Поскольку под ежегодными бодрыми отчетами о выполнении майских указов Президента в части повышения зарплаты школьных учителей постоянно вижу недоуменные вопли комментаторов «это где ж вы такую зарплату видели?», решил малость копнуть первичку по регионам.
По зарплате учителей (без руководящего состава и вспомогательного персонала) – из Сводного отчета по форме № ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации» по Российской Федерации, а также по субъектам Российской Федерации за 2019 год (ГОУ город + село). За 2020 год отчета пока не обнаружил. Показатель: «Фонд начисленной заработной платы учителей (работников списочного состава без внешних совместителей), тыс руб. Насколько я понимаю, это ВСЕ выплаты школьному учителю, включая доплаты за классное руководство, платные курсы и т.д.
По средней зарплате в регионе возьмем среднюю от показателя Росстата «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций, рублей» за 2019 год (средняя выше - 47 420, в таблице приведена средняя по регионам без учета их доли в ФОТ).
По нормативке: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики
1. Правительству Российской Федерации: а) обеспечить… доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе
Выводы: на 2019 год Указ выполнили в 4-х регионах, с натяжкой (более 90% к средней) – в 34, итого – 46%.
Осталось три вопроса, которые, видимо, неинтересны ни Росстату, ни Минобру, поскольку из отчетности это понять невозможно:
- зарплата учителя в нормальном режиме, без переработки. По знакомым могу сказать, что полторы ставки – это фактическая норма;
- зарплата выпускника педвуза в начале деятельности. Можно глянуть на «работных» сайтах, это уже сами;
- и риторический вопрос: почему зарплату Учителя необходимо с таким трудом и пендалями с самого верху, дотягивать до средней. В моем понимании эта профессия подразумевает совсем не среднюю ответственность, квалификацию и объем вложенного труда.
Ну и региональная табличка, как я люблю. Страна у нас большая, и оплата, соответственно, тоже сильно разная (удивила "вилка" зарплат в Тюмени). Хотя насчет обоснованности привязки стоимости учительского труда к возможностям регионального бюджета тоже есть вопросы…