Главные факторы устранения президента Гаити

«Убийство – настолько эффективный инструмент политики, что удивляться стоит не тому, что их иногда совершают, а тому, что их совершают настолько редко»

Михаил Хазин, Сергей Щеглов — «Лестница в небо»

Ночью с шестого на седьмое июля неизвестным лицам удалось возродить богатую традицию устранения гаитянских лидеров. Впервые президент острова Гаити — Мишель Синсиннатиус Леконт был убит в августе 1912 года, уже на втором году своего правления. Затем, в 1915 году, последовала очередь Жана Вильбрена Гийом Сама, которому не помогло даже то, что он скрылся в стенах французского посольства. Сегодня ночью этот список пополнился именем президента республики Жовенеля Моиза, убитого прямо в своей резиденции.

Разбираться в раскладах геополитики Карибского бассейна и хитросплетениях местных интриг предоставим тем, кто считает себя экспертами в данной тематике, которая, разумеется, имеет свою узкую специфику. К счастью, некоторые интересные выводы можно сделать исходя из уже имеющейся весьма скупой информации. Или, во всяком случае, сформулировать ключевые вопросы. Законы логических умозаключений, по определению, не зависят от региона.

  Факт номер один: это не первое покушение на последнего президента республики. 17 октября 2018 года выстрелы прозвучали на церемонии, посвященной 212-й годовщине смерти основателя Гаитянской республики Жан-Жака Дессалина. Ранения (в том числе в голову), получили трое телохранителей, но самого президента удалось эвакуировать невредимым. Затем, в феврале 2021 года был разоблачён очередной заговор, возможно действительно настоящий, а среди 23 арестованных заговорщиков оказался судья Верховного суда Гаити, за которым спустя неделю последовали трое его коллег из Кассационного суда.

      Факт второй: популярность президента на протяжении последних лет неуклонно снижалась, пусть и не такими темпами, как это происходит, к примеру, в некоторых постсоветских странах. Начиная с 2019 года в акциях протеста против правительства, по официальным сведениям, погибло 26 человек. А «заговор» в феврале 2021 года имел поводом любопытную коллизию: избранный ещё в 2016 году на пятилетний срок Жовенель Моиз де факто вступил в должность годом позже. И, как следовало из его заявлений по поводу обострившейся ситуации, собирался до конца досидеть свой срок.

Факт третий: несмотря на все вышеизложенные обстоятельства, личный особняк президента охранялся настолько символически, что его смогла атаковать, взять и без потерь покинуть небольшая группа вооружённых людей, около 1:00 ночи 7 июля. Сам президент, согласно обрывкам имеющейся информации, был застрелен из модификации «Кольта» модели 1911 года (калибра 11 миллиметров), и только контрольные выстрелы были проделаны из автоматического оружия. О чём это может свидетельствовать? Президент был слишком беспечен? Или доверил личную охрану не тому человеку?

            Издание Miami Herald утверждает, что убийцы Моиза представились сотрудниками DEA – Управления по борьбе с наркотиками Соединённых Штатов. В видеороликах, распространяемых в социальных сетях, слышно, как мужчина с американским акцентом говорит по-английски через мегафон: «Операция DEA. Никому не вмешиваться. Операция DEA. Все отойдите, не вмешивайтесь». Учитывая, что при всей колониальности своей внешней политики, США в лице DEA и близко не имеет подобной юрисдикции в своей стране, возникает вопрос: кому потребовалось так дискредитировать спецслужбу Соединённых Штатов (разумеется, официальные представители США, начиная с Байдена, категорически отрицают причастность к нападению)? Или это было продиктовано лишь инстинктом самосохранения нападавших?

Небольшое отступление: что ещё видно на видеозаписи нападения? Бывший сотрудник спецподразделения одной из стран СНГ так прокомментировал действия убийц: «Работают ребята средней опытности. Много хаотичных движений. Поведение расхлябанное – один взял оружие за магазин, чтобы передать напарнику. Отсутствует перекрытие по секторам, бойцы не знают, куда каждый из них должен смотреть, в итоге всё время оглядываются. Подготовка ниже среднего уровня». Могут ли так действовать обученные бойцы спецподразделения США? Так ли необоснована версия о спонтанности нападения? Или эти ребята просто пешки, которые вряд ли намного переживут свою жертву, обрубая ниточки, ведущие к настоящим заказчикам?

Интересно, что досидеть на своём месте Жовенелю оставалось чуть больше полугода, после чего, согласно Конституции Гаити, он не имел права баллотироваться повторно. Откуда такая спешка с устранением президента, который в историческом масштабе вот-вот уйдёт? Не от того ли, что президент имел неосторожность затеять конституционную реформу, которая могла бы ликвидировать пост премьер-министра страны и существенно расширить полномочия главы государства? А быть может – и дать ему возможность переизбираться, несмотря на многократно высказанное намерение уйти в феврале 2022.

Причём самих премьер-министров в данный момент на Гаити двое. Один – назначенный президентом неделю назад, но не успевший пройти процедуру вступления в должность, Ариэль Анри. И пока ещё действующий премьер Клод Жозеф. Кто из них гипотетически мог почувствовать надвигающуюся опасность? Почему сначала пронеслась весть о том, что жена президента Мартин Мари Этьен Жозеф мертва, а затем было сообщено, что вдова переправлена для экстренного лечения во Флориду? Имело ли это целью только обеспечение безопасности раненой женщины, или нечто другое? Кому может быть полезна такая дезинформация?

Вопросы, вопросы. Гаити – маленькая и очень бедная страна, но, как учат нас классики, масштаб проблемы не обязательно сопоставим с масштабом её индикатора. Стоило туберкулёзному студенту несколько раз выстрелить в машину с наследником австрийского престола – как сдвинулись процессы тектонического характера. Будем надеяться, что история не повторится.

Евгений Таманцев






Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: