Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Если позднесоветские люди не верили в способность СССР догнать хотя бы Японию, то после распада


    Сама по себе Украина весьма полезна для США как инструмент антироссийской деятельности и как


    Геополитическое отступление Соединённых Штатов всегда будет идти на заранее подготовленные позиции


    Официально принято считать, что глобальный российский геополитический маневр вызван стремлением


    Американцы ещё в 2015 году хотели молодую украинскую государственность всучить в лапы коварному


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Перекрытие проливов и каналов в современной войне

    | 2 апрель 2021 | Аналитика |

    23 марта 2021 года в южной части Суэцкого канала сел на мель 400-метровый контейнеровоз Ever Given, следовавший под флагом Панамы и принадлежавший японской фирме. Из-за этой аварии движение судов в обе стороны оказалось полностью заблокированным. Фактически только один контейнеровоз сумел перекрыть стратегически важный Суэцкий канал, играющий огромную роль в мировом морском сообщении.

    Как блокировали Суэцкий канал


    Напомним, что построенный еще к 1869 году Суэцкий канал полностью блокировался для судоходства всего дважды за свою полуторавековую историю. В 1956 году тогдашний президент Египта Гамаль Абдель Насер принял решение о национализации Суэцкого канала, прежде фактически находившегося под контролем Великобритании. В ответ на действия Насера британские, французские и израильские войска начали боевые действия. Египетская сторона затопила 47 судов, полностью заблокировав движение по каналу. Возобновилось сообщение в 1957 году.

    Однако еще более впечатляющим было перекрытие Суэцкого канала в 1967-1975 гг. В разгар арабо-израильских войн движение судов по Суэцкому каналу стало невозможным из-за минирования канала. Лишь к 1975 году силами ВМС США, а также ВМФ СССР Суэцкий канал и подходы к нему были разминированы. Многолетнее перекрытие канала привело к колоссальному экономическому ущербу для Египта, но мировая экономика ещё более значительно пострадала от парализации одной из важнейших морских транспортных артерий.

    Две главные цели перекрытия каналов и проливов в современной войне


    Если обратиться к военной истории, то мы увидим, что блокады и перекрытия проливов и каналов использовались прежде довольно часто. Например, в 1915-1917 гг. российские военные корабли блокировали Босфор, что оказалось довольно эффективной мерой: как вспоминал контр-адмирал Александр Бубнов, вследствие грамотной блокады и минирования подходов к проливу ни одно неприятельское судно так и не появилось в акватории Черного моря. Россия, таким образом, защитила Черноморское побережье от возможных атак со стороны противника.

    В годы Второй мировой войны Япония планировала разбомбить шлюзы Панамского канала, однако этот план так и не был реализован по причине скорого разгрома императорской армии и флота.

    В современных войнах перекрытие каналов и проливов может преследовать две основные цели. Первая цель – решение конкретных военных задач, например – воспрепятствование проходу через каналы или проливы военно-морского флота противника, либо транспортов с грузами продовольствия, вооружения, техники для неприятельской армии. Также в ряде случаев каналы и проливы становятся естественными рубежами обороны, как происходило с Суэцким каналом в период арабо-израильских войн.

    Вторая цель – нанесение максимального экономического ущерба стороне конфликта. Когда Суэцкий канал контролировался британцами, египетская сторона, перекрывая его, наносила урон британским экономическим интересам, однако спустя десятилетие такая же ситуация повторилась уже в отношении Египта: от перекрытия канала страдала именно египетская экономика. Если перекрыть тот же Суэцкий канал сегодня, то мировая экономика лишится 5% мировых танкерных перевозок и 2% мирового потребления нефти: не так уж и мало, как может показаться изначально. Bloomberg сообщает о сумме ежедневных потерь в размере 9,6 млрд долларов при перекрытии Суэцкого канала. Общие потери, вместе с сопутствующими, из-за блокировки канала контейнеровозом оценили не менее чем в 200 млрд долларов. То есть один просчёт может быть сопоставим по своим объёмам ущерба с военной операцией.

    Перекрытие проливов и каналов в современной войне: об эффективности такой стратегии


    Именно цель экономического воздействия на оппонентов преследует и Иран, когда угрожает перекрыть Ормузский пролив. Как считают аналитики, для перекрытия Ормузского пролива даже не нужно прибегать к каким-то масштабным действиям с привлечением эсминцев или авиации, достаточно просто затопить несколько крупных танкеров и судоходство будет остановлено. Не зря в свое время глава Корпуса стражей Исламской революции Ирана (КСИР) генерал Мохаммад Али Джафари угрожал, что Ормузским проливом будут пользоваться либо все, либо никто.

    В отличие от Суэцкого канала, через Ормузский пролив проходит до 40% всего мирового объема поставок нефти, и его перекрытие будет иметь катастрофические для мировой экономики последствия. В то же время, США и их союзники разблокировать пролив не смогут, хотя бы по причине воспрепятствования со стороны Ирана. Кстати, Ирану не нужны какие-либо серьезные военные силы для срыва судоходства в районе пролива – танкеры и торговые суда, как отмечает американский военный эксперт Рокфорд Вейц, легко выводятся из строя самыми дешевыми противокорабельными ракетами, выпущенными с легких катеров.

    Не меньшее значение для мировой экономики имеют Сингапурский и Малаккский проливы, через которые осуществляется морское сообщение Восточной и Юго-Восточной Азии с Европой и Африкой. Сейчас они, безусловно, находятся в сфере вероятного противостояния интересов США / Великобритании и Китая, при этом в случае военного конфликта Китай неизбежно обратит свое внимание на проливы и попытается установить над ними контроль.

    Стратегия перекрытия проливов и каналов может быть эффективным средством воздействия


    Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на растущий скептицизм части аналитиков в отношении стратегического значения проливов и каналов, пока они играют ключевую роль в морском сообщении. Их значение особенно возрастает в период проведения военных операций. Так, снабжать сирийскую группировку российской армии, к примеру, можно, прежде всего, морским путем – либо через Босфор и Дарданеллы, либо более длинным и сложным маршрутом – через Гибралтар (например, с Северного флота).

    Адмирал Владимир Комоедов считает, что морской путь доставки боеприпасов и военной техники остается наиболее результативным. Перекрой сейчас Турция проливы Босфор и Дарданеллы для российских судов – и военное присутствие России в Сирии окажется под угрозой. Осуществлять снабжение группировки по воздуху дорого, а в некоторых случаях и невозможно. Если бы Россия обозначила свое военное присутствие в Судане или Йемене, Эритрее или Мозамбике, то резко возросло бы и военно-политическое значение Суэцкого канала для нашей страны.

    Естественно, что перекрытие каналов или проливов на этом фоне даже сейчас, в XXI веке, остается одним из важнейших военных способов воспрепятствования переброске войск, их снабжению и ротации. Тем более, что перекрыть пролив или канал не так уж и сложно, как показала практика. Наиболее масштабными возможностями обладают страны – хозяева проливов и каналов, но в некоторых случаях сделать сообщение по артерии невозможным могут и иностранные вооруженные силы с помощью минирования канала или пролива силами кораблей и авиации.
    Автор:
    Илья Полонский
    Использованы фотографии:
    администрация Суэцкого канала


    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: https://topwar.ru/181477-perekrytie-prolivov-i-kanalov-v-sovremennoj-vojne-ob-jeffektivnosti-takoj-strategii.html

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Какое будущее по вашему мнению ждет ДНР и ЛНР




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2020 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2020