С 1 января вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза. Весь 2014 г. шла интенсивная работа по его запуску, к концу году к первоначальному ядру союза (России, Казахстану и Белоруссии) присоединились ещё две республики – Армения и Кыргызстан. Несмотря на все сложности, союз формируется и прирастает новыми участниками. Однако уже есть и тревожные тенденции — как в процессе самого союзного строительства, так и в той международной обстановке, в которой приходится действовать.
Новая индустриализация как необходимость
Украинский кризис стал причиной консолидации западных элит (ЕС и США) в отношении России, отодвинув на очень далёкую перспективу возможность создания единого экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». Европейские правящие круги устами немецкого канцлера Ангелы Меркель озвучили сделанный выбор в пользу создания зоны свободной торговли между ЕС и США. То есть теперь речь идёт уже не о факте соглашения, а о его условиях. Европейский союз переживает не лучшие времена, и провозглашённая программа новой индустриализации выглядит как попытка Старого света не стать периферией по отношению к Новому, обеспечив технологический и инфраструктурный паритет.
Часть европейских элит не склонна к полному разрыву отношений с Россией и началу «новой холодной войны», поскольку российский фактор может быть использован как дополнительный аргумент в переговорах с США. Да и без российских энергетических ресурсов для новой индустриализации не обойтись.
Для ЕАС это означает, что «худой» мир с Европой необходимо использовать по максимуму: отстаивать свою долю на энергетическом рынке ЕС и, по возможности, её наращивать, стремиться к трансферу технологий через участие в проектах, усиливающих позицию ЕС по отношению к США. Если это невозможно делать самой России (в силу наложенных санкций и ограничений) то нужно привлекать союзников – например, Белоруссию, которая может в такой ситуации стать выгодной для всех сторон площадкой взаимодействия.
Но самое главное – необходимо понять, что без разработки и реализации в кратчайшие сроки согласованного плана индустриализации, общего для всего ЕАС, в технологически и экономически отсталую периферию рискуем превратиться как раз таки мы. И даже единственно возможная ориентация, в случае дальнейшего ухудшения отношений с консолидированным Западом, на сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона не решит наших общих задач выживания и развития.
Проблема общесоюзного управления
Положительная динамика формирования ЕАС не отменяет внутренних проблем его становления и развития. Разразившийся белорусско-российский торговый кризис является плохим прецедентом и симптомом, сигнализирующим о возможных системных проблемах в будущем.
Этот кризис показал, что наднациональный орган управления — Евразийская экономическая комиссия — фактически бездействует, решения принимаются волюнтаристским способом с использованием медиа-эффектов, что дискредитирует саму идею евразийской интеграции. Без действенных инструментов согласования интересов и разрешения споров интеграционный проект не сможет стать эффективным объединением.
Россия сосредоточена на украинском направлении и контроле над экономической ситуацией внутри страны. И именно в этот момент необходимо не пытаться «воспитывать» немногочисленных оставшихся союзников, но вовлекать в общесоюзные проекты и выделять свою зону ответственности сообразно потенциалу и спецификации. Например, Республика Беларусь может и должна быть полноценно вовлечена в обеспечение продовольственной безопасности России и программу перевооружения российской армии.
Основная же проблема — отсутствие общего плана, стратегии развития ЕАС. Пока каждый участник преследует свои национальные интересы, но без сверхнационального горизонта целей, индикативного планирования, Евразийский союз не реализует своё предназначение.
Дефицит идей и смыслов
Общее ощущение таково, что евразийская интеграция в союзных государствах не является государственным и общественным приоритетом. Власти прежде всего заняты разрешением внутренних проблем, общество пассивно реагирует на инициативы, идущие сверху. СМИ либо не говорят ничего, либо крайне скупо, а то и негативно.
Евразийская интеграция в настоящее время продвигается как сугубо экономическая. К политической кто-то готов в большей степени (Россия, Белоруссия), кто-то не проявляет особого энтузиазма (Казахстан). Гуманитарная и экспертная только-только набирает обороты. К сожалению, пока не заметно того, что разные сферы, этажи интеграции вообще имеют признаки общего управления. Всё происходит скорее спонтанно, в силу самоорганизации, а также сохранения старых связей и смыслов.
Одной экономикой ограничивать интеграцию нельзя, даже если и не ставить целью осуществление в обозримом будущем интеграции политической. Евразийская экономическая комиссия создалась как наднациональный орган управления экономикой. Аналогичный орган, пусть и сформированный не правительствами, а общественными организациями участников ЕАС, должен быть создан и для конструирования идей и новых смыслов.
Зачем они нужны? Без адекватного мировоззренческого и философского инструментария наши общества просто не смогут найти себя в глобально-связанном мире, не смогут сохраниться или погрязнут в изоляционизме и националистическом тумане.
Евразийский союз разворачивается как проект, дающий шанс на восхождение и качественный рост субъектов, его формирующих. И этот шанс должен быть всесторонне использован всеми нами в следующем году, после официального старта функционирования ЕАС.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.