Влияние экономического кризиса на внешнюю политику Турции

Разразившийся в Турции экономический кризис не только подталкивает людей к уличным протестам из-за испытываемых ими финансовых трудностей, но и заставляет ПСР менять курс внешнеполитических реакций. Цены на продукты уже давно стали выше инфляции. По этой причине проводимое в начале каждого года повышение минимальной заработной платы отстает от высоких цен на продукты питания.

Даже контролируемые правительством официальные данные, опубликованные Институтом статистики Турции (TUIK), показывают, что экономические показатели достигли серьезных масштабов. Официальные данные, рассчитанные на основе среднего показателя по Турции, показывают, что за три года с января 2018 года по январь 2021 года 71 из 116 основных продуктов питания подорожали более чем на 76%.

Согласно статистике рабочей силы, обнародованной все тем же Институтом статистики Турции (TUIK), в Турции в 2021 году число безработных в возрасте 15 лет и старше составило 8 миллионов 794 тысячи человек. Годовой уровень инфляции, находившийся на отметке 36,08% в декабре 2021 года, вырос до 48,69% в январе 2022 года. Показатели, рассчитанные независимой Группой по анализу инфляции (ENAG), значительно превышают официальные данные.

Группа сообщила, что в январе 2022 года годовая инфляция достигла 114,87%. Кроме того, цифры, поступающие из промзон, также увеличивают нагрузку на экономику. Например, согласно данным за январь 2022 года, опубликованным Ассоциацией автомобильной промышленности (OSD), производство в автомобильной промышленности составило 47 778 единиц, показав снижение на 31%.

Люди вышли на улицы, все чаще звучат возгласы «правительство в отставку»

После повышения стоимости электроэнергии на 127%, граждане, получив огромные счета на оплату, выступили с протестами против правительства. Тысячи людей в Мардине, Диярбакыре и Измире вышли на улицы, возмущаясь в связи с большими суммами в счетах за электроэнергию, и призвали правительство уйти в отставку. Восставшие против повышения стоимости электроэнергии граждане публично сожгли счета-фактуры.

Граждане выкрикивали лозунги: «Таййипа в отставку!», «правительство в отставку!», «Дедаш (прим. акционерное общество по распределению электроэнергии Диджле) в отставку!». Полиция применила слезоточивый газ и водометы против граждан, ожидавших от властей объяснений.

Женская ассамблея Платформы «Мы остановим фемицид» провела собрание в Стамбуле, протестуя против непомерного повышения цен на электроэнергию и природный газ, а также стоимости жизни. Женщинам, устроившим акцию протеста, удалось ее провести, танцуя и распевая песни с кастрюлями и сковородками в руках, несмотря на периодические попытки полиции помешать им. Полиция оказала жесткое противостояние в отношении граждан, собравшихся на акции протеста против счетов за электроэнергию в Эскишехире.

Время от времени происходили драки между горожанами и полицией. Горожане развернули транспарант со словами «Хватит уже, верните прежние цены» и скандировали лозунги: «Не молчи, кричи; «нет» повышению цен» и «правительство в отставку». Полиция помешала гражданам, желающим выйти на протест с лозунгами, сославшись на то, что «не было получено разрешения от губернаторства».

11 мэров столичных муниципалитетов обратились к правительству в связи с экономическими трудностями и увеличением расходов. В обращении отмечалось, что: «Нагрузка на наши муниципалитеты стала неподъемной». В заявлении, в котором отмечалось серьезное повышение цен до и после Нового года во многих сферах, где осуществляют свою деятельность столичные муниципалитеты, говорится также, что «серьезное повышение цен на эти виды услуг, которыми наши граждане постоянно пользуются в своей повседневной жизни, вызвало затруднения со стороны местных органов власти в части предоставления услуг, создав опасения относительно будущего».

Отмечая, что резкие скачки цен на электроэнергию и дизельное топливо затруднили работу общественного транспорта, в заявлении также сообщается, что «рост цен на электроэнергию при оказании транспортных услуг, в особенности при использовании метро и трамваев, а также ввиду​​ частых скачков цен на дизельное топливо для колесных транспортных средств, повышение цен применительно к общественному транспорту уже привело к перебоям в его работе».

Влияние экономического кризиса на внешнюю политику

На прошлой неделе президент Реджеп Тайип Эрдоган отправился в столицу Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Абу-Даби с двухдневным официальным визитом. Наследный принц Абу-Даби шейх Мухаммад бен Зайд аль-Нахайян в ноябре посетил Турцию, и две страны подписали множество соглашений. Анкара, придающая большое значение живым деньгам и инвестициям из стран Персидского залива для турецкой экономики, переживающей непростой период, стремилась найти компромисс с Абу-Даби по этим вопросам, и в такой обстановке в ноябре было подписано девять различных соглашений о сотрудничестве.

Последний визит Эрдогана расценивается как новый шаг к стремительному развитию отношений после многих лет напряженности. Напомним, Анкара обвинила ОАЭ в поддержке переворота 15 июля 2016 года. Этот шаг, сделанный исходя из внешнеполитических условий того периода, теперь превратился в другие ожидания по просьбе Великобритании и США. ПСР, вынужденная налаживать отношения с «Западом», открывает новые страницы даже с Израилем. В своем недавнем выступлении Эрдоган пригласил премьер-министра Израиля в Турцию.

Относительно визита в ОАЭ Эрдоган написал статью для специального приложения о Турции в газете Khaleej Times, издаваемой в стране. В статье он отметил: «Турция является одной из редких стран, которые пытаются установить баланс между своими внешнеполитическими интересами и миром и стабильностью. Говоря от имени Турции, мы не рассматриваем безопасность и стабильность Объединенных Арабских Эмиратов отдельно от безопасности и стабильности нашей собственной страны. Мы искренне верим в важность углубления нашего сотрудничества в этом контексте в предстоящий период».

Визит состоялся в результате шагов, предпринятых в прошлом году для нормализации двусторонних отношений после девяти лет напряженности. Во время визита Аль- Нахайяна 24 ноября было подписано девять инвестиционных соглашений, охватывающих области энергетики, нефтехимии, технологий, транспорта, инфраструктуры, здравоохранения, финансовых услуг, продовольственного сектора и сельского хозяйства, а для реализации соглашений Abu Dhabi Development Holding выделил 10 миллиардов долларов.

В ходе визита Эрдогана обсуждались вопросы сотрудничества во многих сферах, таких как сотрудничество в области инвестиций, СМИ и коммуникаций, сотрудничество в оборонной промышленности, наземного и морского транспорта, а также в области сельского хозяйства, культуры и здравоохранения, промышленности и передовых технологий.

Анвар Гаргаш, дипломатический советник президента ОАЭ шейха Халифы бен Заида Аль-Нахайяна, поделился в своем аккаунте в социальной сети, что «этот визит также соответствует тенденциям ОАЭ укреплять мосты сотрудничества, направленные на стабильность и процветание региона», и отметил, что визит открыл новую положительную страницу. Турция и ОАЭ, отношения между которыми были настолько испорчены, что до недавнего времени они обвиняли друг друга во «враждебном» поведении на международной арене и во многих региональных вопросах, начиная с 2021 года, посредством взаимных визитов укрепили свои усилия по налаживанию взаимоотношений.

Отмена в начале 2021 года эмбарго, введенного с 2017 г. ОАЭ и Саудовской Аравией в отношении Катара, одного из важнейших региональных союзников Турции, устранила важную проблемную зону. После этого последовали установление взаимных контактов и визиты между Турцией и Египтом. Это, в свою очередь, сгладило напряжение между ОАЭ, поддерживающими правительство Сиси, пришедшего к власти в результате государственного переворота в Египте, и Турцией, которая до недавнего времени не считала это правительство «легитимным». В тот же период было объявлено о прекращении огня в Ливии, еще одной проблемной зоне; завершилась осадная операция Халифы Хафтара, поддерживаемая ОАЭ, против правительства Триполи, поддерживаемого Турцией.

Смягчение антизападных дискурсов

В целом антизападная риторика президента Эрдогана претерпела изменения. Например, перед лицом повторной эскалации напряженности в энергетических спорах в Восточном Средиземноморье он воздерживается от жесткой позиции, противоречащей его предыдущим высказываниям и тезису о «Голубой родине».

Столкнувшись с некоторыми санкциями со стороны ЕС после возникшей в 2019 году напряженности в отношении энергетических месторождений в Восточном Средиземноморье, Турция вывела из региона свои буровые и сейсморазведочные суда под предлогом «техобслуживания». Эрдоган лишь выразил «сожаление» по поводу того, что греческая администрация Южного Кипра выдала новые лицензии на бурение консорциумам Катар-США и Франция-Италия в исключительных экономических зонах (ИЭЗ).

Греческая администрация Южного Кипра предоставила партнерству американской ExxonMobile и катарской государственной нефтяной компании Quatar Petroleum (QP) лицензию на сейсморазведку и бурение на пятом участке объявленной ИЭЗ в Восточном Средиземноморье. Кроме того, французская Total и итальянская ENI получили лицензии на 10-й участок, примыкающий к пятому участку. Турция утверждает, что часть пятого участка, лицензия на который была передана американо-катарскому консорциуму, находится под суверенитетом Турции и нарушает континентальный шельф и морские границы.

В связи с выдачей новых лицензий в этом регионе министерство иностранных дел заявило, что греческая администрация Южного Кипра нарушила международное право. В заявлении министерства отмечается, что: «Часть лицензионного участка на 5-м участке, который запланирован для разведки природного газа и заявлен в одностороннем порядке администрацией греков-киприотов, нарушает континентальный шельф Турции. Информируем, что ни одной иностранной стране, компании или кораблю не будет разрешено заниматься разведкой углеводородов в морских юрисдикциях Турции без разрешения».

В 2019 году сейсмические исследовательские суда Piri Reis и Oruç Reis, принадлежащие Турецкой нефтяной корпорации (TPAO), были отправлены в регион в сопровождении турецкого флота на основании того, что территориальные воды Турции и Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК ) были нарушены при разведке природного газа, что усилило напряженность в регионе. После этого на основании решений министров иностранных дел ЕС, а затем и решений, принятых на саммите лидеров ЕС, Турцию обвинили в нарушении Конвенции ООН по морскому праву и международного права, и было принято решение о введении санкций.

На первом этапе в связи с ходом развития событий и позицией Турции, было принято решение расширить сферу действия санкций, распространив их на некоторых руководителей TPAO. Однако после того как научно-исследовательские суда, принадлежащие ТРАО, прибыли в порт Анталии по причине технического обслуживания, напряженность спала. В ноябре министры иностранных дел ЕС продлили санкции против Турции до ноября 2022 года.

В связи с этими событиями, которые произошли незадолго до его визита в Катар, многих интересовала позиция Эрдогана и то, будет ли он просить эмира Катара аль-Тани, которого он называет «мой друг и брат», вывести катарскую государственную нефтяную компанию из консорциума ExxonMobile. Эрдоган по пути в Катар не затрагивал этот вопрос и никак это не прокомментировал. По возвращении из Катара он мягко перевел тему разговора с этого вопроса.

Молчание Эрдогана о том, что Катар является партнером в спорной лицензионной зоне, довольствуясь выражением сожаления, усилило впечатление, что экономические издержки, с которыми столкнулась Турция, которая была изолирована и в некотором смысле исключена в связи с проводимой ей политикой в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке, а также финансовые трудности стали причиной, по которой она избегает жестких высказываний, как это было раньше.  

Демонстрация более сдержанной позиции в отношении Восточного Средиземноморья, увенчанного «экономическими санкциями», в то время как Эрдоган бросал вызов ЕС по вопросам основных прав и свобод, прав человека, независимости судебной власти и верховенства закона и прочим темам, и схожим образом воздержание от высказываний в адрес Катара, который является частью этого конфликта, является результатом экономического тупика. Все это указывает на то, что увеличение числа уличных демонстраций и тот факт, что до выборов осталось около года, являются признаками того, что Эрдоган пойдет на новые уступки западным странам.






теги: Турция

Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: