Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Вопреки ожиданиям и прогнозам, решающей битвы за Херсон не произошло. Обсуждений такого сложного


    США сейчас не в лучшей форме. Страна расколота надвое по линии либералы-трамписты, и разговоры о


    Абсолютно всё, что связано с Украиной, является образцом непостоянства. Но кое в чём она всё-таки


    В интересное время живём. Почти незаметно шутливая присказка, что «хотели европеизировать Украину,


    Кто забыл историю вопроса, я опять же напомню. Уильям Бёрнс (66 лет) – профессиональный дипломат


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Русскому джазу 100 лет – вот как всё начиналось

    | 13 январь 2022 | Новости культуры |

    В 2022 году советскому джазу исполняется 100 лет. Это длинная и почти невероятная история, наполненная прекрасными мелодиями, зажигательными фестивалями, волнующими встречами и радостными открытиями. Легенды сложены о героических концертах советских джазменов на передовой для советских бойцов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. В мирное время под звуки джаза советские конструкторы и инженеры делали уникальные открытия. Но были в истории советского джаза и мрачные времена — партийные идеологи категорически запретили джазовые импровизации в СССР после «пражских событий» 1968 года. Джаз в СССР тогда ушел в подполье, а вновь вернулся на поверхность общественной жизни лишь в 1973 году, когда по инициативе председателя КГБ СССР Юрия Владимировича Андропова в стране были открыты джазовые училища, вновь стали проводиться джазовые фестивали, а лучшие мастера этого жанра были взяты на работу в филармонии.

    Удивительно, но джаз, едва он появился в СССР, был поддержан на самом высоком уровне.

    Уже 1 октября 1922 года, то есть спустя пять лет после победы социалистической революции, в Москве в Центральном техникуме театрального искусства (позже — ГИТИС) состоялся первый джазовый концерт. Валентин Парнах — вот имя человека, открывшего джаз для русской публики и впервые написавшего это слово по-русски. Парнах несколько лет прожил в Париже и был так восхищен джазом, который как раз вошел в моду в Европе, что вернулся на родину, чтобы познакомить советских слушателей с новым искусством. В Европе он закупил все необходимые инструменты для создания джазового оркестра: банджо, саксофон, ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин и всевозможные диковинные шумовые инструменты.

    В зале собралась вся художественная элита столицы. Сидели плотно, плечо к плечу. На сцене — молодые энтузиасты. За роялем — Евгений Габрилович, будущий знаменитый киносценарист. Ударник больше показывал пантомиму, нежели отбивал ритм. Контрабасист при помощи ножной педали играл еще и на большом барабане. Парнах читал стихи и исполнял диковинные танцы под синкопированную музыку. Первый джазовый концерт имел, как говорят, ураганный успех, что в дальнейшем повлияло на творчество Мейерхольда и Эйзенштейна, отразилось в произведениях Булгакова и Маяковского.

    Чуть позже к джазу обратилась группа «ПЭКСА» («Первый экспериментальный камерный сочетательный ансамбль»). Это — 19 консерваторских музыкантов, которых возглавлял видный театральный режиссер, в прошлом пианист Л. Варпаховский. Первый концерт состоялся в Колонном зале. Исполнялись произведения академической музыки — фуги Иоганна Себастьяна Баха, «Мимолетности» Сергея Прокофьева, но в собственных аранжировках, а также фокстроты Винсента Юманса и Джерома Керна. Генрих Терпиловский, один из пионеров советского джаза, говорил о «ПЭКСА», что «это был еще не джаз, но смелый новаторский эксперимент на пути к джазу».

    В 1926 году на гастроли в СССР приезжали джаз-ансамбль Луиса Митчелла Jazz Kings, в составе которого играл великолепный саксофонист Сидней Беше, квинтет тромбониста Фрэнка Уитерса, а также гастролировавший по Европе негритянский оркестр Сэмми Вудинга. После их ошеломительных выступлений в СССР стали массово рождаться джазовые коллективы, а ленинградское издательство «Академия» выпустило сборник переводных статей «Джаз-банд и современная музыка».

    В том же, 1926 году Александр Цфасман организовал свой джаз-банд «АМА-джаз». Слушателям очень нравились танцевальные пьесы, которые сочинял молодой композитор, — «Эксцентрический танец», «Грустное настроение» и другие, — и поэтому, когда в 1927 году редакторы советского радио решали, чья музыка должна прозвучать в самом первом джазовом радиоконцерте, они выбрали «АМА-джаз».

    8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый жанр для советский эстрады. Утесов не только дирижировал оркестром, но вел конферанс, танцевал, пел, играл на скрипке и читал стихи. Между музыкантами и дирижером разыгрывались веселые сценки. Весь концерт был подчинен единой режиссуре, начиная со знакомства с публикой и заканчивая прощальной песней «Пока», для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания.

    Следующая программа утесовского оркестра, подготовленная в 1930 году, получила знаковое название — «Джаз на повороте». Она состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех джазовых рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, — «Русской», «Украинской», «Еврейской» и «Советской». Утесов и в дальнейшем часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: «Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?».

    Вообще, к середине 30-х годов в нашей стране появилось очень много джаз-оркестров, как любительских, так и профессиональных. Говорят, что только в Москве и Ленинграде было создано и успешно работало такое количество джазовых оркестров, сколько их не было на всей территории СССР в постсталинскую эпоху. Во многом это было, конечно, связано с тем, что Сталин любил джаз. Один из первых советских джазистов, легендарный тромбонист Вениамин Борисович Колтун вспоминал, что, когда он в составе джаз-ансамбля Зиновия Дунаевского, брата Исаака Дунаевского, выступал в 1939 году в Большом театре, Сталин сидел в первом ряду. После того как Колтун отыграл соло на тромбоне, Иосиф Виссарионович неожиданно встал и зааплодировал. За это выступление Вениамин Борисович получил лично от Сталина часы ЗИФ с его монограммой.

    Есть и другие свидетельства: например, Эдди Рознер вспоминал, что перед самой войной Государственный джаз-оркестр БССР, которым он руководил, отыграл концерт в Сочи лично для Сталина, и концерт Иосифу Виссарионовичу очень понравился.

    Вернее было бы сказать, что в силу особенностей возраста и превратностей судьбы Сталин в большей степени предпочитал классику, народные и революционные песни, которые порой пел сам во время застолий. Сталин любил сильные голоса, мужские и женские, и восторженно отзывался о некоторых солистах Большого театра, например об Иване Семеновиче Козловском. Но Сталин верил, что джаз — это музыка «золотого века», к которому он вел советское общество, а значит, джаз должен звучать. Созидательные планы Сталина требовали массовой поддержки общества, они нуждались в оптимизме и нацеленности на результат, и звуки джаза несли в себе животворящую энергию прогресса, вселяли бодрость, призывали и вдохновляли двигаться вперед, к победе, невзирая ни на какие сложности. В 1930-е годы джаз стал музыкой коллективного взаимодействия, и под эти бодрые звуки Советская страна расцветала.



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: https://iarex.ru/articles/83994.html

    Голосовало: 1  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Как вы относитесь к Юго-Востоку?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2021 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2021