Трехстороннее заявление от 9 ноября, обеспечившее завершение военных действий (в Нагорном Карабазе - ред), возвестило также старт глубокого общественно-политического кризиса в Армении, и больше никто этого не отрицает и не может отрицать. Именно в этом единодушие в Армении начинается и заканчивается в то же время, поскольку в вопросе того, что делать с этим кризисом – представляются совершенно разные, зачастую взаимоисключающие решения и «решения».
Неоспоримо, что правящая в Армении политическая сила наделена легитимным мандатом, и в этом смысле ничего не изменилось, однако, изменились условия. Два года назад этот мандат был выдан для реализации повестки бархатной революции – для противостояния непреодоленным вызовам в Армении до 26 сентября (война началась 27 сентября - ред.). После войны в Армении создались совершенно другие условия, которые диктуют другие задачи, требующие решения. Потому и в интересах нашего государства, общества, а также власти самой – «обновление» этого мандата. Эта задача иначе, как посредством внеочередных парламентских выборов, решения не имеет и иметь не может.
Очевидно, что «выборы прямо сейчас» означает переход из кризиса в хаос, поскольку ни государство, ни общество, ни политические силы к ним не готовы, и в этом признаются даже лица, которые громче всех кричат на площадях и перекрестках о необходимости отставки премьера Пашиняна. Стало быть, внеочередные выборы – да, но внеочередные выборы прямо сейчас – нет! Необходим определенный период времени, в течение которого должны быть решены самые что ни есть неотложные проблемы, связанные с преодолением прямых последствий войны: поиск без вести пропавших, возвращение пленных и заложников, обустройство беженцев, решение безотлагательных вопросов по обеспечению условий для возвращения арцахцев, укрепление режима прекращения огня, кризисная ситуация в экономике, непреодоленная эпидемия коронавируса.
Независимо от того, у кого какое отношение к действующей власти, было бы логичным, чтобы и общество, и общественно-политические субъекты обозначили бы свои цели и требования исходя из вышеизложенного, поскольку аксиоматично, что из предстоящего внеочередного избирательного процесса государство и общество должны выйти усилившимися, и это должно стать главным его итогом. В действительности, картина иная. Истекший послевоенный месяц показал, что действующее в Армении так называемое политическое поле преимущественно остается наполненным субъектами, которые не только не имеют никакого отношения к общественному интересу, но и просто идут против общества, не брезгуя даже информационными террористическими актами и опасной дезинформацией, начиненной токсичными нарративами.
Так, чего же они добиваются? Внеочередных выборов? Конечно нет! Они, по сути, говорят: Национальное Собрание нас не интересует, дайте нам правительство, а вы сидите смирно, сколько мы сочтем необходимым, после чего «мы для вас организуем выборы». И чтобы «пилюля» сия не была слишком «горькой», правительство их мечты пакует в разноцветные «конфетные обертки» типа «национального единства», «профессиональное и технократическое» и т.п. Но ведь мы это проходили в 1998-ом году, когда был совершен «бархатный переворот».
«Моя партия – мой народ», говорил «всенародный» кандидат. После этого Армения на два десятилетия погрузилась в болото криминально-олигархического режима. Теперь же подобную «всенародную» мину под государство стремятся подложить ряд партий, из которых три важных годами служили одновременно опорой, фасадом и политической крышей этого криминально олигархического режима, ряд глав общин, ряд лиц, которых принято называть интеллигенцией, определенные снобистски настроенные субъекты, а также, по Ленину, «полезные идиоты»: вот вам и весь политико-идеологический фундамент нового переворота. Конечно, чтоб все это привести в движение, необходимы криминальные банды, «желательно» вооруженные, которые будут формировать необходимый «социальный заказ» и соответствующую массовку, и обязательно – информационное и дезинформационное обеспечение этого процесса. По сути, как показал прошедший месяц, замысел этого переворота, «блицкриг»-вариант которого провалился в ту же ночь с 9-го на 10-ое ноября, попросту не имеет и не находит общественной поддержки.
Оказалось, как бы ни отказывались некоторые понимать это, что общество в своей совокупности все видит и все понимает, и даже в состоянии шока не теряет своей бдительности. Однако, это не означает, что действующая власть может и дальше уповать на инерцию и силу полученного два года назад мандата. Это было бы опасным самообманом. Для окончательного удушения государственного переворота существует только один вариант – внеочередные парламентские выборы, для проведения которых временной горизонт видится примерно в 6-12 месяцев. Навстречу этому от каждого из нас потребуется честность, ответственность, терпение, хладнокровие, решительность. Собственно, это те же качества, которые потребуются от нас для переосмысления прошедшей войны, для извлечения уроков должным образом.