Нашумевший проект Германа Грефа «Школы XXI века», который обещает «возможность бесплатно получить образование мирового уровня в сфере IТ» и кампусы которого уже открыты в Москве, Новосибирске, Казани и Сургуте, на самом деле не более, чем франшиза, то есть право пользования брендом и бизнес-моделью французской Ecole 42, ставшей популярной на Западе. Это, увы, далеко не первый случай слепого западного обезьянничанья в России.
Понятно, что у Грефа нет никакого педагогического образования или опыта, зато есть партнеры из Стэнфорда и Йеля, из ООН и ЮНЕСКО. И «блестящая» идея клонировать проект французов, создав, как он сам говорит, школу будущего – без учителей, лекций, оценок, для поступления в которую не надо сдавать экзамены или предъявлять диплом. Просто не выпускайте из рук планшет с прописанными для вас алгоритмами, выполняйте все команды нейросети и будете очень «образованным».
Никто не спорит, что потребность в айтишниках сегодня очень высока, как в 40-е годы она была в строителях, в 50-е – во врачах, в 80-е – в физиках или в 90-е в охранниках и юристах. Значит ли это, что рынок труда сохранится таким же завтра? Не значит.
И дело тут даже не в том, что умопомрачение цифровизацией в школе и жизни временно, оно вполне способно породить проблему очередного потерянного поколения «после цифры». Тревожные звонки, которые «цифровизаторы всея Руси» пока не слышат, уже звучат. Вот о чем предупреждает британская газета The Economist: «Родители младших школьников встревожены тем, что их детей не просто поощряют, но и требую от них приносить ноутбуки на занятия. А университетские профессора жалуются на полную рассеянность внмимания в аудиториях, когда студенты обмениваются сообщениями вместо того, чтобы слушать лекции. На этом фоне целый ряд исследований показывает докомпьютерные преимущества в обучении: рукописного ввода. Исследования показали, что написание на бумаге может улучшить всё – от запоминания последовательности слов до лучшего концептуального понимания сложных идей».
Оказывается преимущества использования ручки или карандаша заключаются в том, что моторная и сенсорная память при переносе слов на бумагу закрепляет этот материал. Расположение букв на странице влияет на зрительную память: дети могут быстрее запомнить новое слово, которое они записали на уроке, скажем, французского, как находящееся в левом нижнем углу страницы, к примеру.
Одно из наиболее наглядных преимуществ письма от руки заключается в более качественном познании. В исследовании социологов Пэм Мюллер и Дэнни Оппенгеймера, проведенном в 2014 году, студенты, печатающие на машинке, записывали почти в два раза больше слов и отрывков из лекций дословно, что говорит о том, что они не столько понимали, сколько быстро копировали материал. Тогда как рукописный ввод, который занимал больше времени почти у всех студентов университетского уровня, вынуждая тех, кто ведет записи, обобщать идеи в своих собственных словах. Это как раз и способствует концептуальному пониманию того, что они записывают. Те, кто делает заметки от руки, также лучше справляются с тестами, причем этот эффект сохранялся даже тогда, когда студентам, печатавшим на машинке, было дано указание перефразировать материал своими словами. Инструкция оказалась совершенно неэффективной: студенты не столько понимали материал, сколько повторяли его, как попугаи.
Заметим, что американская школьная программа «Common Core», принятая в 2010 году, не требует обучения рукописному письму после первого класса (в возрасте шести лет). Но сейчас уже в половине штатов эта дисциплина введена снова. А несколько школьных образовательных систем в США вообще запретили ноутбуки.
Национальная учебная программа Англии тоже предусматривает обучение основам скорописи к семи годам.
Возвращение к бумаге и ручке, по большому счёту, гармонично развивает познавательные способности личности, а унификация процесса познания «цифрой», прямо говоря, плодит среднецифровую интеллектуальную серость. И если это поняли даже англичане с американцами, то почему мы-то сломя голову торопимся унифицировать своих детей?
Причем не только самозабвенно топим их в «цифре», лишая здорового интеллектуального становления личности, но и разрушая здоровье физическое. Российские медики не могли не заметить резкого падения здоровья детей в пандемию, когда они посидели на онлайн-образовании, видя вместо лица учителя экран монитора. Грефу и другим грефоманам не с руки обращать внимание на то, что чем выше уровень вложений в цифровую инфраструктуру школьной системы, тем хуже там успеваемость по математике. И опять-таки прозвучала эта тревога не у нас, а на международном круглом столе «Цифровая школа как "новая нормальность" – путь к деградации» из уст немецкого ученого Манфреда Шпитцера, профессора психиатрии Ульмского университета и директора центра нейронауки в Ульме. Он начал с самого простого: если ребёнок смотрит на близкорасположенные предметы, то фокусное расстояние до предмета постоянно находится далеко за своими пределами, и у растущего молодого организма развивается близорукость. Вожделенный мобильник ребёнок держит в руках в среднем почти 5 часов в день. А теперь присмотритесь к этим цифрам: в Европе близоруких молодых людей 30%, в Китае – 80%, в Южной Корее более 90%.
Китайцы – те мудрые неспроста. Обнаружив во время эпидемии коронавируса, что у детей стала быстрей развиваться близорукость, они наложили запрет на использование в школах смартфонов. Их нейропсихологи установили, что использование цифровых устройств часто приводит к агрессии, страхам, депрессии, понижению способности сопереживания, понижению уровня удовлетворённости жизнью и возникновению зависимостей.
Причем давно не секрет, что клиническая картина состояния полушарий мозга в зависимости от того, насколько часто человек пользуется смартфоном, почти полностью совпадает с состоянием мозга потребителя наркотиков.
А есть ещё и исследование статистики США по суицидам, которое проводилось в течение 7 лет. В нём участвовало 500 тысяч человек молодежи от 13 до 18 лет. Оно показало зависимость уровня повышения суицидов от времени нахождения человека в сети на 30% у мужчин и на 100% у женщин.
А теперь – поближе к школе: интеллектуальный уровень детей тем выше, чем меньше времени они проводят перед телевизором. А смартфон, даже если он просто лежит на столе рядом с ребенком, засоряет его внимание и сковывает его мышление.
И – опять-таки не у нас – исследования по проекту «Пиза», в которых было задействовано более 1 миллиона учащихся из 15 стран, показали обратную зависимость между объемами инвестиций в цифровую инфраструктуру школ и результатами учебного процесса.
Сравнивая данные за 10 лет учеников школ, исследователи обнаружили, что увеличение инвестиций в школьные информатизационные процессы обучения обратно пропорционально показателям успешности образования. Детям нужен учитель, а не компьютер. Живой человек со своим характером, чувствами, интеллектом.
Тогда и происходит между двумя живыми людьми процесс социализации одного из них – в науке, искусстве, культуре, что, собственно, и есть «процесс обучения» жизни, а не «цифровая школа», где учитель становится одной их функций компьютера, которую всегда можно просто отменить.
Вы заметили, как быстро пилотный проект по цифровизации школьного обучения «вырос» из отдельных регионов до повсеместного? И это уже когда дистанционное образование в пандемию обнажило катастрофические последствия, как для психологического, так и для физического здоровья детей. Ларчик «цифровой школы» открывается очень легко одним миллиардом рублей в год на ее содержание. А по данным Счетной палаты России всего с 2016 по 2021 год непосредственно на внедрение цифровых технологий в школы из федерального бюджета было направлено 71,8 миллиарда. Есть, что делить?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.