Тем не менее, говорить о полноценном возрождении известного бренда нельзя. Точнее, можно говорить именно о марке, под которой будет выпускаться автомобиль. Однако что будет за ней - главный вопрос
В настоящий момент завод "Автофрамос" (бывший АЗЛК) не в состоянии производить собственные автомобили. Нет никаких производственных линий, даже законсервированных, не говоря уже о конструкторском бюро.
АЗЛК сейчас
Далее имеется несколько вариантов.
Первый. Привлечение китайского автоконцерна. В настоящий момент власти Москвы, КамАЗ и Минпромторг ведут переговоры сразу с несколькими китайскими компаниями. С JAC Motors, FAW, BYD. Данный марки практически не представлены на российском рынке.
В том случае, если переговоры завершатся успешно, то китайцы предоставят свои платформы, на которых будет собираться "Москвич". Правда, это ничем не будет отличаться от того, что происходило с АЗЛК при "Рено". Фактически китайцы будут поставлять комплектующие для крупноузловой сборки. Ни о каком развитии отечественного автомобилестроения в этом случае говорить не придется.
А ведь именно сейчас у русского авиапрома появился уникальный шанс на возрождение. И связан он, в первую очередь, со вступлением мировой автомобильной промышленности в новый этап своего развития, сопровождающейся увяданием традиционных автомобильных брендов.
Единственный аргумент "за" китайцев состоит в том, что азиатский концерн может зайти на существующие мощности максимально быстро, что позволит сохранить как трудовой коллектив, так и производство. Впрочем, российская сторона рассчитывает договориться с китайцами в течение двух недель. Если не получится, то "придется" заниматься "Москвичом" самостоятельно.
Второй вариант. Производством "Москвича" будет заниматься КамАЗ. Соответствующие компетенции у КамАЗа есть. Нет только опыта серийного производства легковых автомобилей. Единственная разработка КамАЗа - электрокар "Кама", однако его производство предполагается начать не ранее 2024-2025 года.
Отметим, что у КамАЗа есть опыт сотрудничества с китайским концерном JAC (с которым ведутся переговоры по "Москвичу"). Так, КамАЗ локализовал некоторые китайские технологии при производстве среднетоннажных грузовиков "Компас".
Запуск завода с нуля потребует нескольких лет разработки новых моделей и вливаний сотен миллиардов рублей. Только в разработку. Это более сложный путь. Зато более эффективный и полезный для нашей экономики.
Вопреки распространенному мнению, в России нет никакого отставания по технологиям автомобилестроения. Если говорить точнее - по производству моделей дешевого и массового сегмента. Условного аналога Lada Granta. Даже сейчас ту же "Гранту", как и ряд других моделей, АвтоВАЗ способен производить самостоятельно. В сентябре возобновится полностью импортозамещенное производство модели Lada Vesta (уже средний сегмент).
В разработке и налаживании производств подобных моделей нет ничего сложно. Единственное условие - наличие относительно емкого внутреннего рынка. В России он, разумеется, есть и немаленький даже по мировым меркам. Автомобили массового сегмента успешно производят даже такие государства, как Иран и Узбекистан.
В России же внутренний рынок позволяет создать сразу несколько отечественных автомобильных брендов и, следовательно, несколько конструкторских бюро. Одного АвтоВАЗа мало. В таких отраслях, как автомобилестроение, авиастроение, железнодорожное машиностроение и т.д необходима конкуренция между КБ.
Это прекрасно понимали и в Советском Союзе, что позволяло производить лучшие в мире самолеты. Например, ИЛ-86 по своим характеристикам превосходил американский аналог Boeing-747.
Даже если брать КамАЗ, то, несмотря на все успехи автоконцерна, ему все равно нужна конкуренция в виде того же "Урала". То, что иностранные грузовики в значительной степени уйдут сейчас с российского рынка - это хорошо, поскольку КамАЗ делает не хуже автомобили, чем у той же шведской Scania, но если закрываться в себе - то это путь в никуда.
Легковое автомобилестроение также нуждается во внутренней конкуренции. Если у АвтоВАЗа и появились сейчас неплохие компетенции, то без конкуренции с другими КБ волжский автомобильный завод начнёт через какое-то время деградировать. Протекционистские меры государства - это хорошо, но без прогресса в долгосрочной перспективе они бесполезны.
Русскому легковому автомобилестроению нужно 3-4 конструкторских бюро как минимум. Как было сказано выше, базовое условие в виде емкости внутреннего рынка для этого имеется. Более того, имеются отличные перспективы экспорта в государства Африки и Латинской Америки. Например, на Кубе все чаще можно встретить наши Лады и УАЗы.
Таким образом, возрождение бренда "Москвич" должно произойти не путем перенаклеивания марки с китайской модели. За возрождение должно стоять собственное конструкторское бюро, собственные производственные линии, максимально возможная доля отечественных комплектующих и т.д. Да, на это потребуется время. Не менее трех лет.
Но если ничего не делать и пытаться пересесть с европейской иглы на китайскую, то о развитии промышленности и экономики в целом можно забыть.