Враг конечно чаще всего врет, но иногда неприятную правду друзья не торопятся сообщить. На вражеских каналах, есть пара менее ангажированных, кто выдает такие тезисы. Если убавить накала и желания "онолитегов" видеть у нас большие проблемы, то получается вот что:
1. СВО изначально было серьезной заявкой на господство в Евразии, демонстрацией силовой компоненты и устойчивости экономики+ независимая политика, готовность идти против Запада и отстаивать свою зону влияния (защищать союзников).
2. После Казахстана - ожидалось течение войны по быстрому варианту, с переворотом в Киеве. Не срослось, пошли по варианту длинному.
3. Вскрытые недостатки и достоинства нашей системы, привели к переговорам с Китаем. Который изначально должен был иметь более равноправное положение по отношению к нам.
4. Сейчас Китай нас считает в чем то менее сильными и самостоятельными (заинтересованными в его поддержке), в чем то мы сумели его удивить (стойкость экономики под санкциями поразительна, сам Китай считает что его бы экономика грохнулась сильнее в такой ситуации).
5. Так как мы заинтересованы в поддержке Китая, Китай выдвинул нам ряд условий, не на все из которых мы согласились. Это был партнерский диалог, но не с полным консенсусом. Китай считает - что мы должны перейти на роль чисто сырьевого партнера. Уважаемого и влиятельного, но не во всем равноправного. С этим связан отъезд СИ из Москвы ранее анонса в три дня пребывания.
6. Китай получил больше прав в Ср. Азии - нашей зоне влияния и теперь он выстраивает там свое влияние, проведя без нас Саммит. . Страны этой зоны экономически получили блага, но стратегически сильно напрягаются. В свете притеснений уйгуров и исторического опыта взаимодействия с китайцами, они заинтересованы в противовесе влиянию Китая. Что вызвало резкий прилет в Москву на 9 мая. И является полем для новой игры в регионе.
7. Путин не приехал на саммит, построенный под Китай. После прояснения стратегии экономического влияния Китая на постсоветском пространстве - в Китай полетел Мишустин. На трудные переговоры, прояснять итоговую фактуру. Китайцы будут загонять нас в статус сырьевого партнера, с предложением сдать в совместные проекты интересные технологии. Мы - отстаиваем свои красные линии в экономике, но заинтересованы в ситуативной поддержке , инвестициях и синхронизации действий в ООН и ряде регионов.
Оттуда такой странный перечень в тезисах визита Мишустина, "станкостроение, лесоперерабатывающая промышленность", и т.д. То есть где то - "приоритетно развитие производства у нас", а где то - "дайте Китаю лес кругляк много и недорого".
8. Промежуточный этап - визит Путина в Китай, летом осенью. Итоговые переговоры, которые скорей всего станут просто очередным раундом, боданием по несовпадающим мнениям и компромиссом по ситуации.
Мой собственный вывод.
Тезис врагов "Россия легла под Китай", откровенно нелеп, невооруженным глазом видно что мы дружить-дружим, но табачок врозь. И мы отстаиваем свои принципы. Но компромиссы также есть. Все покажет будущее.
В чем риски Китая? Недооценка силы и адаптивности России. Неверие в качественное развитие наших ВС после выявления недостатков. Неверие в развитие нашего производства, попытка этому помешать - переключив нас на закупки китайского .
Ключевое - Китай понятие не имеет, как бы его ВС выстояли и решали задачи, нет уверенности в победоносности операции по Тайваню. Нет моральной готовности на войну. Последние два фактора осознаются, поэтому Китай проявляет гибкость и заинтересованность в диалоге и не вытаскивает разногласия с нами "на люди".
Ситуативно - у нас с ним все неплохо, как и них с нами.
Россия - должна найти в себе силы построить ключевые индустрии (электронику, биотех, станкостроение, хипром и металлургию, хайтек приборостроение, продвинутый агротех) - без привязки к ключевым технологиям даже самых близких партнеров.
Не поддаваясь на лобби "все купим, зачем мучиться". Повторю - хотя бы ядро ключевых технологий, теоретическую и прикладную науку по ним, обеспечить воспроизводство экспертизы.
Ну и ВС, флот и ВКС. Качественней, умней, гибче и управляемей. И только потом - больше и многочисленней.
Пока тренды разнонаправлены, очень много сопротивлений к переходу в высокотехнологичный-индустриальный уклад у разных групп в собственной экономике.
Взаимодействие с Китаем будет сложным, маркеры того что ситуация развивается в нужном ключе - это свои, а не сборочные производства станков, приборов, электроники и т.д. Там где было сборочное - перевод на полную локализацию.
Мишустин еще много будет ездить в Китай. Как и Путин. Торговое партнерство будет сложным, стратегически Китаю выгодно наш производственный кластер либо ослабить либо контролировать через ключевые технологии. Наши это осознают, но компромиссы неизбежны. Весь вопрос в динамике, накоплении позитивных изменений.
Добавлю: За пределами обзора остались инфраструктурные маневры. С одной стороны - Китай работает над расширением путей сообщения с Россией. Это само по себе хорошо, но также является маркером роста сырьевых закупок. Для 100 вагонов с приборами пути достаточно, но если ожидается сто тысяч с рудой... смысл понятен.
С другой - мы создаем коридор с Ираном, где направление Север-Юг, стыкуется с путем - Восток-Запад, который Китай делает в обход нас, через Ср. Азию, Иран и Турцию. В этом смысле, мы делаем правильные шаги, это похоже на крестики-нолики, успеваем занять выгодный квадратик своим присутствием. Делая невозможным полный обход нашей территории.