Одной из ключевых задач в деле улучшения тяжелой демографической ситуации в России является всемерная поддержка института многодетной семьи. Именно через стимулирование появления семей с тремя и более детьми можно увеличить суммарный коэффициент рождаемости, который для простого воспроизводства населения должен составлять не менее 2,1 ребёнка на женщину.
Вчера пришла новость о том, что в Государственную Думу был внесён законопроект, в котором рассматривается введение с 2023 года маткапитала на третьего ребёнка. Сумма обсуждается такая же как и на первого ребёнка (в 2022 году она составила 590 тыс. рублей).
Однако уточняется, что данная мера возможно будет применяться не во всех регионах, а только там, где наблюдается низкая рождаемость. Для регионов же с высокой рождаемостью вводить, согласно законопроекту, не планируют.
Данная мера, безусловно, важная и нужная. Хотя как обычно возникает вопрос, почему это делается только сейчас. Ведь если для появления одного-двух детей в семье хоть какие-то условия всё-таки были созданы: различные социальные выплаты, материнский капитал, всевозможные льготы, семейная ипотека и т.д. То, что касается многодетных семей, меры стимулирования для их появления, мягко говоря, далеки от идеала. Вот к примеру, до настоящего момента не было даже элементарного маткапитала.
Однако самый важный вопрос для многодетной семьи помимо материального достатка – жилищный. И льготная ипотека в многоквартирных домах совершенно не решает эту проблему. Даже если сделать её беспроцентной.
На ИЖС данная программа начала распространяться только несколько месяцев назад. Более того, обилие бюрократических моментов и критериев существенно осложняет жизнь. Но и нынешняя программа льготной ипотеки под ИЖС не ставит целью улучшения жилищных условий для существующих и будущих многодетных семей, хотя целеполагание должно быть именно такое. Исходя из чего должны быть разработаны соответствующие механизмы.
Вообще обсуждаемые меры поддержки многодетных семей в ряде регионов России уже себя проявили. Ярким примером может служить Сахалин. Так, с 2015 года в регионе реализовалась программа, направленная на стимулирование рождаемости. И большую роль играла поддержка конкретно многодетных семей, а не просто рождения детей.
Так, при одновременном рождении трех и более детей семье предоставлялся 1 млн рублей. При рождении третьего или последующих детей производилась ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума (около 17 тысяч рублей), а также выплата в половину стоимости приобретаемого или строящегося жилья (не более 2 млн рублей). Кроме того, многодетные семьи были освобождены от уплаты налога на имущество, земельного (на участки под индивидуальное жилищное строительство) и транспортного налога.
Результатом этого стал выход Сахалинской области по показателям рождаемости на 5 место в России и на первое – в Дальневосточном федеральном округе. В настоящий момент коэффициент рождаемости там составляет 1,95 (на пике – 2,15). Это даже выше, чем, например, в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Татарстане или Башкирии.
Существенно выросло и общее количество многодетных семей. Так, только за два последних года значение показателя рождаемости третьих и последующих детей на Сахалине выросло с 0,43 до 0,52.
В общем, я надеюсь, что законопроект всё-таки будет принят, а комплекс мер для поддержки многодетности в России будет сформирован и оформлен в единый федеральный проект. Ведь для решения демографической проблемы нужно делать основной акцент не просто на повышении рождаемости, а именно на стимулировании появления семей с тремя и более детьми. Только такое целеполагание позволит решить демографическую проблему, являющуюся самым серьёзным вызовом для нашей страны в XXI веке.