В обход России. Альтернативные маршруты Казахстана

Обладающая построенной в советское время трубопроводной инфраструктурой и имеющая значительные запасы углеводородов Центральная Азия вполне закономерно представляла большой интерес для Европы.
В 2007 году ЕС утвердил стратегию по сотрудничеству с Центральной Азией. Одной из ключевых целей которой было получение беспрепятственного доступа к к энергоресурсам с последующей транспортировкой в Европу. С обязательным условием – новые маршруты должны строиться в обход России.
Однако скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Многие громкие проекты так и остались лишь на бумаге. К таким относится, например, газопровод "Набукко", сокращенной версией которого чуть позже стал Южный газовый коридор. В итоге был реализован только его укороченный проект TANAP, который доставляет газ из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе. И доходит с этого газопровода всего 10 млрд кубов.
Россия, напротив, была заинтересована в проложении экспортных маршрутов через собственную территорию. И вот тут уже делались реальные дела, самым крупным из которых стала реализация Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который был предназначен для поставок казахской нефти в порт Новороссийск. Сейчас по нему вывозится 60% экспортной нефти Казахстана.
События этого года дали новый толчок рассуждениям о поиске альтернативных путей. В связи с чем снова заговорили о возможности реализации Транскаспийского маршрута через порты Азербайджана. Огромным плюсом тут было бы отсутствие необходимости вложений в строительство новых трубопроводов. Учитывая к тому же, что мощности Азербайджана хронически недогружены. "Баку – Тбилиси – Джейхан" (БТД) качает только 26 млн т при возможности в 50 млн т. "Баку – Супса" также имеет в своем распоряжении свободных 3 млн т.
Однако если бы всё было так просто, то данное направление давно было бы реализовано. Но во-первых, имеется сопротивление в лице Азербайджана, более дорогая и легкая нефть которого не хочет смешиваться с тяжелой (и более дешевой) казахской. Другим моментом является отсутствие танкеров. А вкладываться в строительство судов, которые способны ходить только по внутреннему Каспийскому морю, желания у кого-либо мало. Ну а строить нефтепровод через Каспий не позволяет огромное количество факторов (как минимум это огромные расходы и непростой статус самого водоёма).

То есть по сути европейское направление без КТК или "Дружбы" упирается в кучу проблем, решить которые можно только при наличии как большой воли, так и имея для этого существенные средства.
Есть у Казахстана ещё и китайское направление. Однако тут сложностей никак не меньше, если и не больше. На данный момент существует возможность поставлять казахскую нефть на восток по маршруту "Атасу – Алашанькоу" к границе с Китаем. Сейчас этот трубопровод наполовину (около 10 млн т) заполнен русской нефтью. Оставшиеся же мощности не используются.
В чём же дело. А банально в том, что "казахская нефтянка" не совсем уже и казахская. Месторождениями владеют иностранные компании, которые, имея в Европе собственные НПЗ, совсем не намерены продавать своё сырье в Китай.
Другой преградой являются чисто географические особенности. Дело в том, что пограничная с Казахстаном территория Китая имеет свою нефтедобычу. А развитые промышленные восточные и центральные районы прекрасно снабжаются нефтью по морю.
Есть и ещё кое-что. Вообще, с чисто технической точки зрения наиболее перспективным направлением для Казахстана мог бы стать Иран. Да, там имеются и свои богатые запасы "чёрного золота", однако в дело снова вступает география. Подавляющее большинство значимых месторождений расположено на юге, который отделен от севера труднопроходимыми горными цепями. Но сотрудничеству с Ираном мешают уже западные рестрикции.
В общем, никакой реальной альтернативы маршрутам через Россию для Казахстана пока нет. Потенциальные возможности в направлении Китая или Ирана купированы на корню из-за полной зависимости нефтедобычи от западных компаний. Вот такая ирония судьбы. Выходит, что Европа сама невольно привязала Казахстан к России, фактически лишив его возможности проявлять большую активность на восточном и южном направлениях.



Источник новости: https://vamoisej.livejournal.com/10286184.html




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: