиастроения, Китай в свое время обращался за помощью к другим странам. До начала шестидесятых ему удалось получить технику и технологии от СССР, а через три десятилетия началось сотрудничество с Россией. Благодаря этому промышленность КНР смогла освоить несколько образцов разных поколений, а также получить опыт для последующей разработки собственных проектов.

    С китайской точки зрения все эти процессы являются однозначно положительными. С проблемой переоснащения ВВС и ВМС справились сначала с чужой помощью, а затем своими силами. При этом авиастроители всегда получали доступ к самым новым и современным образцам зарубежной разработки. Теперь КНР имеет развитую авиационную промышленность, способную постепенно закрывать все потребности вооруженных сил без критической зависимости от импортных изделий.

    Впрочем, такие подходы имеют недостатки. В первую очередь, это отставание от лидеров – копирование занимает некоторое время и позволяет зарубежным странам вырваться вперед. Кроме того, копирование иностранных образцов создает сомнительную репутацию. Так, переговоры по некоторым контрактам затягивались из-за подозрений в намерении скопировать технику.


    Опытный истребитель J-16D. Фото Militaryparitet.com

    Китайские заказы вместе с другими иностранными контрактами помогли Иркутскому и Комсомольскому-на-Амуре авиазаводам пережить наиболее трудный период. Однако разрыв соглашения на поставку машкомплектов в КНР серьезно помешал планированию и уменьшил реальные доходы нашей промышленности. Впрочем, это не оказало критического влияния на состояние заводов. Кроме того, корпорация SAC не стала выводить на международный рынок свои проекты семейства J-11 и не составила конкуренцию нашим предприятиям.

    Таким образом, Китай использует любые возможности для развития своей оборонной промышленности, в т.ч. авиастроения. Одним из основных методов такого развития является копирование зарубежных образцов и применение заимствованных идей. В последние десятилетия главным источником технологий и решений в области авиации были российские самолеты – и это определило облик ВВС и морской авиации как на данный момент, так и на обозримое будущее.
    Автор:
    Рябов Кирилл

    Добавить новость в:





    Ключевые теги: Китай

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: https://topwar.ru/177012-sovetskie-i-rossijskie-korni-kitajskih-istrebitelej.html

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2020 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2020