Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Неотъемлемым элементом ближайших 15 лет станет большое количество разнообразнейших войн и


    Оценка ситуации. С украинским кризисом завершилась эпоха стратегического партнерства между Россией


    Добрый вечер, имперцы и агрессоры. Начнем с любопытного. С очень любопытного, если не сказать


    Добрый день, Империя. Сначала подведение некоторых промежуточных итогов. Первый итог: Турция


    20 мая стало последним днем сражения за Мариуполь и "Азовсталь". 1. Шойгу доложил Путину, что


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Афганистан как фактор российской стратегии

    | 29 август 2021 | Геополитика |
    Афганистан как фактор российской стратегии

    Фото: rasfokus.ru

    Смена власти в Афганистане, произошедшая вследствие стремительного ухода США и ещё более стремительного прихода «Талибана»*, заставляет Россию пересмотреть свою стратегию в Средней и Центральной Азии

    Прежняя была выжидательной и реактивной. Она исходила из того, что баланс сил в регионе за 20 лет присутствия США в Афганистане сложился, стабилен и необходимо к нему приспособиться, а попытки активно играть на его изменение непродуктивны. Максимум возможного заключался в создании экономического союза ЕАЭС и военного союза ОДКБ. Все эти меры не исключали многовекторности государств Средней Азии, но позволяли России присутствовать на границе с Афганистаном и развивать интеграцию, складывая её с китайским проектом «Пояс и путь».

    Новая стратегия, связанная с вакуумом силы, возникшим от ухода США, требует активного влияния, иначе инициативу захватят другие игроки, и Россия проиграет грядущее двадцатилетие. Угроза дестабилизации Средней Азии даёт России уникальные шансы продвинуть углубление интеграции и усилить влияние на местные политические элиты.

    Афганские талибы* оказались в ситуации, имеющей аналогии с положением большевиков после октябрьского переворота 1917 года. Им необходимо прекратить войну, нейтрализовать Панджшерское сопротивление Северного альянса, обнулить фактор афганской эмиграции в США и сосредоточиться на решении внутренних социально-экономической и общественно-политических задач. Это условие международного признания Талибана*.

    Афганские талибы* - это вооружённая антиправительственная оппозиция, пришедшая к власти в ситуации многолетней гражданской войны, ведущейся при активном участии иностранных держав. Характер войны не классовый и сословный, а религиозно-этнический и межплеменной. Именно племенная идентификация в Афганистане является главным критерием «свой-чужой», делая любой компромисс временным. Даже пуштунское большинство не в силах добиться покорности таджикских, узбекских и хазорейских анклавов.

    Нужда талибов* в паузе и признании международным сообществом толкает их верхушку к декларированию курса на примирение и амнистию, но его реализация противоречит курсу на консолидацию власти и подавление сопротивления. США начинают принуждать афганскую оппозицию к уличным протестам в расчете на силовое подавление, что даст повод нанести военные удары по структурам «Талибана»*. Так Вашингтон пытается вернуть утраченные козыри и компенсировать имиджевый ущерб.

    Талибы* будут зачищать внутреннее пространство от агентов влияния и оппозиции, пределы допустимых репрессий пока неясны им самим и будут определяться опытным путём. Внешнее влияние Запада будет нацелено на максимальное снижение репрессивного потенциала талибов, что позволит снизить их силовой ресурс.

    Внешняя политика талибов* будет нацелена на выстраивание равновесных отношений с Ираном, Пакистаном, Турцией, арабским миром, Китаем и Россией. Это разносторонние политические векторы, и талибы* получают как свободу манёвра между силами, так и политические риски, связанные с конфликтом интересов внешних игроков.

    Одна из серьёзных проблем талибов* – это отношения с Турцией. Талибы* заявили, что для восстановления страны им потребуется помощь Турции. Речь идёт о различных планах развития железнодорожной контейнерной линии Стамбул-Тегеран-Исламабад, которая существует с 2009 года, но слаба из-за отсутствия электрификации и терминалов.

    Но когда придёт пора ставить ребром вопрос о турецком присутствии в аэропорту Кабула, отношения Афганистана с этим сателлитом США по НАТО могут ухудшиться. Талибы* не потерпят отсутствия контроля над любым клочком территории страны, и Эрдоган может оказаться перед угрозой ухода из Афганистана, связанного с «потерей лица» по примеру Байдена. А уход, воспринятый как поражение, может стоить Эрдогану потери власти и краха неоосманского проекта.

    Пакистан в отношениях с Афганистаном попадает в дипломатическую ловушку. США испытывают огромное искушение обвинить в своём поражении Пакистан и наказать его санкциями. Это полностью изменит расклад сил в регионе от Китая до Индии, так как спровоцирует углубление союза Пакистана с Китаем. Но и отказаться от поддержки талибов* Пакистан не может.

    Если Пакистан окончательно войдёт в сферу влияния Китая, то возникнет кластер, ориентированный на противостояние с США и включающий в себя Иран, Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизию и Казахстан, а также аффилированную со Средней Азией Россию. Если добавить сюда Сирию, то появление такого кластера будет означать колоссальное поражение США в Евразии. Ответное укрепление связей США с Индией лишь усилит антиамериканские тенденции в Центральной Азии.

    Но Индия сама будет искать усиления в Афганистане в пику Пакистану и Китаю, и потому влияние США на Индию будет ограниченным. Если такое распределение сил произойдёт, США попадают в позицию слабости, что вынудит их или пойти на обострение в Тайване.

    С риском спровоцировать там крушение аффилированных с ними местных демократов, или принять разделение мира на три кластера: американский, китайский и примыкающий к китайскому российский, и приложить все силы для консолидации оставшихся союзников, прежде всего ЕС, Турции, арабских стран, Израиля, Австралии, Канады, Вьетнама, Латинской Америки и некоторых стран Африки.

    Утрата доминирования в Евразии поставит под вопрос статус США в АТР. Ответом на эти угрозы станет форсирование США военного аспекта противостояния, где ставки будут подняты максимально, а климатическая и экологическая повестка ляжет в основу стратегии экономического удушения американских противников.

    Китайско-российским ответом станет формирование зоны юаня и рубля, выход из долларовой зоны и формирование торговых путей, защищённых от НАТО и проходящих по территории Средней Азии, России, Афганистана и Пакистана до Индии – с выходом к Средиземноморью. Будут активизированы китайские проекты на Кубе и в Никарагуа. Военное присутствие Китая на Кубе уравновесит тайваньскую угрозу. Возобновление строительства никарагуанского канала усилит Венесуэлу и создаст ещё один антиамериканский кластер на заднем дворе США.

    Договорённости России и талибов* о гарантиях мира в Средней Азии временны и ограничены сроком укрепления талибов* во власти. Известно, что агентурная сеть Талибана* в Средней Азии строится давно и в основном построена. Ячейки пребывают в спящем виде, и в случае необходимости будут не только активизированы, но и умножены в числе.

    Сдержать экспансию талибов* в Среднюю Азию будет возможно лишь в случае вовлечения Афганистана в евразийский интеграционный проект под эгидой Китая, Ирана, Пакистана, Индии (несмотря на сложности Дели с Исламабадом) и России. Турция в Средней Азии будет продвигать свою экспансию, но ей придётся столкнуться с конкуренцией с талибами*. Они будут бороться за узбеков, таджиков, туркменов, киргизов и уйгуров. Именно на этой конкуренции будут пытаться играть Китай, Британия, США, Россия, Пакистан и Индия. Казахстан постарается сохранить нейтралитет, особенно с учётом его связей с США, ЕС, Китаем и Британией.

    Москва вовлечена в афганский кейс не для того, чтобы повысить свой авторитет в глазах ЕС как миротворец, а как соперник НАТО. Мир ради мира или ради уважения от ЕС России не нужен. России важен мир, заключённый на выгодных ей условиях, а эти условия не совпадают с интересами ЕС.

    То, что ЕС, прежде всего, заинтересован в мире во всех важных регионах, является мифом. Мир всегда бывает в пользу той или иной стороны, это результат победы в силовом противостоянии, а значит, Россия и ЕС будут бороться за мир в разном его понимании. ЕС и США будут стараться ослабить логистические возможности России и Китая, а Россия – усиливать их. Выигрыш одной стороны всегда будет проигрышем другой.

    Борьба за контроль над наркотрафиком. То, что талибы* заявили, что теперь они будут искоренять наркоторговлю, не значит, что так оно и будет. Наркотрафик – мощный переговорный козырь талибов*, отказываться от которого они ни в коем случае не станут. Любые ограничения в этой области они попытаются выгодно обменять на разнообразные уступки от всех заинтересованных сторон.

    С приходом к власти талибам* больше не нужны посредники. «Талибан»* стал реальной стороной переговоров. Тот, кто опоздает с признанием «Талибана»*, упустит много возможностей влиять на его политику. Именно потому есть вероятность, что Китай воспользуется ситуацией и одним из первых признает «Талибан»*.

    Уже сейчас пресс-секретарь «Талибана»* Сухейль Шахин даёт эксклюзивное интервью китайскому изданию CGTN, а профессор института международных отношений Народного университета Китая Ван Ивей называет «Талибан»* освободительной армией и обвиняет США в демонизации талибов*. Зная политическую систему Китая, можно сказать, что так транслируется официальное мнение китайской власти, пока нет возможности для более открытой оценки.

    С Россией у «Талибана»* выстраиваются ровные отношения, так как талибы* нуждаются в помощи России против «ИГИЛ»*. Эту помощь талибы* могут получить лишь от России и Ирана. Талибы* понимают, что Турция в вопросе «ИГИЛ»* (организация запрещена в России) занимает двойственное положение. Условием снижения их поддержки «ИГИЛ»* будет согласие талибов* на экспансию в Среднюю Азию и Китай (Синьцзян). Тогда для талибов* неминуем конфликт с Пакистаном, Ираном и Россией, и, по мере вовлечения в активность в Синьцзяне, – с Китаем.

    Талибы* понимают, что если они согласятся, то потом им навяжут альянс с «ИГИЛ»*, и это кончится двоевластием в Афганистане – с последующим разгромом «Талибана»* и его заменой на «ИГИЛ»*. В этой ситуации «ИГИЛ»* и его спонсоры – естественные враги Талибана*.

    Отказ от поддержки «Аль-Каиды»* (организация запрещена в России) – условия признания «Талибана»* со стороны США. Это условие было выдвинуто Трампом и сейчас потеряло актуальность. Раньше «Талибан»* не шёл на это по принципиальным условиям, а теперь нужда в этом вовсе отпала.

    Фактор пандемии в афганском кейсе важный, но не решающий. На Востоке человеческая жизнь не имеет того значения, что в Европе и США. Афганистан не стремится в прогресс любой ценой, племенные распри не дают Афганистану превращаться в полноценное государство. Пуштуны не способны стать государствообразующей нацией, а ислам не играет той интегрирующей роли, которую христианство играло на Руси или в Европе.

    В то же время государства Средней Азии намного дальше ушли вперёд в государственном строительстве, чем Афганистан. Защита этой государственности доступна только России. Чем опаснее ситуация, тем восприимчивее среднеазиатские элиты к условиям российской защиты. В этом отношении усиление риска в определённой степени выгодно России, так как усиливается её влияние на состав элит и политические институты. Это влияние осуществляется как напрямую, так и через ЕАЭС и ОДКБ.

    Одним из главных векторов для России является противостояние разведкам стран НАТО в Центральной Азии. На джихад в России талибы не пойдут, но от проникновения в Среднюю Азию не откажутся.

    Кроме наркотрафика и экспорта джихада Россию волнует неконтролируемый поток мигрантов из Афганистана в Среднюю Азию, так как с ними приходят экстремисты и разжигают войну, а потом вместе с беженцами проникают и в Россию.

    Именно поэтому стратегия России в этом регионе должна поменяться на проактивную. Она должна переориентироваться с уклонения от конфликта к его управляемому использованию. А начавшись в Афганистане, российская стратегическая активность с неизбежностью распространится как в рамках ЕАЭС, так и вне этих рамок.

    Можно прогнозировать усиление значения формата ШОС, ЕАЭС и ОДКБ. По мере углубления конфликта Китая с США Центральная Азия будет оформляться как зона соперничества всех глобальных проектов. Регион превращается в азиатские Балканы, где сталкиваются интересы сверхдержав, а риски войны толкают к образованию новых союзов и разрушению старых.

    *Талибан, талибы, ИГИЛ, Аль-Каида - организации, запрещенные в России


    Добавить новость в:





    Ключевые теги: Афганистан

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://aurora.network/articles/153-geopolitika/93939-afganistan-kak-faktor-rossiyskoy-strategii

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2021 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2021