1. В Школе Капитализма я рассказываю про жизненную стратегию от Фёдора Михайловича Достоевского — не слишком-то популярную в 21-м веке, но ничуть не менее эффективную, нежели в прошлые века. Цитирую из начала поста (ссылка):
В старые тёмные времена считалось нормальным иметь жизненный план. Трагедии героев русской классики зачастую заключались или в том, что они жили бесцельно, как Григорий Печорин с Евгением Онегиным, или в том, что их планы были безнадёжно бестолковы, как у Ильи Обломова с Родионом Раскольниковым.
Жизненный план мог быть до предела простым — «сделать военную карьеру», «выйти замуж за князя», «поехать в Америку и разбогатеть». Может быть, «поставить жестяную крышу на дом», если речь шла о планах простого русского крестьянина. Жить совсем без плана считалось почти неприличным — безвольность и равнодушие были признаками персонажей даже не отрицательных, а опустившихся, жалких. Амбиции и целеустремлённость были столь необходимы порядочному человеку, что их отсутствие воспринималось как увечье или тяжёлая болезнь.
Современное общество стало чрезмерно демократичным или, если угодно, инфантильным, так что плыть по течению больше не считается чем-то зазорным. Когда-то нежелание взрослеть называли «синдромом Питера Пэна». Сейчас таких больных стало больше, их называют термином «кидалты», дети-взрослые.
С этим известным термином, впрочем, есть некоторая путаница. Согласно общепринятому ошибочному определению, кидалты — люди за тридцать, которые одеваются как подростки и увлекаются всякими детским забавами: комиксами, аниме, фэнтези, смартфонами и компьютерными играми. Определение ошибочно, так как «детские забавы» — это как раз нормально, потому что умному человеку необходимо развлекаться. Условное аниме в этом разрезе выигрывает у более одобряемых обществом хобби, таких как бары, автомобили или путешествия. Кардинал Ришелье, к примеру, увлекался кошками, а более взрослого и здравомыслящего человека во Франции той эпохи найти было бы непросто. Главный признак кидалта — не глубокое знание сюжета Сильмариллиона, а инфантильное избегание ответственности, что выражается в принципиальном нежелании вести взрослую жизнь. Более конкретно, в нежелании вступать в брак, обзаводиться детьми, делать карьеру и копить деньги.
2. Ещё раз об успехах российского образования перед революцией. Именно тогда был выстроен тот мощный фундамент, с помощью которого уже в советское время была достигнута почти всеобщая грамотность и была сформирована советская научно-инженерная школа (ссылка):
В России между 1900 и 1916 годом, фактически, была создана единая непрерывная система образования (окончательно сформированная в ходе реформ графа П.Н.Игнатьева в 1915 – 1916 гг.).
…
В России законопроекты о введении всеобщего обучения появлялись с начала царствования Александра II (они разрабатывались Особым комитетом, созданным по Высочайшему повелению 28 июля 1861 года). Однако вскоре было осознано, что введение обязательного обучения возможно только после обеспечения общедоступности школ на всем пространстве Империи, что являлось чрезвычайно сложной задачей. Большинство положений о всеобщем обучении получили силу закона 3 мая 1908 года.
Ставилась задача обеспечения доступности школ для всех детей с радиусом 3 версты. Именно эта проблема (обеспечения физической доступности школ и наличия на местах квалифицированных специалистов), учитывая протяженность страны, была самой трудной. Но после 1897 года она успешно решалась главным образом за счет сотрудничества Министерства народного просвещения и земств. В результате к 1917 году в стране были построены «школьные сети», до сих пор составляющие основу образовательной системы России и других государств, входивших в Российскую империю.
…
Накануне Первой мировой войны показатель грамотности новобранцев в Российской Империи составлял 70-80 % — больше, чем, например, в итальянской армии.
…
К 1916 году в Российской империи было около 140 тысяч школ разных типов. Российская империя уже в начале ХХ века по инфраструктурным параметрам школьной системы (например, отношение числа школ к количеству населения, равномерность их распределения, пространственная доступность, управляемость и т.д.) превосходила не только большинство государств того времени, но и современную Российскую Федерацию.
…
Российская система гимназического образования развивалась значительно быстрее, чем в странах Европы.
…
Выпускник царской гимназии обычно имел уровень знаний по гуманитарным предметам (языки, историко-филологические, философские дисциплины, право), которого не достигали выпускники соответствующих советских вузов. Гимназический уровень по освоению математики и естественнонаучных дисциплин в СССР достигался только в единичных физико-математических спецшколах. Ещё более существенно, что советская школа не давала той полноты и целостности образования, которая представляла гимназия через изучение математических, историко-филологических и философско-богословских наук, формировавшая основополагающие интеллектуальные и эстетические способности и целостное отношение к культуре и миру.
…
К началу Первой мировой войны российская система высшего образования сравнялась с ведущими европейскими и в относительных масштабах (в отношении к численности населения).
…
Количество студентов высших учебных заведений на каждые 10000 жителей:
1899-1903 гг.: Россия — 3,5, Англия — 6, Германия — 8, Франция — 9;
1911-1914 гг.: Россия — 8, Англия — 8, Германия — 11, Франция — 12.
…
Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области технического образования, обойдя Германию. Этот вывод может показаться неожиданным. Но именно он объясняет, почему в годы Первой мировой войны «Россия… в смысле увеличения выпуска имела самую успешную военную экономику» или, по крайней мере «русские достигли сравнимых с германскими, британскими и французскими чудес в производстве» [Мак-Нил 2008, 380; Ливен 2007, 451, 671; Ferguson 1998, 263].
3. В современной России власти вынуждены задумываться уже не о том, как бы дать всем желающим образование (учатся у нас и так либо бесплатно, либо за небольшие деньги — исключения редки), а о том, как стимулировать молодёжь рожать детей. Кое-где в качестве стимулирующих мер предлагается перевод с платного обучения на бесплатное (ссылка):
С 1 сентября все регионы могут вслед за Курганской областью переводить на бюджет студенток колледжей, которые родили во время обучения. Законодательных ограничений для этого нет. Об этом в беседе с «Лентой.ру» заявила зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко.
Ранее в правительстве Курганской области в рамках борьбы с абортами решили переводить на бюджет студенток колледжей, которые родили во время обучения, сообщило URA.RU.
«Отличная инициатива. Наша общая задача — повысить мотивацию девушек рожать детей и вести здоровый образ жизни. Считаю, что коллеги из правительства Курганской области двигаются в правильном направлении. Задача повышения рождаемости остро стоит в большинстве регионов России. Надеюсь, что возможность перевода на бюджет остановит юных девушек от необдуманных решений по прекращению беременности», — высказалась Харченко.
Она отметила, что с 1 сентября 2023 года все регионы могут вводить такие меры поддержки для студенток колледжей и техникумов. Законодательных ограничений для этого нет.
Законодательных ограничений для этого нет, но и работать это тоже не будет, так как чиновники заходят с неправильной стороны. Упрашивают народ заводить детей, стыдят, давят на совесть. Вот вы видели, например, плакаты в духе «подумай о будущем страны, купи мерседес за 10 млн рублей»? А ведь мерседесы народ покупает и без подобных мотивирующих плакатов, там на плакатах другое нарисовано…
В общем, мне инициатива не нравится. Наши вузы и так далеки от совершенства, а помогать учиться тем, кто не тянет, но сделал что-то полезное для государства — порочная практика. Вузы должны выпускать профессионалов, а хороший человек — это не профессия.