Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай», президент говорил в первую очередь о стратегии


    Еще раз здравствуйте, сейчас начнем нагнетать. Надеюсь, все уже знают о разрыве России с НАТО в


    Сегодня, судя по последним новостям, эту проблему можно ставить уже шире: «Можем ли мы говорить,


    Выяснилась до боли простая вещь — если Европа хочет сохраниться в качестве серьёзного политического


    Творится что-то невообразимое. В портах США образовались гигантские заторы, десятки судов


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Броня крепка и танки быстры

    | 12 октябрь 2021 | Армия и конфликты |

    Танки, как известно всем, родились в Первую мировую. И родились они не в России. Можно сколько угодно рассказывать о колесном танке Лебеденко, о танке Пороховщикова, о проектах нашего Да Винчи – Менделеева, но это чертежи и прототипы, которыми баловались все, но довели до ума некоторые, а именно англичане и французы уже в годы Великой войны. И показали себя машины с ненадёжными двигателями, неотработанной ходовой и несбалансированным вооружением так себе. Оборону они, конечно, продавливали, но рывок в глубину как-то не получался. Да и в Гражданскую, где белые получили от союзников немного танков, они также не блеснули. Да, вчерашних крестьян здоровая, громыхающая железом дура пугала, но... Как показала практика – с танками можно бороться, крови, правда, уходит...
    Тем не менее новорождённая РККА танками заинтересовалась и уже в годы Гражданской рождается советский танк – русский Рено, он же «Борец за свободу товарищ Ленин». Выпустили данных реплик Рено FT-17 аж 15 штук, и для времён Гражданской это сродни маленькому чуду. Так родились танковые войска СССР-России, те самые, которым посвятят марши, вроде «Броня крепка, и танки наши быстры», памятники и почтовые марки, книги и фильмы.

    Двадцатые годы: время поиска


    Рождались танковые войска медленно и мучительно, не хватало денег, не хватало заводов и не хватало знаний проектантов и заказчиков. Сначала шли мучительные попытки создать танк свой, но Т-12 оказался нефункциональным, Т-24 – откровенно неудачным, а серия аж в 24 штуки, что было явно не тем. Остальные проекты вообще читаются как ненаучная фантастика, в итоге решили вернуться к старым-добрым Рено, под именем в этот раз МС-1 (малый сопровождения). Позже их переименуют в Т-18. Вот их окрепшая ко второй половине двадцатых промышленность построила не просто много, а очень много – 959 единиц до 1931 года. После чего возник философский вопрос – что делать с танком модели десятилетней давности, крайне слабо бронированным и вооруженным, и его малой проходимостью. Нет, китайцев на КВЖД наши МС давили легко, хотя и не без проблем, оказалось, что прицел плохой, и 40 грамм взрывчатки в снаряде не очень, но всё-таки...

    «Всё-таки» заключалось в том, что наши инженеры ознакомились на Западе с опытными образцами разных там Виккерсов и Кристи, и прочих Карден-Ллойдов, и поняли, что мы отстаём, причём отстаём сильно. Отстаём и по танкам, и по их вооружению (37 мм Гочкиса не плясало), отстаём и по конструкторской школе. В итоге было решено купить, просто купить, а не улучшать иностранное же, но построенное за 10 лет до того.

    Тридцатые годы: легкие и многочисленные


    Именно в эти годы и появляются массовые танковые войска РККА, появляется чёткий раздел танков на танкетки, легкие, средние и тяжелые, и становится их много, правда, на основе иностранных образцов. РККА довоенная своими танками гордилась, и гордилась не без основания – самая большая танковая армада в мире, испытанная в боях и походах, с подведённой мощной теорией их массированного применения... Всё так, и по теории и практике мы были впереди планеты всей, но теория была сырой и во многом ошибочной, а танки... Сначала количество.

    Тяжелый танк у нас был одной модели – Т-35. И задачи для этого танка были специфические – прорыв обороны в стиле Первой мировой. Построено было их 61 единица, все входили в 5 тяжелую танковую бригаду и в боях не участвовали, зато были звёздами парадов. Огромная пятибашенная дура впечатляла и мощью, и размером. Другой вопрос, что координировать огонь было нереально, броня была слабой, а техническая надёжность... Не будем о грустном, в годы Великой Отечественной Т-35 на Украине гибли не от врагов, а от маршей. Справедливости ради – на те же грабли прыгнули французы, англичане и немцы. Другой разговор – немцы сделали своих монстров три, французы – десять, англичане – всего один, а мы целых 61.

    Средними танками у нас числились Т-28 в количестве 503 штук. Танк трехбашенный, малонадёжный, но относительно удачный. Удачный потому, что две пулеметных башенки вынесли вперёд, удачно разместили командира и неплохо бронировали. Неплохо себя показали эти танки в Зимней войне, при наличии мощной рембазы в ближнем тылу, и провалились в войне Отечественной, именно по причине отсутствия нормальных ремонтных мощностей и нехватки запчастей. С другой стороны – финны эксплуатировали свои трофеи аж до 1951 года, что тоже говорит о многом. Если Т-35 это сложно и ненадёжно, то Т-28 это просто много. Мощности построить были, проекты модернизации были, а вот структуры для эксплуатации нет. И если в мирное время кое-как справлялись, недалеко от завода-производителя в Финскую тоже, то в условиях войны глобальной... В Ленинграде Т-28Э (модернизация брони и вооружения), имея за спиной завод производитель, продержались до 1944 года.

    С легкими танками было сложнее – у нас их было два семейства – Т-26 (в девичестве Виккерс) и БТ (в девичестве Кристи). И построили их много, очень много, в русле взглядов, что танки это такая себе кавалерия, которая большими плотными массами должна рвануть в тыл врага и громить всё на своём пути. Взгляд был в целом верным, но частности... У немцев в блицкриге участвовали СТРУКТУРЫ – танки плюс мотопехота, плюс механизированная артиллерия, всё это было умножено на отличную разведку и связь, тогда как у нас... Опять же – в погоне за рекордами количественными не очень получилось с бронёй и надёжностью. Если подробнее:

    1. Семейство БТ: БТ-2 – 620 единиц, БТ-5 – 1884 единицы и БТ-7 – 4800 единиц. Кроме того, БТ-7М с дизельным двигателем – 783 единицы и БТ-7А с орудием 76 мм – 155 мм. Более 8000 БТ. И в итоге нулевая польза – гоночный танк оказался попросту не нужен, а слабое бронирование и авиационный двигатель делали его ещё и опасным для экипажа.

    Кроме того – проблема кадров, танкистов надо готовить, нужны техники и командиры, нужна связь, нужны ремонтные мощности и запчасти... Да и колесно-гусеничный движитель – не лучшее решение, как и любая попытка подрастить одни характеристики за счёт других.

    2. Семейство Т-26, он же Виккерс шеститонный. Выпущено 11 307 единиц в разных модификациях. Хороший танк, средний по характеристикам, но хороший. И в Испании, и Финляндии, и прочих локальных конфликтах показал себя с лучшей стороны. Англичане на Виккерсе, вообще, создали отличную машину, которую производили многие, а инженеры советские довели двухбашенный танк до ума, превратив его во вполне грозный инструмент. Но... То, что было в конце двадцатых хай-теком, к середине тридцатых стало посредственностью, а к концу – устаревшей машиной.

    Оставляю за скобками танкетки, а их склепали 3342 штуки модели Т-27, оставляю плавающие танки – 2640 Т-37А и 1430 Т-38, и всё равно – цифры космические. И эти цифры – космическая же ошибка. В тридцатые в чём-то повторялась эпоха конца 19 века, когда флот не успевал достроить корабль, как он уже устаревал. Только теперь это касалось именно танков – росла противотанковая артиллерия, развивались ВВС, создавалась стройная теория, под которую и делались машины, а мы строили десятки тысяч танков концепции прошлого десятилетия, и под них же затачивали тактику применения. К 1939 году всё было грустно, а к году 1941 – безнадёжно, в рамках существующих танковых войск, что война и показала.

    О войне в следующий раз, как и о танках предвоенных, а пока небольшой вывод – подвиги бывают разные. Создание танковых войск РККА это подвиг, подвиг, совершённый с нуля и беспримерными усилиями, но подвиг бессмысленный – огромная танковая армада своей роли не сыграла. Сама концепция оказалась ошибочной и негибкой, что, конечно, не отменяет ни героизма рабочих, ни героизма танкистов, просто во многом приводит к инфляции их усилий.
    Автор:
    Роман Иванов


    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: https://topwar.ru/187899-bronja-krepka-i-tanki-bystry.html

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2020 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2020