Советский Союз развалился не по велению вашингтонского обкома, как многие сейчас говорят, он пал под натиском столичной интеллигенции, в большинстве ничего не умеющей делать по существу, а лишь завидовать блеску западных ветрин благополучия и сытности, младо государственных функционеров, заболевших западным шмутьем, потребительским ажиотажем и стареющей, безынициативной, зачастую малообразованной, узко мыслящей правящей верхушки, страдающей боязнью каких-либо перемен. Ни одна часть этой жирующей по сравнению со всей остальной частью Союза. Все последние годы в столице преобладало поклонение Западным ценностям и никто по существу не смог сломить его и организовать доверие к власти и направить страну на рельсы возрождения веры народа в себя. Даже Б. Н. Едьцын пал ниц перед западной Империей, позвонив из Беловешской пущи в Белый Дом извещая о развале великой страны. Все это больше чем низость. Только В. В. Путин нашел в себе духовные силы стать истинным лидером российского народа.
Уже во времена Н.С. Хрущева зародилась безалаберность и безответственное отношение к решению государственно важных задач. Появилось, особенно среди чиновников в верхних эшелонах власти безразличие к нуждам страны, стало процветать кумовство, родство и панибратскме решение крупных программ страны. Чинуши, оказавшиеся во власти позволяли легковесно, безрассудно тратить народные деньги на бессмысленные прожекты. Я имею возможность говорить лищь на известных мне фактах. И если кто из читателей АШ сможет дополнить свои воспоминания о минувшем, буду весьма благодарен.
На моих глазах на Павлодарском тракторном заводе в 1980 годы происходил бессмысленный чес постановки на производство то автомобильной, то каркасной кабины трактора, то загорелась идея К-700 (под лозунгом - полукочевой народ за короткий срок поднялся до уровня передового тракторостроения - за счет сердечной дружбы Д. А. Кунаева с Л. И. Брежневым), то широкозахватной жатки «Степь» (по глупой шалости подсунутой ретивыми служивыми знатному механизатору М. С. Горбачеву). Все это с вовлечением сотен конструкторских бюро, предприятий-смежников по всей стране для создания новых образцов, технологий, технологических производственных линий и специального оборудования. Представить даже сложно, какое количество проектно-сметной документации было разработано технологами, конструкторами, какое количество дорогостоящей оснастки и высококачественных металлов было произведено, а затем сгружено вагонами на переплавку. И это в то время, когда даже в журнале «Коммунист» кто-то имел смелость напечатать статью о пятикратном перепроизводстве тракторов в стране.
Павлодарский тракторный заводЯ хорошо помню две личности из плияды московских руководителей того времени. Одиного – зам. зав отдела ЦК КПСС, с молодым сочно лоснящимся лицом в костюмчике от кутюр, сидевшего неподалеку от стола генерального директора завода Ю. А. Лузянина. На совещании в тот день присутствовал и Н. А. Назарбаев, второй секретарь ЦК Казахстана, седевший в начале ряда кресел вдоль окон кабинета с ведущими руководителями завода. Молодой зам. зав. (не помню его имени) положив ногу на ногу, покачивал туфлей в такт произносимых слов очередного докладчика, представляя всем своим видом приехавшего в свою вотчину этакого барчука. Он и говорил в заключении, сидя в прежней позе, заученными, ничего не значащими фразами схожими с лозунгами и призывами к чему-то светлому. Так что если кого из участников спросить, о чем говорил этот барчук, вряд ли тот смог бы что-то внятное поведать. Н.А. Назарбаев, глядя на это действие за все время совещания не выронил ни слова. Он хорошо знал наш завод и положение на нем, знал и возможности коллектива, ему видно попросту не захотелось участвовать в этом шоу.
В другой раз я хорошо слышал слова министра сельхоз машиностроения А. А. Ежевского, который в ответ на замечание о неразумности нескончаемого прожектерства ответил: « Не надо переживать, когда все разберутся что мы с вами наделали, над нашими могилками будут уже березки листвой шуметь»
Так и произошло в январе 2017 с негласным владельцем промышленного союза «Новое Содружество» и ООО «КЗ» Ростсельмаш" с 1992 года, а никто и до сих пор не собирается разбираться. Человек был может не плохой, только жил в струе того времени.
С А. А. Ежевским связана еще одна история, проходившая на моих глазах. По его команде на завод в цех опытного производства притащили два трактора производства японских компаний Каторпиллер и Мицубиси с заданием для местных конструкторского бюро и техотдела сделать аналоги заданным образцам. После тщательного обследования привезенных образцов специалисты пришли к однозначному выводу для организации производства тракторов такого уровня требуется глубокая подготовка производств опять же сотен заводов работающих по кооперационным поставкам узлов и прочих комплектующих. Существующие производства страны не могли производить такого качества валов, электрооборудования, двигателей, резинотехнических изделий не говоря о сборке подобного уровня техники. Но об этои эпизоде все вскоре забыли. Стало ясно, что вся эта манипуляция была выполнена ради очередного доклада на высшем уровне о неустанных трудах в научно-техническом перевооружении отрасли. Как не крути, а из плохих продуктов хорошей солянки сварить не получилось.
Еще одним убойным, как сегодня называют, хайпом стало создание на инструментальном заводе объединения цеха по производству роботов-манипуляторов. Это был простой школьного уровня разработки робот-манипулятор. Любому мало мальскому технарю было понятно, что привязать данный манипулятор к реальному производству без комплексного соединения с существующими станками не возможно и вся эта котовасия ни к чему путнему не приведет. Тем не менее года два, три этот цех был одной из яркой точкой посещения всех гостей объединения разного уровня. Тоже пример движения в ногу со временем.
Вот только несколько примеров одного более 20 000 коллектива. А таких по всей стране было ведь несчетное количество. Сколько денег утекало в отбросы под гул одобрительных апплодисментов горе рукоодителей.
Мой отец, как и другие главные инженера совхозов, все время находились между молотом и наковальней. В то время по каждому хозяйству утверждался так называемый План освоения новой техники. Централизованная система планирования не давала гибкости. Если совхоз снижал заказы, то это отрицательно отражалось на его показателях освоения новой техники. Естественно райком партии частенько принимал крутые меры к руководителям, тормозящих прогресс. Потому приходилось каждый год, фактически против своей воли, повышать уровень заказов новой техники.
С другой стороны, механизаторы часто отказывались пересесть и работать в очередной сезон на новых машинах, зная их низкое качество и предвидя череду вынужденных долгих ремонтов и наладки во время страды, с потерями выработки, а значит и заработка. У каждого из них имелись еще достаточно новые, хорошо отлаженные ими трактора и комбайны, которым они доверяли.
Целинный край всегда снабжался самой передовой техникой. У нас в совхозах уже большинство парка составляли комбайны СК-4 и трактора ДТ-75М, а по российским полям ходили комбайны с раздельной уборкой без автоматических копнителей и трактора «Сталинцы» С-65. Так что мой отец однажды, выкручиваясь из сложного положения, договорился через родственников с одним из кубанских совхозов и продал им несколько комбайнов СК-3. Приехали механизаторы, среди них был и брат моей мамы, дядя Степан. Они своим ходом гнали комбайны из Павлодарской области в совхоз Уманский Краснодарского края.
«Сталинец» С-65Я довольно рано стал замечать, что в нашей стране не все в порядке, как об этом писали газеты и трещало радио. Меня убило наповал в 7 классе выставка на ВДНХ в павильоне Космос в ходе которой я увидел, что в душевом помещении космической станции используется пылесос - если память не изменяет - «Чайка». И то, что в течение трех лет мучений инструментальный завод тракторного объединения так и не смог выполнить задание обкома партии, - наладить выпуск трубок для уличных телефонных будок.
Позже меня поразил рассказ моего приятеля Юры, однокашника и школьного воздыхателя моей жены. Он прозвучал когда мы встретились во время службы в одном Уч-Аральском гарнизоне, на границе с Китаем на подступах к озеру Жаланашколь, где до этого произошли известные события. Юрий был начальником службы ГСМ авиационного полка, а я лейтенантом двухгодичником. Они привалили ко мне в гости с сослуживцем - племянником Марка Бернеса, пришли с гитарой, мы говорили, пели и естественно пили авиационный спирт. Так вот Юрий рассказал эпизод из своих недавних учений. Ему по легенде нужно было вывести в обозначенный район 4 бензовоза. Самое интересное, что аккумулятор имел лишь один бензовоз, а у остальных, в добавок ни совсем исправных, их вовсе не было. Пришлось одному бензовозу тащить остальные три. Еле поспели ко времени прибыть в пункт назначения. И это на границе с неспокойным по тем временам (1981г.) соседом.
После этого меня уже не удивляло, что на наших асфальтобетонных заводах солдаты категорически отказывались закладывать в смесь минеральный связующий порошок. Дело в том, что когда его закладывали в бункер и начинали работать по технологии, он летел изо всех дыр рукавов и шнеков. Над заводом поднималась стойкая завеса белесой пыли, сквозь которую было не видно ни зги, а дышать даже в респираторе становилось не возможным. Так все и делалось. А бы, да кабы как. Везде все тащили, все принадлежало всем. Потому и весь город Павлодар был выкрашен в цвета, в которые красили трактора и прицепы, а из железобетонных плит, предназначенных для жилищного и промышленного строительства были выстроены все гаражи. Причем жилье, как положено, находилось в городе, гаражи на одной его окраине, а дачи на другой. Человек должен рано поутру тащится за машиной в гараж, затем забрав своих домочадцев ехать со всей поклажей на дачу, а после трудового «отдыха» развезти всех по домам и отвезя машину в гараж вновь тащиться где пешком, а где на трамвае домой. Дача не должна была быть больше 6 соток, а высота домика не выше 12 м. И это при наличие необозримых степных просторов Казахстана. Неужели нельзя было строить сразу все вместе, без многоэтажных скворечен. Эта привычка экономить сегодня с большими перспективами расточительства в бкдкщем Россия продолжает страдать до сих пор. Атогда у всех в шкатулках хранились квитанции на покупку стройматериалов, на случай проверки ОБХС. Ответ работники обкомов ни дач ни гаражей, ни прочих частных строений иметь не имели право. Что называется – ни себе, ни людям.
Но люди привыкли так жить и жили, и счастливо и не особо, как и сегодня. Сегодня большинство людей живших при Советском Союзе понимают, что не идеология по которой пытались они жить виновата, виноваты сами люди в своей неспособности правильно распорядится ею. Кроме того, идея опередила во многом время Союз не был готов ни морально, ни технологически, которые в то время не позволяли определять и вести учет расходов коллективных средств. Было явно необходимым выведение из системы централизованного управления мелкий и средний бизнесы, оставив государству лишь управление крупным бизнесом и крупными проектами нуждающимися в крупных консолидированных инвестициях. Это дало бы возможность освободиться от пут постоянного дефицита товаров народного потребления. Несомненно надо было сделать еще большое множество мелких регулировок, но все это нужно было делать без помпезной и ленной вальяжности, а засучив рукова, со знанием дела.
Только начали из нищеты после военного лихолетья стали вылазить и на тебе развалили Державу. Русские говорят: если взялся за гуж, не говори, что не дюж, а не дюж, так и не берись. Но властолюбие к сожалению застилает глаза многим не могущим. Так что под вполне благодаря выхолащиванию, а затем и оболганию праведных в своей основе теоретических разработок идей построения людьми поверхностных взглядов на историческую миссию российского народа, объединенного в единую нацию - советских людей. Все разбазарили и просрали сами. И здесь никакие американцы не стали основной причиной развала Союза. Свои перевертыши постарались.