Что останется от британской истории

Леонид Поляков, член экспертного совета Фонда ИСЭПИ

О том, что англосаксонская цивилизация в лице её двух основных представителей (Великобритании и США) раздираема так называемыми «культурными войнами» известно давно. Лет 30, если не все 40. Название этих войн, а точнее – одной большой войны – может ввести в заблуждение тех, кто в прилагательное «культурные» вкладывает традиционный смысл. То есть смысл, отсылающий к «культуре» как сфере творческой деятельности, находящей своё выражение в литературе, живописи, музыке, танце и пр. Да, эта сфера тоже втянута в эту самую «культурную войну», но не она составляет существо самой войны.

Эта война по существу своему - гражданская и даже – межцивилизационная. Потому что она ведётся между гражданами одного и того же государства, но при этом одна из воюющих сторон идентифицирует себя в качестве представителя иной цивилизации. Или – «культуры», если воспользоваться терминологией Н. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби. Уже давно (лет 40, а то все 50) в США нет «негров», а вместо них есть «африканские американцы». Такие же, вроде бы, как все остальные американцы. Но всё же несколько иные. В том смысле, что почти по Оруэллу: «Все люди равны между собой, не некоторые равнее других».

Оговорку «почти» я делаю из предосторожности, чтобы не сложилось впечатления, что на самом деле в США (не упоминаю Великобританию, где ещё не афробританцев) уже наступил 1984 год. Нет, пока ещё не наступил. Но судя по тому, что происходит – обязательно наступит. Взять, к примеру, движение Black lives matter. Конечно жизни «чёрных» имеют значение. Как и жизни «белых», «красных», «жёлтых» и всех прочих homo sapiens’ов, населяющих планету Земля. Полагаю даже, что также значимы жизни вообще всех разумных существ – на какой бы планете они ни обитали.

Однако сами участники и сторонники движения BLM полагают несколько иначе. А именно, они имеют право решать, кто из исторических персон данной страны должен, а кто не должен оставаться в национальной памяти. И чей памятник или бюст, или мемориальная табличка может оставаться на своём ранее определённом законом месте, а чей – не может. А также – каких авторов прошлого нужно вносить в списки для чтения в системе вузовского образования, а каких, наоборот, нужно из этого обязательного списка исключать. А ещё необходимо проверить каждого выдающегося учёного прошлого, как говорили в советские времена – «на вшивость». И тогда, если он такую проверку не пройдёт, то независимо от его заслуг он подлежит беспощадной «цензуре» - исключению из любых упоминаний. Из истории науки как таковой. Будь он хоть Ньютон с его «биномом» и тремя законами, объясняющими устройство Вселенной.

Собственно Ньютон-то как раз ныне такую проверку и проходит. Потому как выясняется, что этот великий учёный не без «греха» по части причастности к британскому колониальному прошлому. Нет, сам он колонизацией и эксплуатацией афро-азиатских племён, народностей, народов и государств не занимался. Но акции «Восточной индийской компании», которая успешно на этой ниве подвизалась, в какой-то момент по совету друзей прикупил. И сегодня, когда призыв «Деколонизируй это!» подхвачен колоннами деколонизаторов и на Британских островах, Исааку Ньютону пришёл час «расплаты». В одном из британских университетов (университет Шеффилда) завели «дело» и думают – как бы это так обучать студентов физике, чтобы без упоминания Ньютона? На полном серьёзе…

Я представляю себе изумление читателя, об этом впервые узнавшего из моей колонки. Представляю, поскольку сам пребывал в аналогичным изумлении, прочитав о «деле Ньютона» в британской прессе. Однако самые свежие хроники большой британской гражданской (под псевдонимом «культурная») войны заставляют изумляться ещё больше. Вот со-редактор The Spectator Тоби Янг (Toby Young) в свежем выпуске этого журнала рассказывает о том, что всемирно знаменитый лондонский шекспировский театр объявил о «серии антирасистских шекспировских вебинаров» в качестве демонстрации своей «твёрдой приверженности деколонизации шекспировских пьес».

Но «Проблема с деколонизацией Шекспира» (заголовок статьи Т.Янга) заключается в том, что во времена этого «ихнего всего» (по аналогии с «нашим всем» - Пушкиным) Англия не имела никаких колоний. А единственная пьеса, содержание которой можно попытаться трактовать как пропаганду колониализма, это – «Буря». Но на самом деле там речь не идёт о «захвате» или «колонизации» чужой территории (острова), поскольку Просперо хочет лишь вернуть владение, которое дало ему герцогский статус. И к тому же он вовсе не британец, а миланец! А если кто по недоразумению вспомнит Отелло, задушившего жену свою – Дездемону, то сразу и поймёт, что более благородный и героический образ чернокожего («мавра») во всей мировой классической литературе, пожалуй, и не найдётся. Может в ходе анонсированных вебинаров до этой простой истины организаторы и участники и доберутся сами. Но я подсказываю – на всякий случай.

И ещё случай. Обратно к точным наукам – в статье того же Тоби Янга. Оксфордский Университет – топ топов высшего образования в Великобритании (некоторые полагают, что и во всём мире) объявил о том, что деколонизацию факультетов математики, физики и наук о жизни он намеревается проводить следующим образом. Вместо ныне применяемой системы мер (фунты, мили, дюймы), которая явно связана с «идеей Империи», надо перейти на континентальную систему с килограммами, километрами и т.п.  То есть на систему, введённую Наполеоном, который и был в реальности одним из самых беспощадных колонизаторов.

И вообще, справедливо напоминает со-редактор «Наблюдателя», что за странная привычка заниматься самобичеванием по поводу колониального прошлого, при том, что остальные европейцы на своё прошлое смотрят спокойно? А ведь испанцы, французы, бельгийцы, голландцы, итальянцы иногда в своих колониях вытворяли такое, на что даже британцы не решались. И – ничего. А у нас, горюет Тоби Янг, учёные из Imperial College придумали компьютерную программу, которая анализирует список литературы, рекомендованной студентам для чтения. И программа эта выявляет, сколько в списках авторов из «глобального Севера», а сколько из «Глобального Юга».

И вы будете смяться, но: чем больше в этих списках «южан», тем больше очков получает данный университет в общем рейтинге британских вузов! Такая вот «деколонизация на марше» и cancellation постыдного имперского прошлого. При том, что авторы этой программы сами работают в Имперском колледже…

Тоби Янг как участник и уже ветеран «культурных войн» не боится вообще поставить вопрос «ребром». Вот вы всё про колониальное и имперское прошлое «белых мужчин». А про колониализм древних египтян, которые захватили Ханаан и были рабовладельцами? А про Царство Зулу с его неискупаемыми грехами? Захват чужих территорий и обращение в рабство населения – это практика повсеместная и очень древняя. По этой причине должны были бы каяться практически все народы, живущие в данный момент на планете Земля. За некоторыми исключениями, понятно.

Свой очередной «рейд» на территорию  “woke culture” Тоби Янг заканчивает  такой сентенцией: «Вместо того, чтобы разделять великих писателей и мыслителей по этническим и расовым группам, не лучше ли было бы выходя за пределы этих узких клеток, считать, что они принадлежат нам всем? Забудем о деколонизации университетских списков для чтения и пьес Шекспира. Давайте вернём им общечеловечность».

Ну да, сейчас. Для чего же тогда «проснулись» десятки и сотни тысяч, а потенциально – десятки миллионов, осознавших себя в качестве мстителей за прошлые обиды своей расы? Все эти взводы, роты, батальоны и полки WfJ? «Воины за Справедливость» не успокоятся до тех пор, пока им не удастся стереть позорное колониально-имперское прошлое  и в США, и в Соединённом Королевстве. Истребить все видимые и тайные символы, эмблемы и прочие приметы «белого супрематизма».

Их война – война с «мёртвыми» как с живыми. Они «оживляют» славное, героическое, чтимое большинством прошлое, чтобы тут же отправить его не на «свалку истории», а в полное небытие. А тем самым они духовно умертвляют живых, поскольку – лишённые права на историческую память, отсечённые от национальной традиции и дезориентированные «переоценкой всех ценностей» люди фактически превращаются в зомби. А это – прямая противоположность тому, к чему призывает Тоби Янг – к ре-гуманизации.

То, что нынешняя тридцатилетняя «культурная» (она же – гражданская и межцивилизационная) война уже стала сорокалетней – наблюдаемый факт. Wokeизм (пробужденчество) – на подъёме и в агрессивном наступлении на всё традиционное, консервативное, классическое (в конце концов), что хоть каким-то боком может быть заподозрено на предмет империализма, расизма и колониализма. И это значит, что война тридцатилетняя вполне может перерасти в войну столетнюю. Если только в какой-то момент одна из сторон не прибегнет к буквальному «упразднению» противника.

Но это в непредсказуемом завтра. А пока будни войны приносят очередные победы адептам «культурного террора». И опять – из Оксфорда. Есть в этом замечательном академическом городке вуз по имени Oriel College. Там ещё в июне прошлого года BLM’овцы (собственные студенты плюс «понаехавшие») устроили замятню по поводу статуи сэра Сесиля Родса, расположенную в нише на фронтоне здания колледжа, которое было построено на деньги этого самого Родса более чем столетие назад. Лозунг кампании: Rodes Must Fall! Активисты потребовали статую убрать, а табличку с его именем снять на том простом основании, что он – империалист, колонизатор и расист. Свергнуть статую бунтарям не удалось, поскольку ниша на фронтоне здания расположена достаточно высоко. Посему постановили создать комиссию для решения вопроса об искоренении всякой памяти о сэре Сесиле на территории колледжа.

Данный сэр, как известно, в позапрошлом веке вёл весьма успешную деятельность на ниве добычи алмазов и золота на территории нынешней Южно-Африканской республики. А кроме того создавал там государственность по британскому образцу, стараясь как-то гармонизировать отношения между колонистами – бурами, британцами и немцами, с одной стороны, и – местным населением, с другой.

Удавалось это далеко не всегда, но Родс к этому стремился. А заодно вкладывал свои немалые средства не только в развитие алмазной компании De Beers, но и в британское высшее образование. Не только строил здание упомянутого колледжа, но ещё и учредил стипендию для студентов своего имени. Которая выплачивается до сих пор. И вот в мае этого года комиссия из девяти человек постановила, что память о сэре Сесиле Родсе должна быть-таки искоренена. Чтобы даже «духу» его не осталось. Ни статуи, ни именной стипендии, ни таблички. Чтобы как бы его вообще не было.

 А ведь ещё пять лет назад, когда впервые возникла идея Родса похерить, опрос Policy Research показал, что большинство студентов колледжа во всех этнических и расовых группах за то, чтобы статуя Родса оставалась на месте.

Такая вот история с историей.






Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: