
Ещё одна история про несбывшиеся реформы Юрия Андропова, который якобы хотел спасти СССР от развала, и якобы смог бы это сделать, если бы чуть дольше правил страной:
40 лет назад, летом 1983 года, генеральный секретарь ЦК КПСС и советский лидер Юрий Андропов задумал провести радикальную реформу национально-территориального деления СССР, которая предполагала отказ от деления страны на союзные республики, на смену которым должны были прийти регионы без привязки к титульной нации — «как штаты в США». Это утверждал Аркадий Вольский — помощника генсека по экономике.
Однако жизнь Андропова закончилась раньше, чем это смогло быть реализовано. Более того, историки пока не нашли в архивах подтверждения данной информации, хотя и допускают существование подобного замысла.
«Как-то генсек меня вызвал: “Давайте кончать с национальным делением страны. Представьте соображения об организации в Советском Союзе штатов на основе численности населения, производственной целесообразности, и чтобы образующая нация была погашена. Нарисуйте новую карту СССР“», — рассказывал Вольский в начале 2000-х годов.
По его словам, сначала он взялся за дело один, а затем, поняв, что не справляется, попросил помощи у академика Евгения Велихова. В результате они якобы представили генсеку 15 вариантов нового административного деления страны.
После замечаний Андропова, как утверждал Вольский, ими был подготовлен последний вариант, который предполагал разделение СССР на 41 штат с примерно равным населением и без выделения в нем титульной национальности (то есть, говоря прямо – предполагалось прежде всего расчленить на части РСФСР, причем таким образом, чтобы русские нигде не составляли большинство).
Поскольку в 1983 году в СССР проживало около 270 миллионов человек, на каждый штат приходилось примерно 7 миллионов граждан. Учитывая тот факт, что по численности населения среди республик тогда с большим отрывом лидировали РСФСР (140 миллионов) и Украина (50 миллионов), планировавшаяся Андроповым реформа должна была вести к децентрализации главным образом именно этих двух республик в составе страны.
Вольский выразил мнение, что если бы эта реформа была осуществлена, «в сегодняшней России было бы гораздо меньше проблем».
Упоминаемый проект, если он действительно существовал, запоздал лет на 60: проблем удалось бы избежать, если бы с самого начала Ленин и большевики не стали резать Россию на куски, создавая из русских территорий национальные республики и наделяя их правом выхода из союза.
Но поскольку Ленин был убеждённым сторонником борьбы с «великорусским шовинизмом», и поскольку большевикам надо было на кого-то опираться в борьбе за власть против белых, выступавших «за единую и неделимую Россию», ленинцы решили опираться на местных националистов, идеологически антирусских. Позже, когда социалистическая экономика схлопнулась, по этим-то границам СССР и распался.
Впрочем, ещё во время Хрущёва сделать реорганизацию, нарезать страну на «штаты» и подавить тем самым центробежные силы, было ещё возможно. Во времена Андропова — уже навряд ли. Если бы он начал делить РСФСР на «штаты», мы просто распались бы в 1992 году на большее количество кусков, вот и всё.