Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » «Школьные годы чудесные» – воспоминания о советской школе

    | 30 ноября 2020 | Общество / Общество: Новость дня | | Просмотров: 411 | автор: MGM

    У меня почему-то осталось очень мало фотографий с школьной поры, да и те, что есть, плохого качества. Но вот это фото очень показательное. Сделано как раз в нашей 6-й школе, вот только класс я почему-то не узнаю. (Фото А. Шварева)

    У каждого из нас была своя школа и свои воспоминания о ней. Вот и у меня они такие, хотя, конечно, что-то и подзабылось…

    Школьные годы чудесные,
    С дружбою, с книгою, с песнею,
    Как они быстро летят!
    Их не воротишь назад.
    Разве они пролетят без следа?
    Нет, не забудет никто никогда
    Школьные годы.
    (Евгений Долматовский. Школьные годы)

    Воспоминания о прошлом. Не так давно была опубликована статья одного из его постоянных авторов о положении в нашем образовании. Смысл – всё плохо, и надо назад в СССР. Наверное, каждому должно быть ясно, что назад ну никак не получится, потому что даже в одну реку дважды не войдёшь, ну а кроме того, мы очень часто идеализируем наше прошлое. Память так устроена, что большая часть плохого забывается, а всё хорошее остаётся нам в качестве награды за перенесённое плохое. Как бы там ни было, а опыт школьного ученичества у каждого свой. У меня он, как мне кажется, довольно интересный. Вот почему я и подумал, что в рамках цикла «Воспоминания о прошлом» о нём вполне можно и даже следует рассказать…


    Старый знакомец «Букварь»…

    Итак, в школу я пошёл с восьми лет, а всё потому, что в семь прямо перед первым сентября заболел. А кроме того, в 6-й средней школе, к которой я был прикреплён по району, набиравшая первый класс учительница отказалась меня брать! Она была мамина подруга (там все были мамины подруги, она начинала там работать вместе с ними после педучилища) и… сказала, что «такой развитый ученик ей не нужен, с ним будет слишком много хлопот». Ну да, конечно, мне к этому времени прочитали уже массу книг, я хорошо для своего возраста рисовал и… был разговорчивым мальчиком, так что как учитель я очень хорошо её понимаю.


    Его сменила вот такая «Родная речь»

    А год спустя хочешь не хочешь, а меня пришлось брать. Но попал я уже в класс другой «маминой подруги». Оказалось, что школа у нас не простая, а «специальная», и со второго класса у нас будет английский язык. Поэтому в первом на нас «посмотрят», и кто будет плохо учиться, того переведут в обычную школу, потому что повышенной нагрузки он не выдержит. Ничего из этого я не понял и начал учиться. Сидеть я начал с девочкой, папа которой сидел в тюрьме, что очень меня напугало, но делать было нечего. Писали мы сначала карандашом, а потом продолжили ручкой-вставкой непременно с ученическим пером. Дома у меня была целая коллекция перьев, я вставил «Рондо-86» (очень мне оно нравилось!) и тут же в классе получил выговор – «Только «ученическое» и будь как все!»

    «Школьные годы чудесные» – воспоминания о советской школе
    Потом она стала такая…

    Чернила держали в чернильницах-непроливайках, а перо чистили круглыми перочистками из ткани в виде кружочков, сшитых между собой – наше первое задание на уроке труда. Этими же перочистками на перемене мы играли в бебешку – подкидывали ногой в воздух много раз. Но учительница сказала, что от этого мы будет писаться, и мы перестали.


    И вот такая…

    Поскольку перед учёбой меня возили в Крым, и я там смотрел фильм «Три мушкетёра» с Милен Демонжо, я тут же решил его мальчишкам в классе рассказать и… так вот «добровольно» записался в рассказчики: на перемене вставал в стенную нишу, меня окружали слушатели, и я им рассказывал! Сначала кинофильм «Три мушкетера» (потом, когда он у нас наконец-то пошёл!), книгу Лоуренса Оливье «Поход викингов», затем ещё что-то… Словом, продолжалось это довольно долго.


    У входа в нашу школу. Тогда он выглядел так… (Фото А.Шварева)

    Но вот записывать меня в школьную библиотеку пришлось силой, и сделать это смогли только в мае! Причина? А у меня дома был полный шкаф книг, и стоило мне заболеть, как мама и дедушка мне тут же их читали: «Борьба за огонь», «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей», «Человек-невидимка» – всё это были книги моих школьных болезней, которые нравились мне ну просто очень. Хотя теперь я понимаю, что это было не совсем то чтение, которое требовалось бы первокласснику. Кстати, русские народные сказки я прочитал уже перед пятым классом и очень удивлялся, какие они интересные, и почему это я раньше их не читал. Конечно, читали мне и «Буратино», и «Кошкин дом», но много было книг довольно взрослых. Например, после просмотра фильма «Человек-амфибия» я потребовал книгу и мне её, конечно, мама прочитала. То есть сам я читать не любил, но… полюбил, когда меня записали в школьную библиотеку. Кстати, с нас требовали в обязательном порядке вести дневник внеклассного чтения, с полюбившимися цитатами и рисунками. Представляете весь ужас моей учительницы, когда она встречала там рассказ «Уравнение Максвелла» или повесть «Глиняный бог» А. Днепрова с рисунком кремниевых людей с ножами в руках.

    Во втором классе наш контингент изменился. Всех троечников убрали, заменив на детей-отличников из других школ. Мы были всего вторым набором, так что про нашу школу ещё толком не знали, но слухи уже пошли, так что с добором учеников проблем не возникло. Ну а сегодня в эту школу попасть стало вообще очень сложно! А уж «по району» в неё и вовсе не берут.

    Помню, что на первое занятие нас попросили принести зеркальце и долго мучили с правильным положением языка. Я выучил слово «looking-glass» и был этим очень горд и доволен. Но вот что странно, я совсем ничего не помню из того, чему и как нас учили эти три года. Чему я выучился я тоже сказать не могу. Учителя английского постоянно менялись. Но была среди них поистине святая женщина – ну внешне типичная англичанка, даже нос у неё был с горбинкой, Людмила Фёдоровна, которая после каждой моей болезни, а болел я часто и подолгу, всегда занималась со мной дополнительно и совершенно бесплатно. А я был тогда порядком тупой в отношении языка, не очень понимал, зачем его вообще учить, словом, хлопот ей доставил немало.


    Разворот первого учебника английского языка

    Впрочем, «маминой подруге» в начальной школе я тоже попортил жизнь основательно, и не только рисунками в дневнике внеклассного чтения.


    А это из него страница…

    Как-то пришли её проверять из районо. А она… расписала доску цветными мелками, завесила листами бумаги, которые надо было по очереди снимать. И… стала демонстрировать пришедшим своё мастерство. Тут мне очень захотелось тоже что-нибудь написать цветными мелками. Поднял руку, и она меня вызвала. Но от волнения я всё перепутал и сел на место, пристыженный её укоризной. Сижу, жую бумагу, чтобы на перемене плеваться через трубочку, причём сижу один и на последней парте из-за роста. Поэтому именно ко мне подсадили одну из женщин проверяющих. Вот она меня и спрашивает: «А чего это ты так растерялся? Никогда такого не видел на уроках у неё, да?» Я как пионер, отвечаю правду: «Ага, – говорю, – это первый раз!» «А бумагу зачем жевать?» «Из трубочки плеваться!» Опять же честно ей всё сказал, а что тут такого?


    А так территория перед 6-й гимназией выглядит сегодня. Крайнюю справа сосну сажал я вместе с ребятами нашего класса, и вот какая она выросла!

    И тут – о ужас! Берёт она бумагу и пишет письмо, перегибает, отдаёт мне и говорит – «Отдай дедушке!» Я испугался, но… отдал! А там написано было, что «я ваша ученица, Пётр Константинович, познакомилась с вашим внуком, и он мне очень понравился, очень честный и разносторонний мальчик…» Мне, правда, эта честность вышла потом боком. Видимо, на «разборе полётов» сказали нашей «классной» что-то неласковое. Потому что пришла в класс и давай чинить суд и расправу. И вышло так, что я и мой длинный язык оказались главными виновниками её фиаско. Но я же не знал тогда арабской поговорки, что провинившийся язык отрубают вместе с головой и к тому же был обучен говорить взрослым только правду.

    Потом, уже в четвёртом классе, обидел я её просто донельзя. Стали мы учить природоведение, а там нарисован атомоход «Ленин». Вот она и стала нам втирать очки, что построен он из больших дубов (!), а спереди у него стальная полоса – лёд колоть! Ну а я, так как выписывал журнал «Юный техник» со второго класса, знал, как оно на самом-то деле. Решил, что она шутит, ну и сказал. А она мне: «Железо тонет, а дерево плавает!» Ну и обсмеяла. А ученики добавили. Дети же многие настоящие сволочи, живут по принципу 11-й заповеди – «падающего толкни», вдоволь они тогда «натолкались»… А была осень, лужи, принёс я на следующий день банку из-под шпрот, кучу гаек, болтов и начал прямо перед школой демонстрировать всем «сомневающимся» «закон Архимеда». Тут-то она меня и засекла… А ребята ещё и кричат: «А Слава нам показывает, как железо плавает!» Словом, было так: «Ты подрываешь авторитет учителя! Как тебе не стыдно?!» А мне стыдно, конечно, стыдно, что эта дура берётся рассуждать о том, чего не знает, а ведь учительница, да только сказать я этого не могу. Ох, сколько раз вызывала она и маму, и бабушку в школу, жалуясь, что я её не слушаю, смотрю в окно и витаю в облаках, а они принимали решение «размусорить мне голову», только ничего, конечно, из этого у них не получилось!


    Учебник природоведения. Про атомоход у него там, внутри!

    Но тут начальная школа для меня закончилась, и пошёл я в пятый класс. Не отличником, но и без троек. По английскому языку была у меня четвёрка, но только чему меня научили за три года учёбы, я почему-то совсем не помню. Не помню и учебников, по которым нас учили, хотя во всех был нарисован очень красивый танк! Писать автоматическими ручками с открытым пером (только открытым, закрытым нельзя!) мы начали уже со второго класса. А вот когда у нас появились ручки шариковые, в памяти почему-то не отложилось…

    Кормили нас завтраками с первого и до четвёртого класса. Причём столы были накрыты уже к нашему приходу. Разные виды каш, картофельное пюре с котлетой или сосиской, булочка свежей выпечки или пирожок, компот, кисель, чай, какао… Что-то мне не нравилось, например, масло в манной каше, и я его старательно по кругу объедал. Но в целом еда была вкусной. В школе, где уже в наши дни училась моя внучка, она тоже ела в школе первые три года. Но потом еда там сделалась такой… странной, что есть её стало нельзя. Классная требовала, чтобы ели все, завели какие-то карточки на оплату, но только мы никак на это не отреагировали. Я просто встал и сказал на родительском собрании, что моя внучка «Это есть не будет!» Поубеждали меня в том, что я не прав, да и отстали. Вряд ли тут стоит цитировать её рассказы о школьном питании (это всё-таки мои воспоминания!), но совершенно точно, что в школах оно стало в разы хуже, чем в моё время. Хотя… у многих родителей дети «это» едят, и в большинстве своём никто на качество еды не жалуется. Такие бедные, что и это порево хлеб? Да нет, глядя на их авто и мобильники в руках, а также золотые перстни с камнями на пальцах, этого не скажешь… Так что тут дело в другом.

    Продолжение следует…
    Автор:
    Вячеслав Шпаковский



    Ключевые теги: СССР

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: https://topwar.ru/177535-shkolnye-gody-chudesnye-vospominanija-o-sovetskoj-shkole.html

    Голосовало: 2  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что России необходимо нанести превентивный удар по предполагаемому агрессору в случае прямой угрозы её суверенитету?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет




    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru