Первый из нескольких новых крупных городов, которые должны появиться в Сибири по идее министра обороны России Сергея Шойгу, планируется возвести в Минусинской котловине в районе границы Красноярского края и Хакасии. Приступить к реализации проекта должны уже в 2022 году.
«Проектом два года занимались в правительстве РФ и в регионах. Еще в 2019 году на Петербургском экономическом форуме президент России Владимир Путин поручил правительству РФ и Российской академии наук проработать вопрос использования Минусинской долины», — пояснил источник. Он добавил, что именно тогда глава государства впервые за многие годы указал на необходимость серьезного развития Сибири.
Как пояснил URA.RU профессор кафедры мировой экономики и экономической безопасности Байкальского госуниверситета Виктор Самаруха, в настоящее время власти обсуждают возможность развития в Минусинской долине трех горных кластеров: города Братск, Усть-Илимск и Ангарск.
Ранее в августе Шойгу, выступая на встрече с научной общественностью Сибирского отделения РАН, предложил построить в Сибири «три, а лучше пять» городов с населением до миллиона жителей. По задумке министра, новые населенные пункты должны стать научно-промышленными и экономическими центрами.
План «Русского ковчега» включает несколько манёвров. «Демографический манёвр» предполагает прирост населения в регионах Сибири. «Научно-индустриальный манёвр» предполагает разработку новых месторождений полезных ископаемых, а также запуск инновационных производств. «Транспортный манёвр» должен создать систему транзитных и внутренних магистралей. Наконец, «Экологический манёвр» предполагает создание в Сибири безуглеродных зон, а также наращивание производства чистой энергии и воды.
Особое внимание разработчики проекта уделяют именно Минусинской котловине, где природные условия наиболее благоприятны и возможно развитие сельского хозяйства. Именно в этом месте может быть построен и инновационный город, который станет главной точкой общенационального прорыва.
Проект выходит за пределы Ангаро-Енисейского региона. Разработчики уделяют внимание Алтаю с его аграрным и оздоровительным потенциалом, а также необходимости организации скоростного транспортного сообщения между Омском и Новосибирском. Предполагается развитие Арктической зоны, создание инфраструктуры для Северного морского пути. В перспективе возможно строительство Трансъевразийской железнодорожной магистрали, которая из Тувы пройдёт через Западную Монголию в Китай и далее в Индию.
Предполагается появление новых сырьевых районов — добыча нефти в Красноярском крае, золота в Иркутской области. Кроме того, могут быть созданы Усть-Кутский и Удоканский минерально-сырьевые кластеры, Улуг-Хемский и Хакасский угольные районы.
По информации источника ИА REGNUM, объём финансирования в первые годы реализации проекта может превышать 1,5 трлн рублей в год. При этом предусматриваются как частные, так и государственные вложения, которые будут осуществляться в том числе через нацпроекты. Объём средств Фонда национального состояния (ФНБ), который может быть направлен на реализацию «Русского ковчега», оценивается в 150−200 млрд рублей в год.
Первые результаты планируется получить уже к 2035 году. К этому сроку должен заметно вырасти как совокупный ВРП Сибири, так и объём инвестиций в основной капитал. При этом численность населения может увеличиться за счёт переселенцев на 3 млн человек. В том числе благодаря доходам населения, которые к этому сроку должны обойти общероссийские показатели и превысить их минимум на 15%.