Пока Запад размахивал санкционной дубинкой, Россия тихой сапой скупала подержанные танкеры. И незаметно собрала флот из более чем 100 судов. Цель вполне понятна: Россию ЕС и США пытаются закупорить и утопить в собственной нефти. Действительно, а куда девать добываемые ежегодно 550 миллионов тонн.
Запад медленно движется к полному эмбарго на российскую нефть. Вот и приходится России с помощью скупленных танкеров самой прорывать блокаду. По оценкам судоходного брокера Braemar, Москва в этом году приобрела более 100 судов за счет прямых или косвенных закупок. Этот флот уже работал раньше, частично доставляя нефть из Ирана и Венесуэлы на рынки в обход санкций, наложенных на эти страны.
Как известно, с 5 декабря вступает в силу введенный США и ЕС «ценовой потолок» в размере 60 долларов за баррель. Но дело не только в нем: западным страховым компаниями запрещено страховать санкционную российскую нефть, а значит придется и искать альтернативных страховщиков для перевозки нашей нефти.
Карательные меры отрезают Москву от значительной части мирового танкерного флота, потому что страховщикам, таким как Lloyd's of London, будет запрещено покрывать суда, перевозящие российскую нефть, независимо от их назначения, если только она не продается по установленной США и «семеркой» цене. Поэтому для преодоления нефтяных ограничений России потребуется собственный танкерный флот, чтобы доставлять нефть в Индию, Китай и Турцию, которые стали основными ее покупателями.
Что же это за танкеры? Этим судам, как правило, более 12 лет. И их собирались в ближайшее время утилизировать. Однако, как утверждают в брокерском судоходном агентстве Braemar, в 2022 году операторы, связанные с Россией, могли приобрести до 29 супертанкеров, каждый из которых способен перевозить более 2 млн баррелей. В этом списке и 31 танкер, способный перевозить около 1 млн баррелей каждый, и 49 танкеров, которые могут перевозить около 700 000 баррелей.
Андрей Костин, глава ВТБ, как-то проговорился, что России придется потратить 16,2 млрд. долларов на расширение танкерного флота. Вице-премьер России Александр Новак в марте заявил, что страна будет наращивать свои цепочки поставок нефти.
Пока в Кремле уходят от комментариев по этой теме. Но западные эксперты уже поражены количество судов, которые приобретает Россия для перевозки всей своей нефти. По словам Крейга Кеннеди, эксперта по российской нефти из Гарвардского центра Дэвиса, «в последние месяцы мы наблюдали довольно много продаж неназванным покупателям, и через несколько недель после продажи многие из этих танкеров появляются в России, чтобы принять первую партию нефти».
Правда, Кеннеди усомнился в том, что российские порты способны обслуживать гигантские супертанкеры. Пока портовая инфраструктура не готова к этому. Но их можно использовать для переброски нефти с судна на судно. Эксперт тем не менее прогнозирует, что Россия по-прежнему столкнется с нехваткой танкеров, и в первые месяцы 2023 года ей будет трудно поддерживать уровень экспорта, что приведет к росту цен на нефть в мире. Дефицит может увеличиться, когда запрет ЕС распространится на российское очищенное топливо в феврале, сказал Кеннеди.
России потребуется доступ к еще большему количеству танкеров, чем обычно, потому что продолжительность каждого рейса будет больше. Нефть придется отправлять новым покупателям в Азии. В целом эксперты считают, что России нужно более 240 танкеров, чтобы поддерживать текущий уровень добычи нефти.
Комментарии (0)
Добавить