7 июня 2021 года Россия официально уведомила Нидерланды о денонсации применимого соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН). Это влечет целый ряд последствий, объясняет глава налоговой практики CMS Russia Доминик Тиссо:
- При выплате дивидендов будет применяться ставка налога у источника (в России - здесь и далее в скобках - прим. переводчика) в размере 15%.
- Выплаты иных пассивных доходов – проценты, роялти и прочее – будут облагаться налогом по ставке 20% (в России)..
- Механизмы избежания двойного налогообложения, предусмотренные СОИДН, применяться не будут.
- Прекратится обмен информацией в рамках СОИДН (о доходах компаний между Россией и Нидерландами).
- Ужесточатся российские правила налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний, расположенных в Нидерландах (и получающих доход с России).
Те налогоплательщики, чей бизнес по каким-либо причинам тесно связан с Нидерландами и не может быть структурирован иначе (Кампина), неизбежно столкнутся с существенным ростом налоговой нагрузки с 2022 года, предупреждает Тиссо.
Остальные же могут пересмотреть свою корпоративную структуру: перевести голландские холдинговые предприятия в другие европейские юрисдикции, в которых действует СОИДН с Россией.
Или вовсе исключить промежуточные компании, расположенные в Нидерландах, из цепочки владения.
Денонсация коснется немногих, но важен сам прецедент, уверен Руслан Ахметшин. Ведь это первая в истории денонсация действующего соглашения СОИДН. По мнению Ахметшина, это показывает серьезность намерений правительства по пересмотру соглашений и, с другой стороны, бьет по инвестиционному климату. Ведь основная цель таких соглашений – именно в поощрении взаимных инвестиций и торговли путем устранения двойного налогообложения, объясняет Ахметшин.
https://pravo.ru/story/232908/
Пересмотр международных соглашений России об избежании двойного налогообложения может охватить около 90% всех "транзитных юрисдикций", заявил директор Департамента экономического сотрудничества МИД России Дмитрий Биричевский в интервью Sputnik.
"Мы ведем переговоры с рядом стран. Министерство финансов России принимает непосредственное участие в этой работе. Насколько нам известно, есть предложение пересмотреть двустороннее соглашение со Швейцарией. Министерство финансов не исключает, что предложит Гонконгу и Сингапуру пересмотреть соответствующие двусторонние соглашения", - сказал Биричевский.
https://www.ifcreview.com/news/2021/august/russia-moscow-says-revision-of-double-tax-avoidance-deals-may-cover-90-of-transit-jurisdictions/
А вот что считает по этому поводу Р. Вахитов, который "специализируется в области международного налогообложения с 2002 года. До прихода в компанию ITA работал в консалтинговых компаниях России, Нидерландов и Люксембурга. Член Международной налоговой ассоциации (IFA) с 2002 года. Член голландской палаты налоговых консультантов Register Belstingadviseurs с 2012 года":
https://www.forbes.ru/profile/363813-rustam-vahitov
В памятной речи 25 марта 2020 года президент Владимир Путин заявил о необходимости пересмотра ряда российских налоговых соглашений. Вскоре были объявлены параметры пересмотра – увеличение ставки удержания дивидендов до 15% при сохранении сниженного 5% налога у источника для публичных компаний и увеличение процентной ставки с нуля до 15%.
Начались переговоры, которые не всегда были легкими. В конце концов, Мальта, Кипр и Люксембург согласились на российские условия. Нидерланды этого не сделали. Некоторые комментаторы говорят, что не так уж и много реально кипрских и люксембургских компаний самостоятельно инвестируют в Россию: часто речь идет о налогообложении российских инвестиций, проходящих через эти страны (российские инвесторы через Мальту, Кипр и Люксембург выводят в другие страны деньги, заработанные в России).
С Нидерландами ситуация иная: в России работает много реально голландских предприятий (Кампина, Юнилевер, Шелл, Букинг). Голландская газета NRC оценила объем реальных инвестиций голландского бизнеса в Россию за последние годы на уровне 10-20 млрд евро (примерно 11,8–23,6 млрд долларов США). Это без учета “транзитных” компаний (помогающие выводить из России через Нидерланды деньги в другие страны)
Было неприемлемо утроить ставку налога на удержание дивидендов для таких предприятий в России, по крайней мере с точки зрения Нидерландов (а, с точки зрения России, они тоже должны поучаствовать в глотании пыли), особенно с учетом того, что Нидерланды обычно не облагают налогом дивиденды, выплачиваемые российским корпоративным акционерам (да, есть у них такая слабость, отчего российские инвесторы и "инвестируют" в Россию через голландские конторы).
Для бюджета Нидерландов отсутствие налогового соглашения является технически выгодным. Российские получатели голландских дивидендов начнут платить 15% налог на дивиденды в Голландии после расторжения соглашения (правда, самих дивидендов будет меньше, ведь сначала налог с них возьмет Россияи, может такое случиться, что это не понравится акционерам, и они выберут другую страну для компании, и тогда бюджет Нидерландов получит меньше, но господина Вахитова этот вопрос не волнует)..
По политическим соображениям Нидерландам было неприемлемо принимать довольно жесткие условия России, в одностороннем порядке выгодные для России (неприемлемо разрешать России заставлять тех, кто получает леньги в России, не использовать Нидерланды как оправдание вывода денег, заработанных в России, за территорию России).
На слушаниях в парламенте Нидерландов депутаты были удивлены намерением России сохранить пониженные ставки для крупных и государственных компаний и повысить налоги для средних и малых компаний, которые, с точки зрения налоговой политики Нидерландов, должны быть основными получателями льгот и мер поддержки (то есть, Россия предлагала вывести из-под этого налога крупных производителей, которые реже выводят деньги чисто для их вывода).
Кроме того, голландская газета NRC задалась вопросом, почему для России имело бы смысл увеличить ставку налога на дивиденды до 15% для таких групп, как Яндекс, X5, Veon и ряд других. Ведь это снизит доходы российских инвесторов именно на эти суммы (действительно: зачем заставлять российских инвесторов инвестировать в Россию?)
Ссылка на возможные злоупотребления (со стороны Нидерландов, представленная Россией) не совсем убедительна, поскольку обе страны могут использовать широкий спектр мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов в соответствии с многосторонним документом BEPS.
Техническим решением, удовлетворяющим интересам обеих сторон, могло бы стать сохранение льготных тарифов для жителей Нидерландов при условии выполнения так называемого теста на ограничение льгот. Это даст преимущества компании, если она сможет доказать, что ее настоящие владельцы являются резидентами Нидерландов (то есть, если владельцы Х5 и т.д, получат гражданство Нидерландов, а более мелкие "инвесторы" из России найдут смышленых голландцев и за долю малую поручат им инвестировать деньги российских предпринимателей от своего имени).
Этот вариант, по-видимому, также был отвергнут российской стороной (то есть, российская сторона не настолько тупая, каковою ее представляли себе голландцы).
После уведомления о расторжении в начале июня действие налогового соглашения вступает в силу с 2022 года.
Возникает самый важный вопрос: будут ли достигнуты заявленные цели – закрытие каналов вывода денег из России в низконалоговые юрисдикции? Чтобы ответить на этот вопрос, просто посмотрите на расцветающие предложения по переводу компаний из Нидерландов в другие юрисдикции с соглашениями об избежании двойного налогообложения с Россией с выгодными ставками удержания (в те, к кому Россия еще не постучалась с предложением не дурить).
Что дальше? Возможно, переговоры с Сингапуром и Гонконгом можно было бы вести по кипрскому сценарию, но у Швейцарии, например, есть серьезные инвестиции в Россию. Для этой страны, как и для Нидерландов, возникнут проблемы с повышением ставок подоходного налога для подлинных швейцарских предприятий. И если налоговое соглашение будет расторгнуто, российские инвесторы будут облагаться не 15% - ной ставкой налога у источника дивидендов в Нидерландах, а гораздо более высоким 35% - ным швейцарским налогом на дивиденды. А расторжение швейцарского соглашения об избежании двойного налогообложения для России, по мнению многих комментаторов, было бы подобно выстрелу в ногу (не российскую).
Стоимость расторжения налогового соглашения с Нидерландами с точки зрения имиджевых и инвестиционных потерь – стабильности и предсказуемости условий ведения бизнеса для иностранных инвесторов, предсказуемости инвестиционного климата – уже достаточно высока (осталось пошуровать и найти, каков процент этих самых реальных иностранеых инвесторов - вот зачем на западе ушли от показателя ВНП).
В любом случае, налоговые соглашения с большим количеством стран, в которых ставка налога у источника выплаты дивидендов составляет 5%, вряд ли будут быстро пересмотрены – начиная с Германии и не заканчивая Австрией и Черногорией. Очевидно, что разработчики “схемы “будут сосредоточены на ряде таких соглашений о выгодных налоговых соглашениях.
В то же время неизбежно возникнет вопрос: почему литовские, шведские, австрийские, финские, катарские и инвесторы из нескольких десятков других стран будут иметь право на 5% - ную ставку российского налога у источника на дивиденды, в то время как голландцы и швейцарцы платят 15% (действительно, глотать пыль должны все).
Строго говоря, даже сейчас нет юридической возможности применять пониженные ставки в отсутствие реального бизнеса и реальных инвестиций; речь идет только о применении мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов (всего лишь, причем о жалких сотнях миллиардов в год).
Поэтому решение (выгодное для голландцев) заключается не в повышении ставок по соглашениям об избежании двойного налогообложения, а в построении системы выявления и борьбы с налоговыми злоупотреблениями (чтобы голландский бюджет не пострадал, и голландские граждане по-прежнему получали большие пособия за счет россиян).
Российские налоговые органы уже располагают необходимыми инструментами в рамках как национального законодательства, так и международных соглашений (BEPS и др.). Но эти меры необходимо применять, и повышение налоговых ставок – либо путем пересмотра налоговых соглашений, либо их расторжения – не способствует достижению этой цели (на самом деле, очень даже способствует, просто многие голоандские "адвайщеры потеряют клиентов).
В течение многих лет сохранятся десятки других соглашений с низкими ставками удержания, и уклоняющиеся от уплаты налогов будут перескакивать с одного на другое, переводя “активы” из Нидерландов, например, в Черногорию и Латвию (глотая пыль и писаясь в страхе от ожидания, когдп проклятые росийские налоговики дойдут и до этих стран), а оттуда дальше.
Однако, реально голландский бизнес столкнется со снижением прибыльности из-за повышения налоговых ставок и может быть менее заинтересован в инвестициях в Россию, в то время как налоговые льготы для инвестиций в соседние Беларусь, Украину и Казахстан гораздо более привлекательны (хотяи сложно построить заново завод в Беларуси, потеряв российский рынок).
Поэтому такие меры, как повышение налоговых ставок в соглашениях об избежании двойного налогообложения или их расторжение, будут контрпродуктивными – не решат ключевые проблемы, а породят новые (хотя и поднимут российское производство, которое заменит иномсранное).
Российские налоговые органы имеют опыт эффективного решения проблем массового уклонения от уплаты налогов и уклонения от уплаты налогов, например, в отношении НДС, искусственного разделения бизнеса для получения налоговых льгот для малых и средних предприятий и борьбы с теневой экономикой (причем, согласно британцам, Российская налоговая система учета - лучшая в мире).
Если будет поставлена цель предотвратить злоупотребление международными налоговыми соглашениями, я уверен, что ее можно решить, не наказывая реальных инвесторов, которые тем временем уже начали испытывать негативные последствия: например, "Газпром" уже закрыл свой бизнес в Нидерландах (хотя в Голландии ему не разрешали устанавливать свои заправки, в то время, как это дозволено голоандскому Шеллу в России).
Трансграничному бизнесу необходимо набраться терпения на пару лет, тщательно оценить влияние изменений и не предпринимать опрометчивых попыток “разрешить ситуацию” с помощью миграционных решений (то есть подождать, шутят российские власти или нет - иначе голландский финансовый конгломерат накроется медеым тазом,как и бюджет).
Такие попытки легко отслеживаются, могут быть легко оспорены и не будут эффективными (иначе говоря: если россий кие компании, зарегенные в Голландии, поторопятся на выход, их могут ...вызвать в суд или предъявить чек на уплату).
Разумнее дождаться нового российско-голландского соглашения (если оно будет) об избежании двойного налогообложения, которое, будем надеяться, будет подписано в не столь отдаленном будущем.
https://mnetax.com/russias-new-double-tax-treaty-policy-the-score-is-3-to-1-45296
В общем, голландский финансовый советник из России пытается убедить российские сетки, которые думали, что обвели российских налоговиков вокруг пальца, подождать - а, вдруг российские налоговики пошутили? А, если они надумают свалить, то голландские власти могут потребовать и плату за выход из схемы.
Пикантная подробность:
Десятки известных артистов, которые продали миллионы пластинок и компакт-дисков, смогли избежать налогов в своей родной стране через Нидерланды в течение десятилетий, сообщает Follow the Money.
Иностранные власти несколько раз пытались принять меры, но голландские власти наблюдали за процессом и одобряли его.
Такие группы, как AC/DC, the Rolling Stones, ABBA и U2, зарегистрировали свои права на музыку в Нидерландах. Folow the Money обнаружили это, глубоко копаясь в веб-сайте discogs.com который содержит обширные дискографии артистов.
Другими исполнителями, у которых были права на музыку в Нидерландах, были Хулио Иглесиас, Роберт Палмер, Eurythmics, Пласидо Доминго, Риккардо Кокчанте, Вайя Кон Диос и Джорджо Мородер.
В общей сложности около 50 артистов и групп использовали Нидерланды, чтобы избежать налогов (российские исполнители имеют дачи в Латвии - просто инфа, никакой аналогии и никаких намеков).
Они использовали так называемый "Антильский маршрут", хорошо известную схему уклонения от уплаты налогов, которая существовала до 2006 года. Эти объединения были созданы трастовыми офисами - спорной отраслью.
Министр финансов Нидерландов Вопке Хукстра рассматривает возможность запрета трастовых офисов, поскольку многие из них работают скрытно.
У ряда художников также была компания на Кюрасао (голландская колония, ныне - часть Нидерландов). “Кюрасао почти не взимает никаких налогов и практически не имеет налоговых соглашений ни с одной страной”, - писали "Money". “В результате другие страны взимали налоги заранее, когда человек переводил деньги на Кюрасао. Этого можно было бы избежать, отправив сначала деньги в Нидерланды”.
(То есть, вот так можно было избежать уплаты налогов, которые необходимо по закону уплатить в стране, где доход получен или где плательщик является резидентом - например, если артист, имея российскиу паспорт и латвийский, проживает более 6 месяцев на своей даче в Латвии, то он является налоговым резидентом Латвии, или Саакашвили, имея украинский паспорт, но проживая 7 месяцев из 12 в Нидерландах, мог платить налог в Нидерландах).
В отличие от Кюрасао, Нидерланды имеют налоговые соглашения почти со всеми странами. Таким образом, юридические лица могли бы сначала направить деньги в Нидерланды на выгодных условиях, а затем отправить их на Антильские острова без дополнительных сборов.
(То есть то, что является уклонением от уплаты налогов в одной стране, рекламируется другой страной как способ охранить деньги, причем способ, узаконенеый этой страной "за долю малую").
https://nltimes.nl/2021/08/28/dutch-tax-authorities-allowed-celebrities-use-netherlands-tax-haven-decades