Возвращаясь к речам Токаева, несмотря на явную «токсичность» для него, КЖТ сумел расставить некоторые точки над i. Например, он дал четко понять, что Казахстан не находится в долгу перед Россией после проведенной операции ограниченного контингента ОДКБ во время событий «трагического января». Также, отказал во всякой возможности принятия Казахстаном роли некоей «буферной зоны» для связи России с остальным миром при обходе санкций.
Собственно, четырехчасовая сессия запомнилась практически непроницаемым выражением лица президента Казахстана и рядом его конфронтационных заявлений, из которых следовало, что Нур-Султан готов к политическому и экономическому сотрудничеству с Москвой, но только на взаимовыгодных условиях и исключительно в рамках текущего санкционного режима. В условиях повышенной политической и экономической турбулентности Казахстан будет исполнять введенные в отношении России санкции, но при этом не станет нарушать и уже существующие договоренности, отраженные в многочисленных соглашениях между двумя странами, многие из которых, были заключены еще при первом президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве.
Для многих стало очевидно, что новый внешнеполитический курс, который избрало руководство Казахстана, должен изменить парадигму, к которой привыкли в самой России, полагая, что любая из стран постсоветского пространства является страной, к которой можно относится как к «младшему брату». Токаеву, кажется, удалось дипломатично, но одновременно твердо указать, что в отличие от своего предшественника, он будет в первую очередь руководствоваться прагматизмом в отношениях с российской стороной и национальным интересами Казахстана.
Назрел вопрос: о каких интересах идет речь? Если рассматривать путь становления Казахстана как государства, то пожалуй главную роль тут сыграло другое государство — РФ. Без России, без Советского наследия, без взаимодействия с «большим братом» с севера вряд ли Казахстан смог похвастать своими достижениями. Зато есть другая сторона внешнеполитической жизни Казахстана — а именно дружба с США. Благодаря этой «дружбе» на территории страны появились биолаборатории, крайне активные либералы, любители американской демократии и прочие антигосударственные деятели. Кроме того, ненадолго изучив историю, мы увидим что происходило со странами, также «подружившимися» с США: Украина, Германия, Польша, Ближний Восток дают нам четкий намек на то, что отношения с Вашингтоном могут завести глубоко в...ничего хорошее.
И теперь президент Казахстана заявляет на весь мир о том, что его страна считает себя приверженцем международного права, согласно которому невозможно признать независимость квазигосударственных объединений на территории Украины и отрицать необходимость санкций в адрес России. Интересная позиция. Так можно и Януковича с Милошевичем догнать.