Я уже касался темы микротанчиков на примере индийского АТАСа. Сегодняшний же герой относится к категории танков достаточно условно. Хотя — броня есть, гусеницы есть, вооружение есть, даже практически пушка. Впрочем, будем разбираться по порядку.
Про солдатские потери в ПМВ сказано и написано немало. Атакующие пехотные цепи начисто выкашивались пулеметным огнем, разрывались артиллерией, истреблялись снайперами. После шока первых массовых потерь в сотни светлых (и не очень) начальственных (и не очень) голов (и не очень) пришла мысль, что необходимо воевать как-то по-другому. Мысли были как дельные, большинство из которых обкатали на практике в следующую мировую мясорубку, так и откровенно наркоманские.
Холивары на эту тему не прекратились и после завершения ПМВ. Отдельные диванные эксперты и вовсе предлагали в принципе убрать пехоту с полей сражений и заменить ее одноместными сверхмобильными танчиками.
Вероятно что-то такое и представляли себе инженеры итальянской фирмы Ansaldo, которые в 1935 году взялись за проект Motomitragliatrice blindata d’assaulto (что можно примерно перевести как «штурмовой бронированный моторизированный пулемет») или, сокращено, MIAS.
Бронекорпус во фронтальной проекции уверенно защищал от винтовочного калибра со стальным сердечником на дистанции свыше 50 метров, в в боковой — от него же на дистанции 100 и более метров. Пол и задняя часть отсутствовали и единственный член экипажа передвигался на своих двоих вслед за танчиком. Причем если на удалении от вражеских позиций он мог поднять бронещиток на крыше и шагать в полный рост, то в атаку приходилось идти, согнувшись в неловкой (во всех смыслах) позе. Что ж, жить захочешь — еще не так раскорячишься.
В качестве пламенного мотора на экспериментальные машины поставили двигатель от мотоцикла Frera силой в 5 лошадок, который разгонял бронекоробку весом в 470 кг до скорости 5 км/ч. Больше, собственно, и не требовалось. Коробка передач имела две скорости для движения вперед и одну передачу заднего хода. Управление «мотопулеметом» происходило с помощью дифференциала с боковыми тормозами. Гусеничное шасси позволяло преодолевать небольшие препятствия и ямы, а для ликвидации больших на боку MIAS крепился набор юного стройбатовца.
Хуже обстояло с вооружением. Изначально аппарат вооружили совершенно убогим пулеметом «Скотти» калибром 6.5 мм с боепитанием от 25зарядных магазинов. Двумя. Видимо по принципу, «раз пулемет хреновый, то пусть их хотя бы будет много». Нет, правда, я очень надеюсь, что это просто в прототип пихнули первое, что под руку попалось. А то в 1935 году с такой «огневой мощью» уже только ночью под одеялом от людей прятаться.
Видимо смутно ощущая некоторую неполноценность в этой области создатели выкатили еще одну версию танчика, получившую название MORAS (Moto-mortaio blindato d’assaulto), вооруженную «практически пушкой», а именно 45мм гранатомётом Brixia Modelo 35.
Вот тут уже интереснее. Гранатомёт снаряжался магазином на 5 гранат, которые выбрасывались холостым патроном на расстояние до 500 метров. Благодаря такой конструкции получилось обойтись без дульного заряжания и добиться скорострельности в 1 выстрел в секунду, компенсируя невысокую поражающую способность 0.5 кг. гранат их количеством. Неуязвимый для ружейного и пулеметного огня MORAS вполне мог бы подкатываться к огневой точке и и натурально засыпать ее взрывчаткой, создавая проходы для обычной пехоты.
Однако дальше тестовых образцов дело не пошло. Сказались объективные недостатки машины, а главное неспособность одного человека и управлять аппаратом и вести бой и перезаряжать оружие и наблюдать за обстановкой, причем всё это ползая в позе «буква зю». Да и в целом изменилась концепция подхода к боевым действиям.
Спустя год разработок проект свернули в пользу нормальных (не ржать!) итальянских танков и танкеток.