Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Социологические опросы показывают: общество Соединённых Штатов Америки на всех парах стремится к


    В начале ноября США направили в регион атомную подлодку, целью этого решения в Белом Доме назвали


    По мере развития Великого кризиса мы будем наблюдать множество негативных событий, некоторые из них


    Нервная реакция либералов – как оппозиционных, так и вполне системных – на сближение Москвы и


    А теперь к нарастающей волне «разборов полёта» трагедии и позора израильской армии 7-го октября.


    Реклама









    » Почему Центробанк дал экономике передышку

    | 18 сентября 2014 | Точка зрения |
    Джинн инфляции выскочил из бутылки, а экономический рост окончательно увял. По логике, Центробанк должен был, реагируя на угрозу неожиданно резко ускорившейся инфляции, ужесточить денежную политику и повысить процентную ставку – как он сделал это 2 месяца назад. Этого ожидали большинство аналитиков (и я в их числе). Но ЦБ преподнес сюрприз. Он объявил о сохранении неизменной ключевой ставки. Чем вызвано такое решение и означает ли это смену приоритетов в политике ЦБР?

    Наценка на контрсанкции

    Инфляция на 8 сентября, согласно данным ЦБР, составила 7,7% годовых. А за первую неделю сентября – сразу 0,2%.  В пересчете на годовые темпы роста это около 11%. Это – очень много (смотрите график здесь).
    Инфляция резко ускорилась после введения в начале августа российских контрсанкций. Они резко нарушили рыночные балансы в пользу продавцов – сократили предложение товаров и одновременно усилили монопольное положение оставшихся на рынке игроков. Из-за чего те подняли цены. Темп, достигнутый инфляцией на сегодня, превзошел ожидания самых смелых аналитиков. А на подходе новый виток санкционной войны. Если все пойдет так, как идет, то инфляция по итогам года может не остановиться в диапазоне 8–8,5%, где ее ждали большинство аналитиков, а превысить 10%, несмотря ни на какие усилия ЦБР.
    Но Эльвира Набиуллина не видит тут особой проблемы и на сегодняшней пресс-конференции оценила вклад санкций в инфляцию всего как 0,2 процентных пункта. На мой вопрос, с чем же тогда связан столь резкий и неожиданный скачок инфляции, она упомянула падение рубля (хотя с мая по август он как раз последовательно укреплялся). Это не выглядело серьезным ответом.
    ЦБ считает, что влияние санкций – временно, что это разовое воздействие на цены. Сокращение предложения товаров из-за падения импорта – действительно разовый фактор. Пока не будут найдены другие поставщики или увеличены собственные мощности по производству. Но вот сокращение конкуренции из-за санкций – это постоянно действующий фактор инфляции. ЦБР его явно недооценивает.

    Центробанк перед выбором

    Год назад в утвержденных «Основных направлениях денежно-кредитной политики» (ОНДКП) на 2014-й ЦБР рассчитывал, что:
    • рост ВВП России составит 2%;
    • инфляция – 5% (плюс-минус 1,5 процентных пункта).
    Что мы имеем на сегодня?
    • рост ВВП – «околонуля» (прогноз ЦБР – 0,4%);
    • инфляция рискует оказаться вдвое выше – сверх 10% годовых (скромный прогноз ЦБР – «выше 7%»).
    Стратегия ЦБР (согласно прошлым и нынешним ОНДКП) – переход к таргетированию инфляции. Среднесрочный ориентир – 4%. Сдерживать инфляцию ЦБР может только монетарными методами. Хотя на статистике даже 2014 года они показывают свою полную неэффективность. 
    Наша экономика уже испытывает жесткие спросовые ограничения: ЦБР поднял ключевую ставку трижды за текущий год, последний раз – 2 месяца назад, а реальные доходы населения практически перестали расти (они прибавили 0,2% за первые 7 месяцев 2014-го, сравните с 4,3% год назад). Ограничения спроса очевидны, но все же инфляция в августе резко скакнула вверх.
    ЦБР всегда может сказать, что если бы не денежные ограничения, инфляция была бы не 10%, а 12% или 15%. С другой стороны, монетарные ограничения будут загонять экономику страны в рецессию (спад). На это чиновники ЦБР обычно отвечают, что следят за экономикой и стараются не переужесточать денежную политику, чтобы не вызвать катастрофы.
    Но спад ВВП приходит со значительным запозданием по отношению к мерам денежной политики. Сначала из-за растущих цен население и предприятия, чьи доходы не растут, вынуждены покупать меньше. У продавцов растут запасы на складах (не проданные конечному потребителю товары). А затем производителям приходится сокращать выпуск продукции. Первая стадия (рост запасов) еще не сокращает ВВП, а вот вторая – уже сокращает. Поэтому «следить» за экономикой в самый момент ужесточения ДКП – бессмысленно, эффект этих мер проявится не сразу, а спустя 3–6 месяцев. 
    Второй аргумент чиновников ЦБР – что ослабление ДКП приведет только к усилению инфляции, но не к стимулированию роста ВВП. И с этим трудно не согласиться. В условиях усиления монопольного положения продавца (из-за российских контрсанкций) производителю явно выгоднее просто поднять цену на товар, не увеличивая его выпуска. Только усиление конкуренции может стимулировать продавца к росту выпуска (тогда при увеличении своих цен он вылетает с рынка: другие продавцы смогут предложить более дешевые товары). «Война санкций» ведет нас в прямо обратном направлении.
    Реальный выбор для ЦБР в этой ситуации сокращен до минимума:
    • объявить новые цели (или прогноз) по инфляции в пределах 8–8,5% и продолжать ужесточать ДКП с высоким риском провоцирования рецессии в экономике 
    или
    • признать реальные проблемы в экономике, установить новый прогноз по инфляции на 9–10% и больше не делать ничего. Не повышать ключевую ставку, не ужесточать денежную политику, не ставить новые амбициозные цели по снижению инфляции. 
    Первое означает упорство в достижении цели. Но это упорство, достойное лучшего применения. Второе означает позицию доктора: не навреди! Признание Банком России малой эффективности имеющихся в его распоряжении инструментов. И применение их только в крайних случаях. 
    Но второй вариант явно расходится с оптимистическими заявлениями правительства и прогнозами на 2015 год. Это для ЦБР вариант «маршировать не в ногу», спровоцировать обвинения в том, что он слабо борется с инфляцией. Подставиться. Продемонстрировать нерешительность. Не только высшие чины государства, но и рынок могут его неправильно понять и создать немалые проблемы (от вызовов «на ковер» до валютной паники). В общем, у этой позиции, конечно, есть свои риски.

    Логика Набиуллиной

    Сегодня Банк России свой выбор сделал и не стал увеличивать ключевую ставку. Но не потому, что решил заботиться об экономике и росте. Нет: это означало бы брать на себя ответственность за рост, а этого ЦБР хочет избежать всеми силами. Поэтому была найдена довольно рискованная «отмазка»: регулятор счел все факторы резкого скачка инфляции временными, а уже принятые решения – достаточными для возврата уровня инфляции к целевому в среднесрочной перспективе.
    Но если что 31 октября, на очередном Совете директоров, ЦБР пообещал вернуться к вопросу поднятия ключевой ставки. Так что сегодняшнее его решение – это не выбор между суровым «снизить инфляцию» и медицинским «не навреди». Это просто способ отложить решение, ничего более. При неизменности общего курса на борьбу с инфляцией как единственной цели ЦБР.
    Это ясно следует из »Основных направлений денежно-кредитной политики» на 2015 год и 2016–2017 годы, проект которых был утвержден сегодня Советом директоров ЦБР. Базовый вариант прогноза на 2015 год – рост ВВП 1%  и инфляция 4,5–5%. Если санкции будут затягиваться, то есть второй вариант с ростом на 0,9% и инфляцией 6–6,5%. В качестве основной и единственной цели Банка России прописана ценовая стабильность со стремлением к инфляции на уровне 4% в перспективе 2–3 лет. С 2015 года – переход к «тарегируемой инфляции» и условный отказ от валютных интервенций.
    Банк России не сменил своей политики и своих приоритетов, а просто дал «передышку» экономике на 2 месяца. Женское руководство нашего Центробанка желает по-прежнему демонстрировать мужскую брутальность, решительность и непреклонность в своей позиции. С легким налетом женского «может быть».


    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://slon.ru/economics/pochemu_tsentrobank_dal_ekonomike_peredyshku_-1156640.xhtml

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что России необходимо нанести превентивный удар по предполагаемому агрессору в случае прямой угрозы её суверенитету?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru