Российский завод HAVAL

Завод Haval в Тульской области открывал сам Путин, на минуточку. Такой «пиар» доступен не всем, и происходит не просто так. Дело в том, что завод Хавейл обеспечивает полный цикл сборки автомобилей, начиная от штамповки кузовных деталей.

Китайцы пишут, что мол это первый иностранный завод полного цикла в России — но, конечно, они слегка преувеличивают. Полный цикл обеспечивает и завод Hyundai под Питером.

Штамповка у китайцев проходит в три этапа, на трех прессах по очереди, на огромном комплексе. Металл, кстати, закупается в Китае — в отличие от Hyundai, который использует металл производства Северстали. На Hyundai идет специальный металл, его состав разработан корейцами, и на Северстали довольно долго мучались с освоением этого материала. Кроме специального состава, корейский лист еще и плакируется алюминием для защиты от коррозии. Насколько я знаю, сейчас на Северстали всё-таки заменили алюминий оцинковкой — хотя на цинке хуже держится краска и хуже происходит точечная сварка, но эти проблемы удалось как-то преодолеть подбором цинкового сплава и грунтов под краску.

Китайский металл — примерно такой же, как идет на конвейеры ВАЗа. В своё время этот металл был разработан для производства эмалированных кастрюль — он прекрасно тянется в штампе, дает мало складок и редко рвётся. К тому же он и дешевый. Сейчас его применяют для кузовов автомобилей по всему миру. Главный недостаток «кастрюли» — этот металл непрочен (низкий предел текучести) и очень податлив коррозии. После смытия защитного покрытия он ржавеет на воздухе менее чем за сутки. Его, конечно, можно пассивировать, анодировать и даже цинковать — но он всё равно будет корродировать.

Видите ли — для кастрюли это было не важно, кастрюлю целиком заливают эмалью, которую затем запекают в печи — и она намертво приваривается к металлу. Эмаль защищает металл от соприкосновения с окислителем. Но автомобиль в печь для запекания не отправишь. А растворимые эмали (краски) в той или иной степени проницаемы для кислорода. Цинк — идея хорошая, но он выгорает в местах точечной сварки, и как раз в этих местах, на стыках листов, скапливается влага.

Но выбора нет — сейчас почти все автомобили сделаны из такого железа. От фольксвагена до мерседеса. До конца гарантии краска продержится — а что будет потом, даже самому именитому бренду плевать.

Как мне тут сказал один товарищ про «глазастый» Мерседес (W210) — это был первый мерс, который умудрялся сгнить под задницей первого же владельца. Немцы были в шоке — они привыкли, что с мерсом можно ничего не делать, и он отъездит 8-10 лет без всяких признаков коррозии. Но увы — меркетолухи из Штутгарта решили, что делать долговечные машины больше не имеет смысла, и перешли на «кастрюлю» — как ранее сделал Опель, например, а затем и Фольксваген.

Но вернемся на завод HAVAL в России. Штамповочное производство у них выглядит вот так:

Ничего впечатляющего для дилетанта — несколько огромных прессов Fagor с автоматическими податчиками листа и деталей.

Дальше детали поступают на автоматический сварочный конвейер. Конвейер полностью автоматический. Похожий сейчас стоит на заводе ГАЗ, на нем варят и собирают Газель ЦМФ («автобус»). Роботы могут не только варить, но и легко меняют «инструмент», превращаясь из сварщика в транспортировщика или по-другому меняя назначение.

Роботы ABB Robotics, что характерно. Якобы шведские (ну вы понимаете — где они сделаны). Странно, что не KUKA, которая теперь принадлежит китайцам.

Помощь людей тут не требуется — достаточно просто нажать кнопку и роботы оживают.

Вообще говоря, по виду металла я могу сказать, что металл гальванически оцинкован. То есть китайцы не пожабились, не стали заниматься ерундой с пассивирующими грунтами, как делает ВАЗ и Рено.

Сваренные кузова транспортируются по второму этажу цеха и опускаются на специальных платформах в цех покраски и сборки.

Теоретически, в полностью автоматизированном цехе покраски над каждым автомобилем работают 37 роботов. Из них 17 автоматических роботов для нанесения покрытия распылением, 12 роботизированных манипуляторов открытия дверей и 8 автоматических роботов для нанесения герметика.

Но фоток нет, потому что цех покраски от нас утаили. Там китайский производитель что-то бережет от любопытных глаз и наших объективов.

Я подозреваю, что берегут они вот это:

Это исправление мелких дефектов штамповки перед окраской деталей. Оно делается вручную, молоточками. Слой цинка при этом, конечно, повреждается. Вообще говоря, так правят дефекты штамповки и на Лендроверах, и на Мазератти — это общепринятая практика. На ВАЗе, думаю, не правят — и так сойдет.

После покраски кузова перемещаются в цех сборки. Интересно, что окрашенные детали закрывают специальными матами, а кузовные детали целыми защитными панелями на присосках. Чтобы нечаянно не повредить ЛКП.

На одном конвейере собираются и флагманский внедорожник H9, и новые кроссоверы F7 и F7X. Для H9 на сборку приходят отдельно кузова, отдельно рама с установленными на нее силовыми агрегатами, трансмиссией и другим оборудованием.

Вот так выглядит подсобранная рама H9 без кузова:

Выглядит убедительно. Я бы сказал — убедительнее, чем нынешняя Тойота Лендкрузер, у которой даже раму практически не красят.

Окончательная сборка Хавалов происходит уже «на колесах». Двери и пластиковые элементы навешивают в самую последнюю очередь.

Ручной труд на заводе Хавал — в основном на подсборке модулей и на участке навески дверей, капота и крышки багажника. Основные участки — полностью автоматизированные.

Потратив полмиллиарда долларов на строительство завода в России, китайцы продолжат жертвовать и дальше — они сейчас работают себе в убыток. Впрочем, как я вам уже говорил — уже лет 20 как крупные автобренды глубоко убыточны, какие-то плюсы в своём балансе они рисуют только на росте цены акций, а собственно производство и продажа автомобилей — идет в минус.

Изначально завод предполагалось открыть в 2017-м, но, как выразились в руководстве отделения «Хавейл Мотор Рус», не были учтены все особенности нашего законодательства, юридические нюансы и иные аспекты. В итоге в конце 2017 года в цеха индустриального парка Узловая под Тулой лишь начали завозить и устанавливать оборудование, пусконаладочные работы провели в 2018-м. А торжественно открыли «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» только 5 июня 2019 года — ровно в тот день, когда в Кремле Владимир Путин встречался с главой КНР Си Цзиньпином. Причем чиновникам продемонстрировали два свежесобранных кроссовера Haval F7.

Свободного места в цехах пока явно с избытком: первая фаза основного производства предусматривает мощность 80 тысяч автомобилей в год. А вообще завод рассчитан на 150 тысяч машин ежегодно. Озвучено, что для рентабельности завод должен ежегодно производить не менее 30 тысяч автомобилей. Конечно, у руководства Хавейла есть план Б — контрактная сборка на своих мощностях машин других китайских марок (как минимум с двумя переговоры уже идут).

Между прочим, завод построен без СПИКа — то есть без софинансирования российским государством. Чисто на китайские деньги.

А еще в сборочном цехе есть необычные участки по производству кресел, изготовлению коврового покрытия пола, покрытия потолка и формовки пластиковых элементов интерьера — эти детали Haval самостоятельно делает прямо здесь, на месте! Как и выпускную систему.

Несмотря на это, уровень локализации пока около 30%. Но будет больше.



Источник новости: https://new.topru.org/rossijskij-zavod-haval/




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: