Но пропагандистское значение операции не объясняет, например, участия в ней двух высокопоставленных офицеров – американского и британского, высадившихся на остров в первой волне десанта. Как сообщают украинские источники, вместе с украинскими десантниками действовали американский подполковник из корпуса морской пехоты и британский майор-коммандос. Их задачей была координация средств разведки. После того, как три вертолета, обеспечивавших высадку, были сбиты, а один из десантных катеров потоплен, остальные катера ушли, полагая первую волну десанта уничтоженной. Судьба американца и англичанина неизвестна – несмотря на требования Лондона и Вашингтона, украинские боевики не сумели повторно высадиться на остров и узнать, что произошло с иностранцами. Причем эти попытки обошлись в несколько сбитых самолетов и вертолетов, а также в несколько десятков погибших морпехов и спецназовцев ВСУ.
Участие западных военных в боевой, причем весьма рискованной операции, связано с тем огромным значением, которое играет остров для контроля над акваторией Одесского залива. То есть его захват и удержание, если и не стали бы разблокированием портов Одессы, то, по крайней мере, были бы важным шагом к этому.
А портовое хозяйство «Жемчужины у моря» имеет колоссальное значение даже не для доставки вооружения на Украину, а для вывоза с нее пшеницы, кукурузы и масляничных культур. В свете анонсированного «голода библейского масштаба» союзники Украины торопятся наполнить свои закрома за ее счет – в целях своей продовольственной безопасности, а также для перепродажи, ведь цена на хлеб в самое ближайшее время вырастет в несколько раз, а пока его можно скупать на Украине буквально за бесценок.
Зеленский и его команда также весьма заинтересованы в «зерновом гешефте». Ведь с каждого контракта они получают откат в размере 30-40 процентов от его общей стоимости.
Всего, по разным данным, с Украины планируется вывезти от 20 до 45 млн тонн зерна. То есть, по сути, все, что у нее есть. В частности, президент США Джо Байден указал что на Украине находится 20 млн тонн зерна, а сейчас решается вопрос о его вывозе, поскольку это «поможет сбить мировые цены на продовольствие». Впрочем, возможно, он назвал только то количество зерна, которое планируется вывезти в США.
Байден сказал, что морской транспорт под вопросом и вывоз будет осуществляться преимущественно наземным транспортом. Но тут есть, как говорится, нюансы.
Так, максимальная экспортная мощность железной дороги оценивается в 1,1 млн тонн зерна и 250 тыс. тонн подсолнечного масла в месяц. То есть такими темпами 20 млн тонн придется вывозить больше года, в то время как Запад назначает дедлайн к началу лета, ибо опасается, что после этого зерно уже не вывезти.
Отметим, что указанная пропускная способность не предполагает и не учитывает последствий бомбо-штурмовых и ракетных ударов по железнодорожной инфраструктуре. То есть, очевидно, что ни к началу, ни к концу лета не управиться, даже если задействовать автотранспорт.
Таким образом интерес к разблокированию Одесского порта неизбывен. Будут его пытаться решить и дипломатическим путем. Так, ООН уже обращалась к России с просьбой «пойти навстречу, чтобы не допустить голода в Африке». Однако мы прекрасно понимаем, что вовсе не об Африке печется Запад, и уж, конечно, не об Украине, которую намерен отставить без продуктов. Тем более, как мы знаем, «нет такого преступления, на которое капитал бы не пошёл ради 300% прибыли».
И мрачная ирония заключается в том, что бандеровские боевики идут в бой и гибнут ради того, чтобы появилась возможность уморить голодом половину Украины, в то время как российские воины, блокируя порты, спасают украинцев от нового голодомора.
Борис Джерелиевский