Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Куда потратить накопленный Россией огромный «мешок с золотом»

    | 18 марта 2021 | Экономика и финансы / Экономика: Новость дня | | Просмотров: 405 | автор: MGM

    Гигантские деньги – триллионы рублей – хранит Россия в Фонде национального благосостояния (ФНБ). «Фонд превратился в мешок с золотом, который бережливый хозяин спрятал в дальнем углу», говорят эксперты. Президент Путин поручил представить предложения, во что вложить эти огромные средства. Кто хочет получить эти деньги и на что их действительно стоило бы потратить?

    Новый раунд дискуссии о том, какие проекты достойны финансирования из средств ФНБ, стартовал благодаря восстановлению мировых цен на нефть – благодаря сделке ОПЕК+ они вновь, как и в начале прошлого года, приближаются к отметке 70 долларов за баррель. Если нефть удержится выше уровня 60 долларов, то ФНБ в этом году получит дополнительно около 2,5 трлн рублей, сообщил вице-премьер Александр Новак на недавнем совещании президента Владимира Путина с правительством по вопросам инвестиционной активности.

    Если в начале прошлого года объем ФНБ составлял около 7,8 трлн рублей, или 6,9% ВВП, то спустя год его размер превысил 13,5 трлн рублей. В относительных показателях его ликвидная часть достигла 7,5% ВВП (почти 8,7 трлн рублей, или 117,2 млрд долларов), что уже достаточно для инвестирования в новые проекты. Однако основная часть средств «пылилась» на счетах в ЦБ и ВЭБ.РФ.

    Для распечатки стратегических резервов уже есть формальные основания. Правила расходования средств ФНБ предусматривают, что если его ликвидная часть превышает 7% национального ВВП, то деньги из «кубышки» могут быть направлены на реализацию масштабных инвестпроектов. Поэтому президент России поручил кабинету министров в течение месяца «представить конкретные предложения по инвестированию средств ФНБ, в том числе в инфраструктурные проекты».

    Много званых, но мало избранных

    Примеры подобного использования ФНБ уже есть. Еще в 2015 году компания «Сибур» получила кредит из средств фонда в размере 1,75 млрд долларов на строительство крупного предприятия «ЗапСибНефтехим» в Тобольске со ставкой 2% годовых. На тот момент, когда значение ключевой ставки ЦБ РФ было двузначным, это были очень дешевые деньги, которые помогли «Сибуру» завершить свой проект в срок. Комплекс «ЗапСибНефтехим» был введен в строй в 2019 году – и спустя год, благодаря его мощностям, Россия впервые стала чистым экспортером двух главных базовых полимеров: линейного полиэтилена низкой плотности и полиэтилена низкого давления.

    Но поставить финансирование из ФНБ крупных инициатив инвесторов на поток пока не удалось. «Деньги просто лежат на счетах ФНБ и не приносят пользы государству, – констатирует финансовый аналитик и трейдер Артем Звездин. – Фактически фонд превратился в мешок с золотом, который бережливый хозяин спрятал в дальнем углу, опасаясь «черного дня», а он все не наступает».

    При этом желающих получить средства ФНБ на свои проекты более чем достаточно. В частности, в ноябре 2019 года в СМИ появилась информация о том, что около 40 млрд рублей из ФНБ просит у правительства «Почта России» – эти деньги планировалось потратить на модернизацию 42 тысяч почтовых отделений по всей стране и повышение квалификации персонала. В апреле прошлого года Минпромторг предлагал внести 50 млрд рублей из ФНБ в уставной капитал РЖД для закупки техники в рамках инвестиционной программы. А в минувшем ноябре стало известно, что железнодорожники претендуют на 330 млрд рублей из ФНБ на реализацию давно назревшего проекта отвода путей от черноморского побережья в районе Сочи. Почти одновременно собственное предложение представила гражданская авиация – пострадавшие от пандемии перевозчики попросили предоставить им из фонда субсидии в размере 50 млрд рублей.

    Несмотря на это, средства из ФНБ не тратятся – напротив, подобные проекты, как правило, не получают поддержки у правительства, отмечает Артем Звездин. Хотя о том, что накопленные резервы надо тратить на крупные инвестпроекты, говорили очень многие экономисты. Среди них был и глава Счетной палаты Алексей Кудрин, создатель в бытность свою министром финансов российского Стабилизационного фонда, из которого в 2008 году был выделен ФНБ.

    Логика бухгалтера и логика инвестора

    То обстоятельство, что правительство не торопится распечатывать «кубышку», обычно связывается с формальными сложностями направления средств ФНБ на инвестиции. Изначально ФНБ выполнял функцию финансовой подушки для бюджета и Пенсионного фонда РФ, для финансирования дефицита бюджета которого он, собственно, и создавался, напоминает ведущий аналитик инвесткомпании QBF Олег Богданов. А в правилах инвестирования, которых придерживается Минфин, продолжает он, четко сказано, что средства ФНБ должны быть инвестированы в ликвидные надежные финансовые инструменты, к которым в первую очередь относятся государственные облигации. «Все другие варианты инвестирования средств ФНБ будут создавать дополнительные риски, связанные с ликвидностью данных инвестиций – следовательно, возникнет риск для бюджета страны. Так что средства ФНБ вообще проблематично куда-либо инвестировать», – разводит руками эксперт.

    В прошлом средства ФНБ инвестировали в валютные резервы правительства, однако это не всегда приносит положительный эффект, добавляет Андрей Гиринский, доцент экономического факультета РУДН. Например, совсем недавно Минфин изменил структуру ФНБ, включив в него иену и юань за счет сокращения долей доллара и евро – и практически сразу была зафиксирована отрицательная доходность в 50 млн долларов (3,7 млрд рублей) из-за ослабления курсов японской и китайской валют к доллару.

    Сложность расходования средств суверенных фондов, в том числе ФНБ, вообще заключается в том, что их деятельность ограничена строгими правилами, прописанными на десятилетия. И эти правила не могут меняться под влиянием конъюнктуры, даже если речь идет о масштабном экономическом спаде, указывает Евгений Миронюк, аналитик банка «Фридом Финанс». Именно поэтому многие развитые страны предпочитают наращивать государственный долг вместо того, чтобы тратить резервы – низкий уровень российского долга позволяет использовать и эту возможность, подчеркивает аналитик.

    Отсутствие системных механизмов инвестирования средств ФНБ в реальный сектор экономики давно приобрело политический контекст.


    К примеру, глава «Справедливой России» Сергей Миронов еще летом прошлого года заявил, что использование средств ФНБ и резервов для преодоления кризиса, вызванного пандемией – это «ключевой и неотлагательный вопрос». Но проблема заключается в том, считает представляющий эту партию в парламенте Башкортостана член Ассоциации юристов России Алексей Нилов, что в российском законодательстве попросту отсутствует регулирование ФНБ и золотовалютных резервов.

    «В Бюджетном кодексе есть лишь короткая новелла, посвященная ФНБ, а в законе о Центробанке несколько слов о резервах. То есть значительная часть национального богатства находится вне правового поля. В том, как формируются, учитываются, размещаются, а главное, расходуются эти триллионы – ни контроля, ни порядка, ни ответственности. Поэтому необходимы специальные законодательные акты, в которых будут прописаны принципиальные моменты, касающиеся ФНБ и резервов, включая контроль со стороны Госдумы», – уверен Нилов.

    Проекты, к счастью, есть

    Главная задача, связанная с ФНБ, на сегодняшний день заключается в том, чтобы накопленные в нем деньги работали на благо российской экономики, уверены эксперты. Они перечисляют конкретные проекты, на которые могут быть направлены средства фонда.

    Наиболее вероятными кандидатами для размещения средств ФНБ являются проекты Газпрома в порту Усть-Луга, «Восток-Ойл» «Роснефти», «Арктик СПГ-2» «Новатэка», Амурский газохимический комплекс «Сибура» и железная дорога для вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии компании «А-Проперти», перечисляет президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. Кроме того, его ассоциация подготовила письмо на имя главы правительства России с предложением инвестировать средства ФНБ в зарубежные инвестпроекты российских несырьевых неэнергетических экспортеров.

    «Инвестиции в реальный сектор за рубеж – это возможность строить свои несырьевые транснациональные корпорации, – поясняет Манкевич. – Сейчас наши продукты питания на том же рынке Китая являются нишевыми. Их покупают, но как может конкурировать «Аленка» с «Марсом», у которого фабрика в Китае, или «Черноголовка» с «Пепси», у которой тоже фабрика в Китае? Чтобы вырастить за рубежом «поколение Черноголовки», нужно вкладывать деньги в свой бизнес, а не пытаться прикупить акций Apple или шортить Tesla на государственные деньги. Российские инвестпроекты за рубежом – это и спрос на российское оборудование, российские ИТ-продукты, российских строителей и юристов. Кроме того, это решение не приведет к росту инфляции, которого опасаются в ЦБ».

    Средства ФНБ действительно можно направить на развитие внутренних инфраструктурных объектов, в частности, на расширение сети РЖД на Дальнем Востоке,


    считает Андрей Гиринский. По его словам, в определенном смысле это было бы продолжением развития БАМа, начатого еще в советское время, а одновременно представляется целесообразным инвестирование в ряд ведущих предприятий нефтегазового сектора. Кроме того, уверен эксперт, целесообразно расходование средств ФНБ и на участие в зарубежных проектах, например, по строительству объектов атомной энергетики и кредитованию иностранных покупателей российской продукции, что поможет созданию инфраструктуры российского сервиса за рубежом.

    Наиболее плодотворный вариант инвестирования средств ФНБ – дополнительное финансирование Фонда развития промышленности (ФРП) при Минпромторге под импортозамещающие проекты, считает Сергей Толкачев, первый заместитель заведующего кафедрой макроэкономического прогнозирования и планирования Финансового университета при правительстве РФ. По его словам, политика импортозамещения не дала реальных результатов, в то время как потенциал отечественного рынка импортозамещающей продукции огромен – от туалетной бумаги до лазерной техники и аддитивных технологий. «Организационно-управленческие проекты по отбору инвестиционных проектов решаемы, ФРП это успешно доказал за шесть лет, – добавляет Толкачев. – Конечно, есть еще огромный запрос на восстановление инфраструктуры, это тоже важно и полезно, но там очень значительные сроки окупаемости. А конкретные мелкие импортозамещающие проекты принесут быструю отдачу».

    Не следует забывать и об инновационных проектах,


    считает глава группы компаний ВБЦ Семен Теняев. По его мнению, одна из главных проблем в распределении средств ФНБ – это игнорирование российских высокотехнологичных проектов, например, связанных с облачными технологиями: на сегодняшний день в этой нише представлены мировые лидеры наподобие Google, Facebook, Amazon. Поэтому, уверен эксперт, государству следует исповедовать более прагматичный подход, чтобы Россия не теряла высокотехнологичные компании, которые в итоге покупаются зарубежным бизнесом.

    «Давайте попробуем изменить парадигму инвестирования – вернуть на родину, купить доли или иначе профинансировать проекты, созданные российскими стартапами, которыми мы можем гордиться, – предлагает Теняев. – Почему бы, к примеру, не купить долю в Telegram? Перспективы его глобального развития очевидны.

    Можно понять, когда инвестиции в иностранные проекты предпочитают из политических соображений. Но когда объяснение заключается в нежелании погрузиться в новый рынок, в неверии в собственные проекты, в неготовности быть первооткрывателями, это стратегически неверно и обидно. Есть много примеров того, как наши инвестиции направляются в отдельные отрасли и ниши только после того, как «весь мир поверил» в тот или иной проект. Быть первооткрывателями, выводить на мировой уровень собственные проекты – с этим у нас проблемы».



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: https://vz.ru/economy/2021/3/16/1089534.html

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет




    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru