ЗРК «Тор»: бог чистого неба


Если внимательно смотреть на сводки из мест проведения спецоперации, пожалуй, чаще всего упоминается именно этот комплекс. Сбит самолет, сбит вертолет, сбит «Байрактар». И виновником этих неприятных для ВСУ строк становится в большинстве случаев именно зенитный ракетный комплекс «Тор» вне зависимости от букв и цифр, обозначающих модификацию. Какими бы они не были, результат примерно одинаков: доклад «Цель поражена».

Между тем, возраст «Тора» спокойно и уверенно движется к полувековой отметке. В чем причина такого успеха, стоит разобраться, ведь на вооружении ВС РФ стоят и более современные ЗРК и ЗРПК, а вот ведь куда не посмотри – там «Тор».

Действительно, бог чистого неба, только вместо молота у него ракеты. Что, впрочем, ничуть не хуже чудо-молота, а возможно и эффективнее. Во времена «того» Тора сверхзвуковых целей не было.

Идем в историю?

1975 год. Советское правительство ставит задачу разработки нового ЗРК. Это должен был быть очень новаторский комплекс, призванный заменить в войсках комплексы «Оса» и «Куб». Эти ЗРК зарекомендовали себя лучшим образом, но стремительно изменяющаяся обстановка и появление на арене новых видов вооружения (крылатых ракет) потребовали соответствующей реакции.


ЗРК «Оса»

ЗРК «Тор»: бог чистого неба

ЗРК «Куб»

В отличие от «Куба» и «Осы», которые были все-таки противосамолетными комплексами, новый ЗРК должен был стать универсалом, способным поражать крылатые ракеты на предельно малых высотах и внезапно возникающие воздушные цели вообще. Но основной упор был сделан именно на малогабаритные высокоскоростные цели, причем, комплекс должен был поражать их в максимально широком диапазоне углов атак прикрываемого объекта.

Причем, стоит отметить, что комплекс должен был «брать» цели, летающие не только по аэродинамическим траекториям, но и по аэробаллистическим. То есть, в список вероятных целей добавлялись и баллистические ракеты.

В принципе, задача была очень сложной. Чтобы ЗРК был «и чтец, и жнец, и на дуде игрец» - это непросто. Стоит напомнить, что США начали работы в абсолютно том же направлении в 1960 году. Их проект получил название «Маулер» и закончился полным провалом. Пять лет работы и около 350 миллионов ТЕХ долларов – и на выходе получился настолько невнятный ЗРК, немного напоминающий «Осу», что армия США предпочла не мучиться и свернуть проект.

А в Советском Союзе конструкторы смогли. Наш новый проект получил название «Тор».


Более того, параллельно с «Тором» началась работа по созданию ЗРПК переднего края, комплекса, который должен был уничтожать воздушные носители противотанковых ракет ДО рубежа пуска ПТУРов. Так появилась «Тунгуска». Но о «Торе», «Тунгуске» и «Панцире» чуть ниже поговорим.

Над «Тором» работали долго. На вооружение комплекс был принят только через 11 лет после начала работ, что говорит о сложности задач при создании принципиально нового ЗРК. Ведь необходимо было обеспечить ЗРК приличную дальность хода и проходимость, одновременно максимально оснастив его всем нужным оборудованием.

Потому было принято очень правильное решение об унификации шасси с ЗРК «Бук» и ЗРПК «Тунгуска». Это обеспечивало проходимость, грузоподъемность и уменьшало количество гусеничных шасси в номенклатуре сухопутных войск страны. Выбрали шасси ГМ-355 Минского тракторного завода.


Шасси позволило разместить все необходимые для службы системы:
- станция обнаружения целей;
- станция сопровождения ракет;
- оптико-электронные средства сопровождения цели;
- зенитные управляемые ракеты (8 шт);
- автоматика запуска ракет;
- средства управления ракетами и средства связи;
- средства топопривязки и навигации;
- аппаратура тестирования ракет и функционального контроля;
- вспомогательные системы энергообеспечения.

В целом, у конструкторов получилось сделать на базе одной машины полноценную боевую единицу. «Тор» получился в плане внешнего вида очень своеобразным, но абсолютно автономным и способным решать боевые задачи, не опираясь на дополнительные средства обеспечения типа РЛС и пунктов выдачи целеуказаний.

Сложно ли это? Думаю, архисложно. Достаточно посмотреть материал о ЗРК «Бук», становится понятно, что комплекс малой и средней дальности состоит минимум из четырех видов машин. А здесь одна.

Выглядит из-за этого «Тор» более чем специфично. И работает тоже, так как решение задач по обнаружению высокоточного оружия потребовало неординарных подходов.


Действительно, авиация и БПЛА летают в горизонтальной плоскости, а вот те же баллистические и аэробаллистические ракеты могут иметь на заключительном участке траектории угол от 50 до 80 градусов.

Пришлось пойти на такой шаг, как реализация изодальностной (а не изовысотной, как у нормальных ЗРК) зоны обнаружения целей. Изодальностная зона обнаружения целей гарантировала обнаружение цели на заданной дистанции вне зависимости от угла подхода цели к объекту поражения. В подробности входить не вижу смысла, поскольку там лютует физика и высшая математика с интегралами и прочими прелестями. Впрочем, для тех, кто хочет дойти до конца - Изодальностная зона обнаружения

По факту пришлось создавать новую РЛС с новой антенной системой, которую разместили на специально разработанной гиростабилизированной платформе, что обеспечило системе обнаружения целей возможность работы в движении. Это был реальный прорыв.


Для обеспечения работы всех систем была применена ЭВМ с логическими блоками и элементами искусственного интеллекта. Получилось реализовать процесс обнаружения целей и его анализа, то есть, информация от СОЦ попадала в компьютер, где данные о целях анализировались и им присваивалась важность. 10 наиболее опасных целей попадали в приоритетный ряд и начинался процесс выдачи целеуказания.

Критерии опасности целей, которыми оперировала бортовая ЭВМ состояли из скорости цели, высоты, времени подлета к объекту атаки. Кроме того, в системе целеуказания было реализовано распознавание типа обстреливаемой цели, а под тип цели производилась настройка радиовзрывателя ракет для наиболее максимальной эффективности поражения.

С помощью ряда мер было значительно сокращено время, которое проходило от обнаружения цели до пуска по ней ЗУР. У «Тора» это время составляет от 3,5 до 10 секунд, что до сих пор является лучшим показателем среди мировых ЗРК.

Столь короткое время реагирования обеспечила фазированная антенная решетка поисковой РЛС, которая позволяла не только осуществлять мгновенный допоиск цели, но и ее автоматический захват и сопровождение без участия оператора.






После того, как с целью все было закончено в плане поиска, опознания и целеуказания, в дело шли ракеты.


У «Тора удалось разместить 8 ракет 9М330, одноступенчатых твердотопливных ракет вертикального старта.


Старт осуществлялся пороховым зарядом, который выбрасывал ракету на высоту около 20 метров, затем включалась система склонения на азимут полета цели, а дальше уже вступал в дело маршевый двигатель ракеты. Перезарядка ЗРК занимала около 20 минут.


В итоге на выходе появился зенитный ракетный комплекс без авторитетов. Государственные испытания подтвердили высочайший уровень «Тора», который показал высокие возможности особенно в борьбе с малоразмерными высокоточными видами вооружений.

Противорадиолокационные ракеты поражались на дистанции 6-8 км независимо от угла подхода к цели. Авиация получала свое на дальности до 12 км и на высотах от 6 км.

Так как комплекс доводили до принятия на вооружение достаточно долго, то как только «Тор» был принят, а случилось это в 1986 году, сразу же начались работы по модернизации до модели «Тор-М1».

Главным отличием стало два целевых канала, то есть, один ЗРК в момент времени мог обстреливать две цели вместо одной. Здесь весьма полезен оказался боекомплект из 8 ракет, то есть, по 4 ракеты на канал, что было в рамках мировых тенденций.

Кроме этого в составе зенитной ракетной батареи появилась новинка: автоматизированный батарейный командный пункт «Ранжир», который связывался с боевыми машинами по цифровому телекодовому каналу.


УБКП «Ранжир» позволил при работе в составе батареи полностью исключить возможность обстрела двумя боевыми машинами одной цели, определенной разными машинами наиболее опасной. Весь процесс проверки целераспределения происходил автоматически, без участия расчетов.

Стоит отметить, что такую систему контроля за целераспределением не смогли пока реализовать ни на одном зарубежном ЗРК подобного класса.

Еще одним новшеством стала «обойма» из четырех ракет 9М331 в одном транспортно-пусковом контейнере, получившем название «ракетный модуль 9М334». Впервые в мире зенитный ракетный комплекс перезаряжался двумя модулями по четыре ракеты, пуск которых осуществлялся из модулей.






Это самые глобальные новшества, внесенные в конструкцию ЗРК «Тор-М1», сделали его очень привлекательным в глазах зарубежных покупателей. «Тор-М1» был принят на вооружение в 1991 году и до 2014 года производился серийно, находясь на вооружении советской и российской армий, и некоторых стран ближнего и дальнего зарубежья.

Третья итерация «Тора» - «Тор-М2»


Этот комплекс, который начал выпускаться в 2020 году, стал еще более серьезным противником всего летающего. Канальность комплекса удалось увеличить вдвое и теперь «Тор-М2» в состоянии обстреливать до 4 целей одновременно.

Добиться такого результата удалось с помощью значительной доработки антенны. Был увеличен сектор поиска и сопровождения целей, произошла замена обрабатывающей ЭВМ на более современную и производительную, доработан ряд бортовых систем.

«Тор-М2» может поражать в своем диапазоне высот и дальности практически все типы летательных аппаратов. Исключение составляют только сверхмалые беспилотные летательные аппараты, все остальное представляет собой цели, которые будут успешно поражены.

Но главной особенностью ЗРК «Тор» является его уникальная возможность производить поиск целей и их уничтожение с хода, находясь в составе колонн техники. Это делает «Тор» незаменимым комплексом, а если к этому добавить еще и просто поразительное соотношение по критериям «эффективность-цена», то что-то равное вообще найти сложно, если вообще возможно.

Есть и пути дальнейшей модернизации «Тора». В самом ближайшем будущем возможно оснащение комплексов ракетами 9М338 с инфракрасными ГСН, что позволит увеличить дальность действия комплекса до 15-20 км.

Этого более чем достаточно для ЗРК непосредственного прикрытия объектов и средства ПВО мотострелковых и танковых частей от бригады и выше.

«Тор» должен действовать в связке с комплексами непосредственного прикрытия войск. В нашем случае это обновленная «Тунгуска» и «Панцирь-1С». Эти три комплекса должны гармонично дополнять друг друга для достижения максимального результата в обеспечении безопасности войск от нападения с воздуха.

Правда, еще в 2009 году было проведено сравнительное испытание ЗРК «Тор-М2» и ЗРПК «Панцирь-1С». Для чего это было сделано, не совсем мне понятно, комплексы как бы совсем не конкурируют друг с другом, но результаты были более чем любопытными.


ЗРК «Тор-М2» и ЗРПК «Панцирь-С1» стреляли по ракете-мишени «Саман» и по мишени Е-95. «Саман» - это мишень на базе ракеты от ЗРК «Оса», играющая роль малоразмерного высокоточного оружия. Е-95 – имитатор крылатой ракеты или БПЛА среднего класса.

«Тор» сбил три «Самана» тремя ракетами. «Панцирь» выпустил 8 ракет и не попал ни одной. По два Е-95 были поражены обеими комплексами с расходом одна ракета на мишень.

Испытание-сравнение показало, что «Тор-М2» является наиболее эффективным средством борьбы с небольшими высокоскоростными целями. В защиту «Панциря» стоит сказать, что после испытания боем в Сирии, комплекс подвергся значительной доработке именно в вопросах перехвата небольших и скоростных целей.

Применение «Тора» в военных конфликтах современности, от Югославии до Украины, показывает, что комплекс успешно выполняет все задачи по перехвату и уничтожению целей в своем диапазоне действия.

Именно поэтому сегодня ЗРК «Тор» является не только средством защиты мотострелковых и танковых дивизий, но вполне может рассматриваться как средство защиты особо важных объектов в том числе и от высокоточного оружия.

Есть и не то чтобы проблемы, а скорее пожелания, которые было бы неплохо учесть и отправить в разработку.

Чистой воды арифметика: у «Тора» был один целевой канал, на который приходилось 8 ракет. У «Тор-М1» 8 ракет приходились на 2 целевых канала, по 4 на канал.

А у «Тор-М2» на один канал приходится всего 2 ракеты. Да, возможности комплекса по уничтожению целей увеличились, но и средства противодействия никто не отменял. Реально две ракеты на один целевой канал – это мало.

У комплекса «Бук» такая проблема была решена очень изящно, созданием ПЗУ, пускозаряжающей установки.


В статье о «Буке» это указывалось, практически была создана машина, подобие старой ТЗМ, транспортно-заряжающей машины, только сам процесс перезарядки был упразднен.

То есть, осуществить перезарядку ЗРК с помощью ПЗУ можно, о зачем?

ПЗУ просто подключалась к управляющему центру «Бука» и по командам из него производился пуск ракет из ПЗУ. Учитывая, что 9А316, ПЗУ для «Бук М2» может запустить 4 ракеты, а через 13 минут еще только же – очень неплохо было бы разработать что-то подобное для «Тора». Учитывая, что ракеты для ЗРК «Тор» меньше, чем для «Бука», то их может быть больше. Таким образом, возимый боекомплект можно увеличить до 32 ракет.

Имея возможность запуска единомоментно по 4 каналам 16 ракет (8 у БМ и 8 у ПЗУ), можно задуматься о наличии в «обоймах» второго типа ракет. Это могут быть ракеты с модулями РЭБ, или, как вариант – с кассетными частями, заполненными металлическими шариками малого диаметра для поражения сверхмалых БЛА или так называемых роев БЛА.

В целом, возможностей для дальнейшей модернизации ЗРК «Тор» более чем достаточно, вопрос только в том, насколько это будет реализовано в дальнейшем.


Сегодня «Тор-М2» находится на самом острие внимания, ЗРК успешно поражает самые разнообразные цели на Украине, так же успешно, как до этого уничтожал азербайджанские БЛА во время последнего карабахского конфликта. Если бы не «Торы» армии Армении, азербайджанская беспилотная авиация не понесла бы таких потерь. Именно «Торы» сбили 6 «Байрактаров».

В современном бою роль таких успешных ЗРК, как семейство «Тор», возрастает, поскольку появляются все новые воздушные средства поражения наземной техники. Самолеты, вертолеты, крылатые и баллистические ракеты, и, конечно, же беспилотные летательные аппараты, как ударные, так и дроны-камикадзе и барражирующие боеприпасы.

Сегодня «Тор-М2» вполне успешно решает все задачи по защите бригад и дивизий от средств воздушно-космического нападения, но необходимо планомерно решать задачи и дня завтрашнего. Успешные действия ПВО российской армии на Украине однозначно повлекут за собой анализ у потенциального противника и совершенствование его ударных систем.

Любая война – это в первую очередь источник сведений о вооружениях для конструкторов. Нет ни малейшего сомнения, что по итогам спецоперации на территории Украины западные разработчики оружия получат много полезной информации и заказов.
И это данность, с которой необходимо смириться и играть на опережение.
Автор:
Роман Скоморохов





Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: