И сам Токаев это прекрасно понимает, и потому выступая на пресс-конференции по итогам переговоров, он поблагодарил Россию и других членов ОДКБ «за неоценимую поддержку в отражении беспрецедентной для Казахстана террористической атаки, организованной при поддержке извне».
В продожение этого, Путин и Токаев договорились, что Москва продолжит оказывать Казахстану помощь в подготовке военных специалистов, в том числе в вузах минобороны. А также, что не менее важно, будет расширена сеть филиалов пяти ведущих российских технических вузов в Казахстане. С учётом той образовательной экспансии, которую в последние годы проводили в республике Турция и страны Запада — не самые миролюбивые и надёжные партнеры, расширение российского влияния в этой сфере также можно отнести к вопросам укрепления безопасности.
Ещё одним итогом состоявшейся встречи двух президентов стало приглашение Путиным Касым-Жомарта Токаева в качестве одного из главных гостей на юбилейный 25-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), который пройдёт с 15-18 июня 2022 года.
А теперь о главном: в недавнем интервью российскому журналисту Владимиру Соловьёву, президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил уверенность, что в ближайшей перспективе Казахстан станет частью Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом, по мнению белорусского лидера, это не означает возрождения СССР или того пуще Российской Империи, чем нас постоянно пугают на Западе. Будущий Союз станет тесным объединением «суверенных», но «не независимых» государств, чем-то отдалённо напоминающим нынешний ЕС, но без всевластия и волюнтаризма брюссельской бюрократии. Общее оборонное пространство мы уже увидели. И важно, чтобы уроки Белоруссии и Казахстана не прошли даром. И теперь, приглашение казахского президента на петербургский форум вполне можно расценивать, как символическое приглашение всего Казахстана в заново строящийся Союз.
Но для того, чтобы это стало реальностью, самому Казахстану необходимо избавиться от негативного наследия необдуманной многовекторной политики предыдущего руководства страны. И движение в этом направлении, получившее дополнительный импульс, в том числе и после недавних событий, уже идёт. Так, Мажилис (нижняя палата парламента) Казахстана 2 февраля согласился с поправками сената в законодательство страны, которые отменили необходимость согласовывать с экс-президентом Нурсултаном Назарбаевым основные направления внутренней и внешней политики. Кроме того, экс-президент был лишен права пожизненно возглавлять Совет безопасности и Ассамблею народа Казахстана (консультативно-совещательный орган). Отныне все эти посты закреплены за действующим главой государства Касым-Жомартом Токаевым. Назарбаев же хоть и остался формально «елбасы» – лидером нации, сохранил за собой лишь чисто символические полномочия, вроде права выступать перед парламентом, входить в состав Конституционного совета и быть почетным сенатором. Теперь у Токаева развязаны руки. Получив в начале года наглядное подтверждение, кто ему друг, а кто враг, а также, осознавая положение республики на карте, между Россией и Китаем, у него просто не остаётся выбора, как двигаться в направлении, демонстрирующим, что с многовекторным разбродом и шатанием будет покончено. И для этого есть совершенно объективные предпосылки.