Паровой танк Джеймса Коуэна. Премьер-министр Великобритании Пальмерстон посчитал его машину «нецивилизованной», хотя прототип ее и был создан, и даже ездил со скоростью 8 км/ч. Логичным было бы создать вдоль всего побережья Британии шоссе для таких вот машин. Чтобы при угрозе вторжения их можно было бы перебросить в угрожаемый район. Но… британцы сделали ставку на морской флот, а не на сухопутные паровые броненосцы
В этом плане и рассуждения об альтернативных вариантах
в технике, как и истории в целом, тренируют логику,
идут на пользу сознанию в будущих решениях.
Per se. (Сергей)
в технике, как и истории в целом, тренируют логику,
идут на пользу сознанию в будущих решениях.
Per se. (Сергей)
Танки альтернативной истории. Не удивляйтесь: в 2015 году обложки американского журнала Popular Mechanics стали предметом докторской диссертации Тома Бернса, представленной к защите в Техасском технологическом институте. Озаглавлена она была очень даже примечательно: «Полезные вымыслы: как «Популярная механика» повышает технологическую грамотность с помощью иллюстраций на обложке журнала». Диссертацию Бернс успешно защитил и доказал, что, да, глядя на яркие иллюстрации, в основном красного цвета фантастические машинки на них изображенные, люди задумываются о том, что… «так можно» или же, напротив, думают, «почему так нельзя», но в обоих случаях развивают и тренируют свою фантазию и воображение.
Паровой трактор Фендерса также вполне можно было бы превратить в танк, но… отсутствовал социальный заказ. Колеса с плицами обеспечивали достаточно высокую проходимость. Шестиствольные митральезы тоже уже были. Так что поставить митральезу в башню на корпус такого вот трактора, забронировав на нем рубку управления и саму паровую машину, большого труда не составляло. Но не было в это время войны в Европе. Мирный был период развития, вот ничего подобного тогда и не появилось
В 1902 году на основе опыта войны с бурами англичанином Робертон Симмсом был предложен и построен большой четырехколесный бронеавтомобиль с мощным вооружением, состоявшим из 37-мм пушки Максима «пом-пом» и двух пулеметов. Мощность двигателя в 16 л. с. была явно недостаточной, однако, по дороге машина все равно ездить могла. Планировалось вооружение на ней разместить в двух поворотных башнях, ну, а вооружение, установленное за щитами, рассматривалось как временное.
Вот так выглядела машина Симмса в 1902 г.
Правда, забираться внутрь приходилось по лесенке
Такой она должна была быть и… такой она вполне быть могла
Интересно, что если бы конструктор догадался поставить корпуса своего броневика на гусеничное шасси трактора «Холт», то вся слава создателя первого в мире танка досталась бы именно ему. Причем его «танк» вполне можно было бы использовать и на начальном этапе Первой мировой войны. Вот только корпус сверху пришлось бы закрыть «крышей» с наклоном в обе стороны (чтобы немецкие гранаты с нее скатывались!) и прорезями для башен.
Танк Менделеева
Некоторым читателя ВО, комментировавшим материал «Русские танки из альтернативной реальности», вспомнился «танк Менделеева» (естественно, не отца, а сына), и им захотелось рассмотреть и его в качестве возможного кандидата в перспективные российские танки. Но… нет! Ни в какой реальности такой вариант развития событий бы просто не прошел.
Танк был сконструирован очень тяжелым, пушка на нем была слишком мощной, двигатель – чересчур уж слабым, так что будь он построен, то даже с места бы не сдвинулся.
Кроме того, у него был совершенно неудачный дизайн носовой части. Форма ее была такова, что он не смог бы преодолевать вертикальные препятствия. Одним словом, это была фантазия чистой воды.
Хотя, да, на обложке журнала «Популярная механика», попади он туда, он смотрелся бы очень эффектно, и я бы даже сказал… возбуждающе, особенно если бы художник правильно его нарисовал. А уж поехал бы он или нет, значения бы не имело. С этим бы пускай разбирались специалисты. Для обычных людей это дело десятое.
«Танк Менделеева» со всеми подробностями
А вот усилить вооружение британского (и американского танка) МkVIII можно было бы без особых проблем.
Например, следующим образом: установив в носовом полукруглом спонсоне английскую 83,8-мм полевую пушку, а на боковых спонсонах – пулеметные башни с английский броневиков «Остин». Прорезав «окна» в боковых стенках гусеничного обвода, можно было весьма серьезно увеличить из ннего сектор обстрела. А наличие 8 бортовых пулеметов, 4 из которых могли бы также стрелять вперед-назад, значительно усилили бы его огневую мощь.
МkVIII с усиленным вооружением
Соответственно можно было бы усилить и вооружение французского танка СА.1 «Шнейдер». Достаточно было бы его немного уширить, а 75-мм пехотные пушки расположить в спонсонах по бортам. Такой танк «Иф» (от английского «if» – «если») в любом бы случае остался плохим. Но, по крайней мере, чаще бы стрелял по противнику.
СА.1IF «Шнейдер»
«Вездеход» Пороховщикова
Ну и, конечно, как в этой связи не вспомнить старый добрый «Вездеход» Пороховщикова.
Кстати, судьба изобретателя была трагичной. И пострадал он не от косного царизма, тормозившего развитие отечественной инженерной мысли, а от государства рабочих и крестьян, для которого под конец своей карьеры Пороховщиков создавал уже проекты для Беломорканала, сидя в концлагере. Затем его освободили, чтобы вновь арестовать октябре 1940 года. Ну а расстреляли его как врага народа уже после начала Великой Отечественной войны, 28 июля 1941-го.
Расстреляли, но зато потом канонизировали в годы борьбы за приоритеты во всех сферах бытия, когда Россия оказалась родиной и парового и бензинового двигателей, прокатного стана и дуговой электролампы, воздушного шара и цельнометаллического дирижабля, вертолета и аэроплана, телеграфа и трамвая, велосипеда и гусеничного трактора, объявив в 1949 году его создателем первого в мире «работающего танка».
Но тут все, однако, очень просто. Чтобы стать таковым на деле, а не на бумаге советских изданий, нужно было «Вездеходу» немного. А именно: две гусеницы и места внутри для двух человек – водителя и стрелка в башне. Ну, а как мог бы выглядеть такой «Вездеход», причем с минимальными отступлениями от базовой модели, хорошо видно на приведенном здесь рисунке.
«Вездеход» IF
Тут стоит заметить, что даже усилия солидных инженерных коллективов подчас не могут создать нечто более совершенное, что может придумать всего один человек.
Так было, например, с танком Уолтера Кристи. Ведь пытался он продать его правительству США и продал в итоге, но на вооружение его так и не приняли. Но… понимали американские военные, что есть у него потенциал и большой. И потому, чтобы не платить Кристи, специалисты Государственного департамента вооружений попытались создать свою модель такого танка. И создали в итоге танки Т4, Т4Е1, T4E2, а затем и «кавалерийский танк Т7 на базе стандартного танка М2, но с колесно-гусеничным шасси с литой «обрезинкой» и на автомобильных «пневматиках». И ничего у них в итоге не вышло. Лучше того, что сделал когда-то сам Кристи, создать им так и не удалось!
«Конкуренты танка Кристи». Сверху вниз: Т4, Т4Е1, Т4Е2
Зато вот уж кто смог развернуться с альтернативной бронетехникой по-настоящему, так это германские конструкторы в годы Второй мировой войны. Да, они создали много принятых на вооружение образцов, которые успешно (или не слишком-то и успешно) воевали, но, кроме них, еще и феноменально большое количество машин-проектов, многие из которых существовали только в чертежах, какие-то – в виде деревянных макетов, а какие-то – и в металле.
Вот, например, танк Pz.III фирмы «ФАМО». На нем установили ходовую часть с колесами шахматного расположения конструктора Генриха Эрнста Книпкампа. Опробовали, но выпускать в таком виде не стали. Поставили такое шасси на «Тигр» и «Пантеру».
Pz.III фирмы «ФАМО»
Многочисленные опыты проводились в Германии и с вооружением танков и САУ.
В частности, был создан деревянный макет танка Pz.IV с очень необычным комплектом вооружения: 30-мм автопушкой и двумя (по бортам башни) 75-мм безоткатными орудиями с барабанным револьверным заряжанием. По идее он мог бы стрелять по бронецелям сразу двумя снарядами, используя 30-мм пушку для пристрелки, и стрелять быстро, выпуская снаряд за снарядом. Но… что-то с этим «спецтанком» у них не заладилось.
Казалось бы, имея отличный танк «Пантера», немецким конструкторам следовало бы успокоиться и все силы бросить на то, чтобы сделать его производство еще более массовым. Но… нет! Они буквально завалили Управление вооружений проектами самых различных боевых машин на ее шасси. Причем, наверное, они понимали или, во всяком случае, должны были понимать, что ни времени, ни сырья, ни рабочих рук у Германии для их производства попросту не хватит.
Но тем не менее продолжали их создавать и строить деревянные макеты, а какие-то опытные машины даже успели сделать в металле. Ну, а если все это инженерам заказывалось военными, так это и вовсе за гранью вероятности, потому что уж они-то должны были знать, что именно нужно им для войны.
P. S.
Рисунки А. Шепса.