Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Анонсированные президентом России Владимиром Путиным в ходе своего послания Федеральному собранию


    На самом деле вряд ли то, что было сказано В.В. Путиным это какая-то революция. В конечном итоге


    Золото подорожало. После иранской ракетной атаки на американские авиабазы в Ираке фьючерс в


    Проходящая в Нью-Дели 14-16 января при участии представителей около 20 стран V Международная


    Такие события категорически требуют высказаться, что я и делаю в этом тексте. Но поскольку многое я


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Аэрофлот и глобальное доминирование советской авиации

    | 17 сентябрь 2014 | Зарубежные СМИ |

    Блог по истории Холодной войны

     

    Перевод со шведского

     

    25.05.13

     

     

     

     

    «Москва ждет тебя!»

     

     Во время Холодной войны советский Аэрофлот не имел конкурентов, являясь крупнейшей авиакомпанией мира. Точное количество самолетного парка, построенного в годы пятилеток, не установлено до сих пор. Только по приблизительным подсчетам ведущих авиационных экспертов, по состоянию на 1992 год Аэрофлот имел более 10 000 самолетов и 600 000 сотрудников.

     

     

     

     

    Как только Советский Союз начал распадаться, компанию Aeroflot Soviet Airlines реорганизовали и в 1990-х она утратила весь авторитет, приобретя дурную славу. Прежде Аэрофлот являлся собирательным термином, вобравшим в себя деятельность всей гражданской авиации в зоне советского влияния, распространившегося на одиннадцать часовых поясов. От имени Аэрофлота советское государство занималось не только пассажирскими, но и грузовыми авиаперевозками, кроме того контролировало сельхозавиацию, исследовательскую авиацию, вертолетные перевозки, работы по исследованию атмосферы, перевозку государственных и правительственных структур и, не в последнюю очередь ― транспортные перелеты по заказу Министерства Обороны. Вплоть до распада СССР в начале 1990 гг., вся невоенная авиация принадлежала Аэрофлоту.

     

     

     

     

    Авиационная составляющая Аэрофлота была одной из крупнейших, она подчинялась центральному руководству предприятия. В громадном Советском Союзе население проживало практически повсюду. Перевозки через всю страну во многих случаях были затруднены или даже невозможны, из-за чего в СССР была большая потребность в воздушном сообщении. В 1970 году Аэрофлот выполнял рейсы по 3 500 маршрутам на территории Советского Союза. Летом того же года количество пассажиров увеличивалось и составляло до 400 000 человек в сутки. К этому показателю удалось приблизиться только в наше время ― крупнейшая на сегодняшний день авиакомпания Delta Air Lines вышла на аналогичный уровень, да и то только благодаря перекупке рейсов у конкурентов и кооперации с ними.

     

     

     

     

    В 1960-гг. быстро расширялась сеть международных маршрутов Аэрофлота с целью демонстрации серпа и молота в странах, входивших в сферу советского влияния. В 70-80 гг. Аэрофлот совершал рейсы в большинство стран Третьего мира и авиакомпания со временем стала альтернативой даже для европейцев, которым по разным причинам нужно было отправиться за Железный занавес, равно как и за занавес Бамбуковый*, либо в те страны Африки, в которые другие авиакомпании не летали. Из-за технических ограничений того времени и политики авиационных властей, во время перелетов приходилось делать промежуточные посадки; рейс Аэрофлота из Москвы в перуанскую столицу Лима, например, проходил через Стокгольм, Шеннон, Гандер и Гавану. В стокгольмском аэропорту Арланда самолеты из восточных авиакомпаний в 80- е гг. в основном были представлены восточногерманской Interflug, польской LOT и чехословацкой CSA, которые, в течение последнего десятилетия Холодной войны, приземлялись в Швеции минимум в неделю.

     

     

     

     


    Советские авиарейсы на Кубу были организованы уже в 1963 году, это случилось одновременно с тем, как приняли в эксплуатацию турбовинтовой дальнемагистральный самолет Ту-114 в качестве гражданской модернизации бомбардировщика Ту-95. Этот самолет мог пролететь из Москвы в Гавану без промежуточных посадок при условии, если дадут разрешение на пролет через норвежское воздушное пространство, что было просто невозможно в реалиях Холодной войны. После промежуточного технического приземления в Мурманске самолет летел дальше без посадки по более северному маршруту, обходя зону ответственности НАТО.

     

     

     

     

     

    Авиационная промышленность Советского Союза работала в полную мощь и поэтому была в состоянии конструировать новые самолеты на уровне западных стран. В качестве примера можно привести хорошо приспособленный для пассажирских перевозок четырехмоторный Ил-62, спроектированный конструкторским бюро Сергея Ильюшина, который собирался на Казанском авиазаводе. Именно на Ил-62 15 июля 1968 года Аэрофлот открыл маршрут Москва-Шеннон–Гандер–Нью-Йорк (аэропорт JFK), сокративший расстояние между двумя супердержавами. В тот же день американский аналог Аэрофлота - авиакомпания Pan American World Airways начала летать по соответствующему маршруту из Нью-Йорка в Москву на Боинге-707 ― западной альтернативе Илу-62.

     

     

     


     

     

    Работа по согласованию открытия воздушных сообщений между США и СССР продолжалась десять лет. С советской стороны уже в 1958 году была продемонстрирована заинтересованность открыть авиасообщение в Нью-Йорк, но переговоры между двумя странами прервались чуть ли не сразу после начала. Резко возникла напряженность между востоком и западом в связи с полетом У-2 и сорванной встречей на высшем уровне в 1960 году в Париже, а также последующими инцидентами со сбитием американского разведывательного самолета RB–47, постройкой Берлинской стены и кубинским кризисом, державшими весь мир в состоянии острейшей опасности. Прямое авиасообщение между двумя странами, находящимися на грани ядерной войны, стало невозможным. После того, как произошло самое худшее в двухсторонних отношениях, между ними перестала действовать даже прямая телефонная линия.

     

     

     

     

    Американское присутствие во Вьетнаме с середины 1960-гг. отсрочило возобновление дискуссий на несколько лет и технический договор между Pan American и Аэрофлотом стал возможным не ранее 1967 года благодаря требованию президента Джонсона. После дополнительных проволочек, вызванных тем, что Аэрофлот хотел предложить реактивные самолеты по точно такому же маршруту, что и Pan Am, летом 1968 года началось сообщение между Москвой и Нью-Йорком, тогда в эксплуатацию был веден новый Ил-62.

     

     

     

     

     

    В результате политики разрядки между востоком и западом в апреле 1974 года Аэрофлоту с чувством глубокого удовлетворения удалось открыть маршрут в американскую столицу Вашингтон. И в в этом случае Ил-62 также летел по трассе через Шеннон в Ирландии и Гандер в Ньюфаундленде. Но через несколько лет ситуация стала другой; двусторонние авиасообщения между США и Советским Союзом прекратились из-за того, что в 1978 году компании Pan Am стало по экономическим причинам трудно организовывать воздушную трассу до Москвы. В июле 1979 года американские власти забрали у Аэрофлота права на посадку в Нью-Йорке в знак протеста против советского вторжения в Афганистан, но разрешили продолжать полеты в Вашингтон до нового 1981 года, когда Аэрофлоту полностью закрыли маршруты в США. Это произошло уже в знак протеста против введения чрезвычайного положения в Польше и советских действий во время кризиса. Когда советский Су-15 сбил гражданский южнокорейский пассажирский самолет под Камчаткой осенью 1983 года, взаимоотношения между супердержавами оказались замороженными как во время Кубинского кризиса примерно двадцать лет назад. Речь президента Рейгана об империи зла послужила еще большему разъединению востока и запада, так что многие опасались, что всё кончится Третьей Мировой войной. Аэрофлот также пострадал ― по прямому указу президента советского перевозчика выгнали из двух офисов по продаже авиабилетов в США.

     

     

     

     

    Но в СССР стали происходить неожиданные события. В течении трех лет по причине пожилого возраста и слабого здоровья скончались три генеральных секретаря. На их место заступил Михаил Сергеевич Горбачев, которого можно назвать юнцом, поскольку, когда его назначили генеральным секретарем Коммунистической партии Советского союза в марте 1985 года, ему было всего 54 года. У Горбачева имелись большие планы по реформированию стагнирующего Союза и он быстро стал известен своими инициативами по glasnostи и perestrojkе. Его мысли по осуществлению разрядки и разоружению привлекли внимание западных лидеров. Маргарет Тэтчер отзывалась о нем, как о человеке, с которым можно иметь дело, а Рональд Рейган нашел в его лице хорошего партнера по переговорам. Первая встреча на высшем уровне между двумя странами произошла в Женеве в ноябре 1985 года. Ничего подобного не происходило с 1979 года, когда Джимми Картер встречался с Леонидом Брежневым в Вене и до этого саммиты были довольно частыми. До самого конца существования Советского Союза, начиная с 1985 года встречи в верхах стали ежегодными. Обе стороны договорились о том, как чрезвычайно важно остановить гонку вооружений и снизить напряженность.

     

     

     

     

    Несмотря на то, что во время встречи в Женеве шло противоборство самолюбий обоих лидеров, всё же удалось договориться по нескольким важным вопросам стабилизации мировой обстановки. Прямым следствием стремления к сближению между двумя блоками стало восстановление авиасообщения между США и СССР. С американской стороны компания Pan Am выразила сомнение в экономической целесообразности возобновления полетов в Москву, так как она в это время была почти на грани банкротства и едва держалась на ногах. Советский визави пригрозил даже разорвать второй договор, если американцы не согласятся на открытие двустороннего авиасообщения. В итоге Pan Am получила разрешение на полеты в Москву и Ленинград четыре раза в неделю. Сообщение обеспечивалось самолетом малой вместимости Боинг – 727, он вылетал из Франкфурта-на-Майне в Западной Германии ― в него пересаживались пассажиры нью-йоркского борта, делавшего посадку в ФРГ. Полеты начались в апреле 1986 года. Позже Pan Am и Аэрофлот начали летать друг к другу беспосадочными маршрутами.

     

     

     

     

     

     

    Одновременно с этим Аэрофлот получил права на полеты в Нью-Йорк и Вашингтон интенсивностью четыре рейса в неделю и с промежуточными посадками на европейском континенте. Это случилось, как и восемнадцать лет назад, на двусторонней основе в тот же самый день, 27 апреля, только 1986 года. Теперь ― как и тогда ― Аэрофлот использовал Ил-62 – рабочую лошадку для дальнемагистральных полетов, парк которых в это время в компании составлял 150 экземпляров. Когда после развала Советского Союза Аэрофлот разделился на 400 мелких авиакомпаний и уменьшился гигантский парк самолетов, по оценкам достигавший примерно одиннадцать тысяч бортов, самолеты Ил-62, остававшиеся в преемнике Аэрофлота, попали в целый ряд новоиспеченных авиакомпаний и были активно задействованы в перевозках вплоть до экономического кризиса 2008 года, когда этим моделям подрезали крылья из-за большого потребления горючего. У сегодняшнего Аэрофлота от исторического предшественника осталось только имя, Ил-62 давно не летают, компания сняла их с маршрутов еще в 2003 году. По прошествии лет Аэрофлот использует исключительно западные самолеты, в том числе на линиях в США, количество которых в настоящее время увеличилось и включает в себя, кроме Нью-Йорка и Вашингтона, также Лос-Анджелес и Майами. Сейчас каждый день между Москвой и Нью-Йорком делается по три рейса; два из них выполняет Аэрофлот, а один ― Delta Air Lines ― крупнейшая сейчас авиакомпания мира.

     

     

     

     

    Газетный заголовок: «Аэрофлот использует пассажирские самолеты для шпионажа»

     

    Выделенный абзац в левом нижнем углу: «Эксперты из Штаба ВВС в Стокгольме утверждают, что разведывательная фотоаппаратура в носу самолета позволяет делать перспективные аэрофотоснимки с очень хорошим разрешением».

     

     

    Те, кто успел пожить в годы Холодной войны, достаточно хорошо знают, чем еще занимался Аэрофлот помимо продажи билетов в кассах собственных представительств на Западе, а также на своих пассажирских маршрутах в нашей части мира. Существует множество историй о том, чем занимались в шведском воздушном пространстве Аэрофлот и другие авиакомпании Восточного блока. В авиационной газете «Flygrevyn» за 1984 год была опубликована статья о громком скандале, связанном с обнаружением фотоаппаратуры подобной той, что закреплена под носом Ту-154. Это дело обсуждалось, в том числе на телевидении, что вызвало большое недовольство наших восточных соседей. Как работала эта фотоаппаратура, а также подробности других деликатных миссий Аэрофлота во время Холодной войны мы расскажем при случае в следующий раз.

     

     

     

    Ханс Якобссон



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://perevodika.ru/articles/25428.html

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Какое будущее по вашему мнению ждет ДНР и ЛНР




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия Дания ЕаЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2020 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2019